Вот все пишут о неких психологических проблемах.....А поподробнее можно узнать, что в это понятие вкладывается? Или это просто очередная новомодная фигня - посещать перед школой психолога? Помню, как меня в школу записывали, пришла к нам домой (!) моя будущая первая учительница, спросила, как меня зовут, какой сегодня день недели, и знаю ли я буквы. На что я ей выдала, что я, вообще-то, давно уже читать умею, чай не маленькая, ну и в таком роде с ней побеседовали. Какой там психолог? Видимо, что-то в жизни с тех времен таки изменилось
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.
Под проблемами, связанными со школьным обучением обычно понимают следующее:
- ребенок не понимает, зачем он ходит в школу. На уроках он не выполняет указания учителя, играет игрушками или школьными принадлежностями, может ходить по классу, сидеть под партой. Ребенок отказывается идти в школу, могут появиться соматические заболевания (болит живот, голова...)
- особенности развития внимания, памяти, мышления (отвлекается, не понимает объяснения, пропускает то, что рассказывает учитель, не знает, что задали на дом).
- особенности развития тонкой моторики.
Наибольшую проблему при обучении первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. В возрасте 6-7 лет еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.
- особенности развития эмоциональной сферы ребенка.
Для ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Поэтому эмоции могут утомлять ребенка до полного изнеможения. Устав, ребенок перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств. Однако при всей подвижности эмоций и чувств детей старшего дошкольного возраста характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение.
Диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог, включает:
1.Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:
* общего физического развития;
* моторики руки;
* работоспособности;
* характеристики движений;
* произвольной регуляции действий.
2.Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:
* восприятия;
* памяти;
* внимания;
* мышления;
* речи;
* круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:
* уровня развития эмоционально-волевой сферы;
* уровня развития коммуникативных навыков;
* мотивации к обучению;
* самооценки.
Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным.
Поэтому не стоит отчаиваться, если вдруг эти результаты будут недостаточно высоки ( а тем более обижаться на психолога).
В данном случае необходимо учитывать особенность развития ребенка дошкольного возраста: часто малышу не хватает буквально одного-двух месяцев для того, чтобы произошло созревание организма, на основе которого произойдет скачок в его психическом развитии.
Опираясь на профессиональные рекомендации педиатра и психолога, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.