Впервые общие характерные черты подобных методик постарался сформулировать Вадим Левин, прекрасный детский поэт и создатель харьковской Лаборатории НЛО.
Аббревиатура НЛО (как, впрочем, и все, придуманные Вадимом Александровичем), с одной стороны, расшифровалась вполне конкретно — как Лаборатория «Начального литературного образования», а с другой — выражала ту парадоксальную и «невероятную» по своему устройству природу вырабатываемых здесь изобретений.
К счастью, методические идеи и многолетний опыт самого Вадима Левина прекрасно изложены в широко известной книге «Когда маленький школьник становится большим читателем». Благодаря этому мы сможем не углубляться в описание практики уникального «поэта-методиста», зато с радостью воспользуемся ле-винскими определениями, выражающими сущность педагогических разработок самых разных «лабораторий НЛО» (не по буквальному, а по шутливо-символическому смыслу названия).
Список Вадима Левина
Ценности и привычки важнее знаний. Задачи предметов начального образования связаны не столько с формированием знаний и навыков, сколько особых ценностей, установок, потребностей, привычек (читательских — или художественных — или музыкальных — или физкультурных — или научно-исследовательских — или природоведческих).
Принцип «поступенчатости» вместо «постепенности».
Под содержательной программой предмета стоит понимать не ассортимент знаний и последовательность их усвоения, а смену мотивов, способов действий и критериев самооценки детей — и связанную с этим логику смены педагогических задач, способов действий и самооценок педагога. (И каждый этап — «ступеньки» — достаточно велик, целостен внутри себя и обладает резко выраженными границами).
А вот подбор знаний и учебных материалов (например, произведений, включенных в программу) и последовательность работы с ними определяются каждым учителем, каждым классом по-своему.
Урок — всегда событие. Основные формы организации учения — совместное проживание событий, совместная деятельность детей и взрослых, иногда (не всегда!) — осознание переживаний и способов действий. Познавательная рефлексия — не высшая ценность, не всегда благо. Она не должна вытеснять непосредственное переживание, должно оставаться место для непосредственности, не отчитывающейся перед самосознанием.
Сохранение в детях детства не менее важно, чем их развитие. Значимо не только научное познание реальности, но и сохранение детской наивной свежести взгляда, незашореннос-ти, способности к непосредственному эмоциональному схватыванию явлений мира. Ценно не только упорядоченное видение, но и способность возвращаться к стихийности, господству случайности и черпать оттуда неожиданные понимания и решения
В школе ребёнок нужен взрослому не меньше, чем взрослый ребёнку. Ребёнок продвигается преимущественно в освоении культурных эталонов и способов; взрослый движется, очищаясь от стереотипов и самодовольства, возрождая и обогащая в себе наивность и свежесть восприятия, целостность, игровую раскованность.
Принцип соавторства. Ребёнок выступает соавтором в организации событий учебной жизни (в частности, и в создании учебного пространства). Но аналогично и отношение каждого учителя к применяемой им методике: он всегда выступает соавтором её разработчиков, он может и должен видоизменять методику в важных для себя направлениях.