Задумайся!
Молодые демократы-активисты мобилизовали обычно политически пассивную Украину, и она уже не будет прежней. Однако, хотя Украина получит все достижения оранжевой "революции каштанов", эта кампания – творение американцев, утонченное и блестяще спланированное учение по массовому маркетингу и продвижению западного брэнда, которое было использовано в четырех странах за четыре года для спасения фальсифицированных выборов и свержения непривлекательных режимов.
Кампания, спонсируемая и организованная американским правительством с привлечением американских консультантов, социологов, дипломатов, двух ведущих американских партий и неправительственных организаций, впервые была использована в Белграде в 2000 году для обеспечения поражения на выборах Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic).
Ведущая роль тогда досталась послу США в Белграде Ричарду Майлзу (Richard Miles). В прошлом году, будучи послом в Тбилиси, он повторил в Грузии тот же трюк, научив Михаила Саакашвили, как свергнуть Эдуарда Шеварднадзе. Спустя десять месяцев после успеха в Белграде посол США в Минске Майкл Козак (Michael Kozak), ветеран подобных операций в Центральной Америке, особенно в Никарагуа, организовал почти идентичную кампанию с целью разгрома белорусского диктатора Александра Лукашенко.
Эта попытка провалилась. "В Белоруссии не будет Коштуницы", – объявил белорусский президент, намекая на победу в Белграде.
Однако накопленный в Сербии, Грузии и Белоруссии опыт оказался бесценным для составления плана свержения режима Леонида Кучмы в Киеве.
Операция по созданию демократии через выборы и гражданское неповиновение теперь настолько отточена, что ее методы превратились в руководство по победе в чужих выборах.
Для брэндинга такого движения хлесткое, короткое название вроде этого очень важно. В Грузии, в ходе прошлогодней революции, аналогичное студенческое движение называлось "Кмара" ["Довольно!" – прим. перев.], в Беларуси – "Зубр". На Украине – "Пора". Кроме того, "Отпор" сочинил четкий и мощный слоган, который в 2000 г. можно было видеть в Сербии повсюду. Он состоял из двух слов: "gotov je" ("конец ему") – речь, естественно, шла о Милошевиче. Черно-белый логотип с изображением сжатого кулака завершал мастерски продуманную маркетинговую атрибутику.
В прошлом году, перед тем как стать президентом Грузии, г-н Саакашвили – кстати, получивший образование в США – приезжал из Тбилиси в Белград, чтоб пройти курс обучения технологиям организации массового неповиновения. В Беларуси американское посольство организовало визит лидеров молодежной оппозиции в Прибалтику, где они встречались с сербами, прибывшими из Белграда. Что же касается самой Сербии, то, учитывая враждебную атмосферу в Белграде, американцы организовывали свержение режима с территории соседней Венгрии – из Будапешта и Сегеда.
За последние недели на Украине побывали несколько сербов. Одного белградского лидера – Александра Марича (Aleksandr Maric) – даже "завернули обратно" прямо на границе.
Основные американские учреждения, участвующие в организации этих массовых кампаний – это Национальный демократический институт при Демократической партии, Международный республиканский институт при Республиканской партии, Госдепартамент США, Агентство международного развития США (USAID), а также неправительственная организация "Freedom House" и Институт открытого общества миллиардера Джорджа Сороса (George Soros).
Официально американское правительство на организацию начавшейся в октябре 1999 года операции против Милошевича и на то, чтобы в течение года готовить его свержение, потратило 41 миллион долларов. На Украине же эта цифра, говорят, составила около 14 миллионов долларов.
Кроме студенческого движения и объединенной оппозиции, другим ключевым элементом такого "демократического шаблона" стал так называемый "параллельный подсчет голосов" в противовес выборным подтасовкам, к которым так любят прибегать непопулярные режимы.
На выборах в Украине присутствовали и профессиональные иностранные наблюдатели от таких организаций, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, но, как и на предыдущих подобных выборах, во время украинской кампании четко было видно, что по всей стране действовали также тысячи местных наблюдателей, которых обучали и содержали западные организации.
Опросы на выходах – самый главный элемент системы. Они перехватывают инициативу в пропагандистской битве у правящего режима, поскольку всегда появляются раньше, чем официальные результаты, пользуются особым вниманием прессы, и власти становятся в положение отвечающего, а не утверждающего.
Последняя стадия американского "демократического шаблона" сосредоточена на мерах, которые следует предпринять, если действующая власть пытается отнять у народа победу на выборах.
Если события в Киеве подтвердят, что Соединенные Штаты действительно с помощью своей стратегии могут помочь народам других стран выиграть выборы и взять власть из рук антидемократических режимов, Америка наверняка попробует применить ее еще в какой-нибудь стране на постсоветском пространстве. Следите за Молдовой и авторитарными государствами Центральной Азии.