«Бог есть любовь»
15 В Библии о любви сказано то, что не говорится ни об одном другом основном качестве Иеговы. Нигде в Писаниях мы не читаем, что Бог есть сила, что он есть справедливость или мудрость. Он обладает этими качествами, он их источник, и ему нет равных в их проявлении. Но о четвертом качестве нам открывается нечто удивительное: «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8). Что это означает?
16 Выражение «Бог есть любовь» нельзя воспринимать как абсолютное равенство, поскольку понятия «Бог» и «любовь» не взаимозаменяемы. Мы не можем просто поменять эти слова местами и сказать: «Любовь есть Бог». Иегова, несомненно, более велик, чем абстрактное качество. Он личность и, помимо любви, обладает широкой гаммой чувств и качеств. Тем не менее любовь наполняет все его существо. В одном справочном труде относительно этого стиха говорится: «Любовь — сама суть Божьей личности». Для себя это можно объяснить приблизительно так: Иегова действует благодаря силе; он руководствуется справедливостью и мудростью; любовь же побуждает его к действию. С любовью он проявляет все остальные свои качества.
17 Нередко можно услышать, что Иегова — воплощение любви. Поэтому, желая узнать, что такое любовь, основанная на принципах, мы должны познакомиться с Иеговой. Это прекрасное качество выражено также и в людях. Каким образом это стало возможным? В период сотворения, очевидно обращаясь к своему Сыну, Иегова сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Из всех земных творений только люди могут сознательно проявлять любовь, подражая тем самым своему небесному Отцу. Вспомним, что основные качества Иеговы представлены разными созданиями. Но для олицетворения своего главного качества, любви, Иегова выбрал именно венец земного творения — человека (Иезекииль 1:10).
18 Проявляя самоотверженную любовь, основанную на принципах, мы будем отражать главное качество Иеговы. Апостол Иоанн писал: «А мы любим, потому что он первый возлюбил нас» (1 Иоанна 4:19). Но каким образом Иегова возлюбил нас первый?
Иегова первым делает шаг
19 Любовь не нова. Что, например, побудило Иегову начать творить? Это не было одиночество, поскольку он не нуждался в общении. Иегова — целостная личность, он совершенен сам в себе и не зависит ни от каких внешних факторов. Но именно любовь, это активное качество, побудила его к тому, чтобы разделить радость жизни с разумными творениями, которые могли бы оценить его дар. «Началом творения Божьего» был его единородный Сын (Откровение 3:14). Затем посредством этого Искусного Помощника он сотворил все существующее, первыми из которого были ангелы (Иов 38:4, 7; Колоссянам 1:16). Наделенные свободой, разумом и чувствами, эти могущественные духовные создания могли развивать чувство нежной привязанности друг к другу, и, что более важно, к Иегове Богу (2 Коринфянам 3:17). Они проявляли любовь, поскольку их возлюбили прежде.
20 Это верно и в отношении человечества. С самого начала Адам и Ева, образно говоря, купались в любви Бога. Куда бы ни пал взор, все в их райском доме, в Эдеме, свидетельствовало о любви небесного Отца. В Библии говорится: «Насадил Господь Бог рай [«сад», ПАМ] в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Бытие 2:8). Приходилось ли тебе когда-нибудь гулять в поистине великолепном саду или парке? Что поразило тебя больше всего? Свет, проникающий сквозь ветвистые кроны деревьев? Ошеломляющее разнообразие красок на цветочных клумбах? Сливающиеся воедино звуки журчания ручья, дивного пения птиц и жужжания насекомых? Воздух, наполненный восхитительным ароматом цветущих деревьев, благоуханием фруктов и цветов? Но как бы ни был прекрасен какой-либо сад или парк, он не может сравниться с Эдемом. Почему?
21 Эдемский сад насадил сам Иегова! Должно быть, это был сад неописуемой красоты. Каждое дерево в нем отличалось своим очарованием и прелестью плодов. Сад был великолепно орошаем, он был обширен и полон невообразимого множества живых существ. У Адама и Евы было все, чтобы вести счастливую, полноценную жизнь, заниматься стоящим, вознаграждающим трудом и иметь совершенное дружеское общение. Иегова первым возлюбил их, и ничто не мешало им ответить ему взаимностью. Но они этого не сделали. Вместо того чтобы проявить любовь и послушание по отношению к своему небесному Отцу, они пошли на поводу у эгоизма и подняли против Бога мятеж (Бытие, глава 2).
22 Какую боль, должно быть, испытал Иегова! Ожесточил ли этот мятеж его сердце? Нет! «Ибо милость [или «неизменная любовь», НМ, сноска] Его вечна» (Псалом 135:1, ПАМ). Движимый любовью, он сразу же замыслил искупить всех верных потомков Адама и Евы. Как мы увидели, для этого Иегове потребовалось отдать в искупительную жертву своего возлюбленного Сына, что стоило ему очень дорого (1 Иоанна 4:10).
23 Да, с самого начала Иегова первым сделал шаг, проявив любовь к человечеству. Самым различным образом «он первый возлюбил нас». Любовь содействует гармонии и радости, поэтому неудивительно, что Иегова назван «счастливым Богом» (1 Тимофею 1:11). Но возникает важный вопрос: действительно ли Иегова любит каждого из нас в отдельности? Обсудим этот вопрос в следующей главе.
[Сноски]
В Христианских Греческих Писаниях часто используется греческий глагол филе́о, означающий «дорожить кем-либо, испытывать чувство привязанности или симпатии к кому-либо (как например, к близкому другу или брату)». Форма слова сторги́, означающего любовь, которую испытывают друг к другу родственники, встречается во 2 Тимофею 3:3, где предсказывается, что именно этого вида любви будет крайне не хватать в последние дни. Слово э́рос, или романтическая любовь между мужчиной и женщиной, не упоминается в Христианских Греческих Писаниях, но все же в Библии говорится об этом виде любви (Притчи 5:15—20).
В других библейских стихах встречаются похожие высказывания. Например, «Бог — свет» и «Бог наш есть... огонь истребляющий» (1 Иоанна 1:5; Евреям 12:29). Но эти высказывания следует понимать как метафору, поскольку Иегова здесь уподобляется физическим явлениям. Иегова подобен свету, поскольку он свят и праведен. В нем нет «тьмы», или нечистоты. Его также можно сравнить с огнем, поскольку он обладает разрушительной силой.