Статус:
Offline
Реєстрація: 10.09.2020
Повідом.: 3115
Реєстрація: 10.09.2020
Повідом.: 3115
Владимир Шкода, философ
Лучший из миров
Тронутые литературой
(фрагменты статьи)
Вначале речь пойдет о счастливых людях, о тех, кого изволила тронуть Литература. Конечно, мера тронутости бывает разной. Кто почитывает на сон грядущий, а кто переселяется в особый мир и живет там, поглядывая, как бы в окошко на мир реальный. Этот особый мир притягателен. В нем легче жить. Мы пребываем в нем в качестве наблюдателей. Но это только поначалу. Далее, вживаясь в мир, скажем, романа, мы начинаем мыслить и действовать по его правилам. Сперва это проявляется в речи, затем в поведении. Наша реальная жизнь становится литературой. Если бы не было других людей, менее тронутых, все было бы прекрасно. Но эти, менее тронутые и не тронутые вовсе, существуют, их большинство. С их миром, реальным до неприличия, вульгарным и жестоким, приходится считаться. А посему у тронутых возникают проблемы. Я знаю одного человека, возжелавшего стать свободным мыслителем. Он ушел с работы и стал писать. Незамедлительно реальный мир поставил вопрос: на что жить? Понятно, что это решение - стать свободным и просто мыслить, оно, так сказать, чисто литературное. Психоаналитик, общаясь с нашим мыслителем как пациентом, мог бы найти и соответствующий романный образ. Ему именно подражал мой знакомый, а не реальным людям, много работающим и не упускающим случай подработать.
----------
Бывают редкие случаи, когда Литература настолько трогает человека, что он становится тронутым в самом обычном медицинском смысле. Не-давно Владимир Сорокин рассказал о молодой женщине, которая тронулась, поселившись в мире «Идиота». Это было в 30-х годах, ее лечили в психиатрической больнице. Она наизусть знала текст знаменитого рома-на, могла продолжить его с любой строчки. Она считала себя персонажем романа. Да, 30-е годы… Можно понять эту женщину, ее выбор – в каком мире жить. Не понятно только, от чего лечили? Может быть, следовало судить?
---------
А Дон Кихот – хитроумный идальго из Ламанчи? Считается, что он свихнулся по причине чтения средневековых романов. Он вообразил себя странствующим рыцарем и отправился на поиски приключений вместе со своим другом-оруженосцем.
-------------
Мы не можем вернуться в ту реальность, в которой жил Сервантес. Но он создал для нас реальность вечную. Мир, в который вселялись люди до нас, и будут вселяться после нас. И этот мир тоже расщеплен. На мир нашего рыцаря, или мир средневековых романов, и мир обычных людей, который считается там реальностью. Понятно, что каждое сочинение разных читателей направляет по разным дорожкам. И пребывают они, стало быть, в разных мирах. Кто в каком, это определяется вовсе не образованием, скорее собственным жизненным миром (опять путаница с мирами).
----------------------
Тронутые Литературой счастливы, как счастлив в меру выпивший. Это – нормально. И тот, и другой одухотворены. Они чуть-чуть вознеслись над земным, расслабились, оттянулись. Я даже соглашусь с тем, что о человеке в таком состоянии можно сказать: «он культурно отдыхает». Между тем есть читатели, которые никуда не переселяются. Их, конечно, тоже интересует «что» и «о чем», но еще больше они интересуются тем, кто за всем этим. То есть автором. Они читают автора, а не книгу. Такой читатель скажет, к примеру, «вчера я перечитывал Бунина». И он понимает, что собеседнику этого достаточно. Не имеет значения, что именно он перечитывал. Читая, он может сказать с удивлением: «Э, батенька, как вы, однако…». Это он о писателе, когда тот по ходу повествования выкидывает какой-нибудь фортель. Текст уже не представляется чем-то, вроде пьянящего вещества. Того, что потребляется для обретения особого состояния сознания. Текст становится средством общения между автором и читателем.
