а вот и рецензия


Ирина Рывина поставила на сцене Харьковского академического театра музыкальной комедии спектакль «Тайна Дон Жуана» по пьесе Самуила Алешина «Тогда в Севилье».
Декорации и костюмы к потрясающему зрелищу придумали аж три сценографа — Сергей Чепур, заслуженный художник Украины Надежда Швец и Тарас Шигимага. Танцы воссозданы из небытия ветераном национальной хореографии заслуженным деятелем искусств Украины Лидией Камышниковой и её юным помощником Александром Гричаным.
Со дня премьеры прошло довольно много времени, а я никак не могу понять: что это было? Если отталкиваться от утверждения, что сказка — ложь, да в ней намек, добру молодцу урок, то сознаюсь — я не добрый молодец, потому как намека не понял. Пытаюсь воссоздать в памяти путаный сюжет. Не уверен, что он будет соответствовать либретто, однако попытаюсь. Живет на белом свете некто Командор (артист Владимир Кудрявцев), но не один, а с ненавистной дурой-женой Анной (артистка Милана Остонен). Потом вдруг откуда ни возьмись, появился… Трудно понять кто. По внешним признакам девочка-подросток, но играющая мальчика. По городу поползли слухи, что мальчик, которого играет девочка-подросток, не оставляет на своем пути ни одной сексуально неудовлетворенной женщины. По поведению всех представительниц прекрасной половины становится ясно — они давно не знали интимных ласк. Дон Жуан (артистка Наталья Ларкина) росточком так мал, что всем занятым в спектакле «доньям» с трудом дотягивается до пупка, но это еще не все. Необласканные женщины, переполненные ожиданием половой близости, не обращали внимания даже на то, что в штанишках, обтягивающих фигурку Донжуанихи, не было и намека на орган, коим так прославились на весь мир испанские мачо. По логике, героине надо бы не демонстрировать, а чем-то прикрывать то место, но что тут поделаешь, если не подумали три художника над костюмчиком одного сладострастного искусителя. До появления «гермафродита» донов по сцене бегало очень много, но только все они не обращали никакого внимания на представительниц другого пола. Что же это за местность такая, где доны не балуют своих избранниц? Заглянем в программку, там написано: «Зміст вистави настільки вишукано красивий, що гідний особливої уваги. Події відбуваються у Севільї в XIV столітті. В цей час за жінок проводиться багато змагань на лицарських турнірах та відбувається безліч чарівних дурниць». Ничего себе «дурниці»! Кто заслал в стан «голубых» переодетую девицу, дабы утвердиться в том, что в Севилье нет гетеросексуалов?
Переспелые красавицы-дочки дона Оттавио чуть не поубивали друг друга, пытаясь обольстить то ли Маленького Мука, то ли Кота в сапогах из одноименных сказок Вильгельма Гауфа и Шарля Перро. Если бы Наталья Ларкина вышла в этих ролях на сцену детского театра, то, вне всякого сомнения, прославилась на весь мир не меньше, чем великая советская актриса-травести Валентина Александровна Сперантова. Сестры-обольстительницы Лючия (артистка Елена Шевчук) и Розитта (артистка Татьяна Цыганская) так хороши и сладострастны, что поведение их женихов дона Пабло (артист Анатолий Будний), дона Родриго (артист Александр Бидыло), дона Карлоса (артист Иван Орлов) и дона Диего (артист Олег Логвиненко) неоправданно пассивно. Они больше любуются друг другом, нежели соперничают, добиваясь руки и сердца своей избранницы. Наряды четырех донов куплены (ни дать ни взять) в бутиках самых крутых кутюрье Испании. Если бы видели, как они дрались на сабельках! Такое впечатление, что в первый раз прикоснулись к этому оружию.
Мамаша сестер донья Лаура (заслуженная артистка Украины Алла Хорольская), соперничая с дочками, нашла в себе силы переступить через материнские чувства. Она, словно голодный питон, кинулась обольщать маленького полового гиганта, надеясь хоть в конце жизни получить то, чего не смогла добиться от мужа, родив от него двух очаровательных дочек. Талант актрисы превзошел все ожидания зрителей, она сумела сыграть то, чего сыграть практически невозможно, — прощающуюся с жизнью целомудренную девицу, жаждущую хоть в конце дней своих станцевать страстный танец любви. Проснувшиеся в ней чувства перерастали в вулкан эротических фантазий, которые удалось остудить, только окунувшись в городской фонтан.
Донья Анна в трактовке Миланы Остонен оказалась женщиной совершенно иного сорта. Такой тип редко встречается в кругу воспитанных людей. Одно лишь её присутствие мгновенно изменяет окружающую среду, создавая эффект торопливого бега времени. Показалось, что актриса появляется на сцене только с одним желанием — обогнать своих партнеров. В моей практике еще не было случая, чтобы лидерство товарищам по сцене уступала Алла Хорольская, но в этом марафоне она еле поспевала за разудалой коллегой. Вызывает недоумение, как такая бестия смогла стать женой утонченного, изысканно и со вкусом одетого, явно на пару десятилетий моложе её Командора. Педофилка (иначе эту даму не назовешь) пожелала свежей «крови», но не она одна, так как интерес к новенькому проснулся и у мужа доньи Анны, красавца Командора…
В конце концов, окончательно запутав нас в своих сексуальных ориентациях, все участники этой пародии на спектакль стали приближаться к интриге, разработанной автором пьесы. Стало ясно, что Командор любит не дона Жуана, а его сестру, а сестры нет, так как она переоделась в мужской костюм и выдает себя за Дон Жуана, чтобы встретиться с возлюбленным Командором, с которым её разлучили жизненные невзгоды. Командор, оказывается, догадался, что перед ним девушка, а вот нам, сидящим в зрительном зале, этого не объяснили. Ну да Бог с ними — лучше поздно, чем никогда. Проблему избавления от назойливой супруги Командор решил быстро. Оказывается, в кустах уже стояло заранее изготовленное его надгробное изваяние. Донжуаниха делает вид, что убивает Командора, которого смыло со скалы в море, и назначает свидание донье Анне рядышком с символической могилкой её мужа. Однако памятник это вовсе не памятник, а хитрый трюк изобретательного Командора, умеющего, когда надо, окаменевать. Как только донья Анна собралась отдаться, все загрохотало, а изваяние зашевелилось, пытаясь вытянуть шпагу из ножен. Анна повалилась без чувств, а возлюбленные сбежали из Севильи.
Так что это было? Ни четко обозначенной жанровой структуры, ни вкуса, ни актерского мастерства! Нет ничего, что было бы подвластно уму театрального критика, дабы попытаться оправдать набор несуразных, бессвязных сцен с ротой ряженых актеров, паясничающих в декорациях, какие уже не создавали даже в крепостном театре…
Александр Анничев