Статус:
Offline
Реєстрація: 05.02.2009
Повідом.: 30483
Реєстрація: 05.02.2009
Повідом.: 30483
Тру киберпанк в кино.
И так тема обозначена. Речь пойдет о классическом, настоящем киберпанке, в изначальном значении этого слова. Поэтому сначала давайте таки проясним, что же это такое, киберпанк, ткскзть, раставим бреве над Й.
Только не надо приплетать тут всякую Шматрицу. Это посткиберпанк, наверное стоит позжее внимательнее написать о нем, но это совсем не киберпанк, хотя для неискушенного зрителя разница будет наверное исчезающе мала.
Разбираться с фильмами будем в следующих постах.
И так тема обозначена. Речь пойдет о классическом, настоящем киберпанке, в изначальном значении этого слова. Поэтому сначала давайте таки проясним, что же это такое, киберпанк, ткскзть, раставим бреве над Й.
Киберпанк (англ. Cyberpunk, иногда CP) — художественный жанр, появившийся в середине 1980-х и описывающий ужасы интернетов, эпические войны кулхацкеров с ZOG, восстания машин и прочие (около)сетевые похождения. В оригинальном варианте несёт ударный заряд жопоголизма. В поздних воплощениях градус оного существенно упал, тогда как градус пафоса значительно вырос.
Собственно, хороший, годный киберпанк отличается не только высоким художественным исполнением и годным фантастическим допущением, но и лютым цинизмом. Наиболее точным определением эстетической составляющей киберпанка является «научно-фантастический нуар». Пересчитать такие произведения можно по пальцам, так как по мере распространения компьютеров и компьютерной грамотности киберпанк оказался скомпрометирован как жанр.
Новая волна интереса к киберпанку пришлась на вторую половину 2010-х благодаря всеобщей ностальгии по эстетике 80-х. При этом понимание киберпанка у его новых поклонников зачастую довольно поверхностное, в результате чего к «эстетике киберпанка» начали причислять едва ли не что угодно, где есть ретровейв и неоновая реклама.
Характеризуется мрачным, антиутопичным миром (располагающимся чаще всего на Земле — в киберпанке космические путешествия далеко не так часты, как в классической фантастике), в котором государства потеряли или ещё теряют своё значение (в отличие от классических антиутопий, где действие обычно происходит в тоталитарных государствах), а мир поделён между мегакорпорациями. Так называемый «критерий Дозуа» — «High tech, low life».
В хардкорном варианте герой соответствует миру, он живёт по его законам и менять не собирается. При этом в классическом киберпанке герой — всегда маргинал, живущий на задворках или дне общества (отсюда «low life») и не стремящийся в него интегрироваться (отсюда «панк»). Зачастую эта маргинальность обусловлена зависимостью от веществ (ну или просто лекарств, без которых ГГ с его глубоко модифицированным телом быстро двинет коней). Во всем этом тоже прослеживается преемственность стилистики киберпанка от нуара и «крутого детектива», одной из основных фишек которых было стирание грани между героем и антигероем.
Только не надо приплетать тут всякую Шматрицу. Это посткиберпанк, наверное стоит позжее внимательнее написать о нем, но это совсем не киберпанк, хотя для неискушенного зрителя разница будет наверное исчезающе мала.
Думаю, что ярлык запутает менее известных авторов, которые попытаются этим заниматься. Будет немало боевиков с мордобоем. Появится множество поделок о парнях с ирокезами, севших за компьютер. «Киберпанк» бьёт мимо цели.
— Уильям Гибсон
— Уильям Гибсон
Первый попавшийся фильм про крутого робота-киборга и т. п. из секретных лабораторий — НЕ киберпанк! Почему? А потому что киберпанк — это «high tech, low life», то есть случай, когда кибернетика есть У ВСЕХ, даже у бомжей, и является ежедневной суровой обыденностью. Один секретный робот (или пускай их даже десятки) погоды не делает.
Разбираться с фильмами будем в следующих постах.