.........
2004.
Лучший из миров
Тронутые литературой
(фрагменты статьи)
Вначале речь пойдет о счастливых людях, о тех, кого изволила тронуть Литература. Конечно, мера тронутости бывает разной. Кто почитывает на сон грядущий, а кто переселяется в особый мир и живет там, поглядывая, как бы в окошко на мир реальный. Этот особый мир притягателен. В нем легче жить. Мы пребываем в нем в качестве наблюдателей. Но это только поначалу. Далее, вживаясь в мир, скажем, романа, мы начинаем мыслить и действовать по его правилам. Сперва это проявляется в речи, затем в поведении. Наша реальная жизнь становится литературой. Если бы не было других людей, менее тронутых, все было бы прекрасно. Но эти, менее тронутые и не тронутые вовсе, существуют, их большинство. С их миром, реальным до неприличия, вульгарным и жестоким, приходится считаться. А посему у тронутых возникают проблемы. Я знаю одного человека, возжелавшего стать свободным мыслителем. Он ушел с работы и стал писать. Незамедлительно реальный мир поставил вопрос: на что жить? Понятно, что это решение - стать свободным и просто мыслить, оно, так сказать, чисто литературное. Психоаналитик, общаясь с нашим мыслителем как пациентом, мог бы найти и соответствующий романный образ. Ему именно подражал мой знакомый, а не реальным людям, много работающим и не упускающим случай подработать.
----------
Бывают редкие случаи, когда Литература настолько трогает человека, что он становится тронутым в самом обычном медицинском смысле. Не-давно Владимир Сорокин рассказал о молодой женщине, которая тронулась, поселившись в мире «Идиота». Это было в 30-х годах, ее лечили в психиатрической больнице. Она наизусть знала текст знаменитого рома-на, могла продолжить его с любой строчки. Она считала себя персонажем романа. Да, 30-е годы… Можно понять эту женщину, ее выбор – в каком мире жить. Не понятно только, от чего лечили? Может быть, следовало судить?
---------
А Дон Кихот – хитроумный идальго из Ламанчи? Считается, что он свихнулся по причине чтения средневековых романов. Он вообразил себя странствующим рыцарем и отправился на поиски приключений вместе со своим другом-оруженосцем.
-------------
Мы не можем вернуться в ту реальность, в которой жил Сервантес. Но он создал для нас реальность вечную. Мир, в который вселялись люди до нас, и будут вселяться после нас. И этот мир тоже расщеплен. На мир нашего рыцаря, или мир средневековых романов, и мир обычных людей, который считается там реальностью. Понятно, что каждое сочинение разных читателей направляет по разным дорожкам. И пребывают они, стало быть, в разных мирах. Кто в каком, это определяется вовсе не образованием, скорее собственным жизненным миром (опять путаница с мирами).
----------------------
Тронутые Литературой счастливы, как счастлив в меру выпивший. Это – нормально. И тот, и другой одухотворены. Они чуть-чуть вознеслись над земным, расслабились, оттянулись. Я даже соглашусь с тем, что о человеке в таком состоянии можно сказать: «он культурно отдыхает». Между тем есть читатели, которые никуда не переселяются. Их, конечно, тоже интересует «что» и «о чем», но еще больше они интересуются тем, кто за всем этим. То есть автором. Они читают автора, а не книгу. Такой читатель скажет, к примеру, «вчера я перечитывал Бунина». И он понимает, что собеседнику этого достаточно. Не имеет значения, что именно он перечитывал. Читая, он может сказать с удивлением: «Э, батенька, как вы, однако…». Это он о писателе, когда тот по ходу повествования выкидывает какой-нибудь фортель. Текст уже не представляется чем-то, вроде пьянящего вещества. Того, что потребляется для обретения особого состояния сознания. Текст становится средством общения между автором и читателем.
.........
2004.