Харьковский танк "Рикардо"

Нравится ли вам эта тема?


  • Кількість людей, що взяли участь в опитувані
    11
  • Опитування закрито .
танкоремонтный завод находится на котлова.
 
Харьковский танк «Рикардо»
Исторический музей (эпизод 1)

1
3. Танк, который стоял на Пролетарской площади и танк, который сейчас стоит на площади Конституции – два разных танка.
.[/B]

это и так давно понятно, у вас же его фото было подбитого, так это не тот, что сейчас стоит.
Спонсон не такой!)))

а еще можно сделать так:
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
 
Харьковский танк «Рикардо»

Справка:
Государственная научная библиотека имени В.Г. Короленко (пер. Короленко, 18).
Библиотека основана в 1886 году. В 1901 году сооружено здание библиотеки, в котором она работает и сейчас. 14 декабря 1913 года в помещении библиотеки состоялось первое в Харькове выступление В.В. Маяковского. В конце 1921 года библиотеке было присвоено имя выдающегося русского писателя В.Г. Короленко. В 1922 году библиотека стала государственной и получила бесплатный обязательный экземпляр печатной продукции СССР. В 1930 году библиотека стала научной.
Во время Великой Отечественной войны библиотеке был нанесен большой ущерб. В послевоенное время библиотека была восстановлена, фонды обновлены. В 1978 году книжный фонд библиотеки составлял 5 млн. экземпляров, а годичные поступления более 200 тысяч экземпляров. В 1980-х годах было построено 13-этажное книгохранилище на 4 млн. томов, сдан пятиэтажный служебно-производственный корпус. Намечалось, что в новом книгохранилище «поиск книг будет вести электронно-вычислительная техника и это позволит за несколько секунд найти и доставить читателю заказанную книгу». Однако что-то «не срослось» и по сегодняшний день книги выдают довольно медленно. Иногда приходится ждать два часа!
В библиотеке 10 читальных залов (500 мест). В «застойные» времена библиотека ежегодно обслуживала в своих читальных залах 50 тысяч читателей.
Сейчас библиотека переживает не лучшие времена. Здание библиотеки нуждается в капитальном ремонте, не хватает средств на покупку новой литературы и реставрацию книг. Да и жалование работникам библиотеки не плохо бы увеличить.
Чтобы записаться в библиотеку, нужен паспорт и 20 гривен. Читательский билет выдается на пять лет. Получив билет и контрольный лист можно зайти внутрь. На первом этаже, в помещении каталога нужно найти требуемую литературу. Меня, например, интересовали харьковские газеты, выходившие в 1938 – 1940 годах, а я даже не знал их названий. Если требуемая литература в каталоге есть, то нужно заполнить бланки - требования. Ждать пока газеты подадут в читальный зал, приходится не менее часа. Но и после всего этого газеты могут не выдать в связи с тем, что они «в плохом состоянии» или потому что «их нет на месте». Просмотреть за один раз годовую подшивку газет можно, но слишком долго и утомительно. Обычно я беру газеты за полгода. Если читать только заголовки статей и просматривать фотографии, то на полугодовую подшивку уходит полтора – два часа.
Теперь представьте, что вы нашли в газете требуемую статью или фотографию. Как действовать дальше? Носить газеты на ксерокс запрещено, фотографировать без специального письменного разрешения запрещено. Некоторые несознательные субъекты просто вырезают нужную статью бритвой! Поэтому мне часто встречались газетные листы с прямоугольными дырами. Получить разрешение на фотографирование не просто. Нужно написать заявление, завизировать его и, как правило, уплатить благотворительный взнос. Разрешение на фотографирование выдается на один – два дня. После этого его нужно продлевать или получать новое.

Библиотека имени Короленко (эпизод 1)
17 июля 2009 года. В библиотеке Короленко я просмотрел книгу И.П. Шмелева «Танки в бою» и отксерил книгу А.И. Селявкина «В трех войнах на броневиках и танках». Я понял, что книга Селявкина – краеугольный камень той «печки», от которой нужно «плясать» в поисках информации о харьковском «Рикардо». Да кто он такой этот Селявкин? Выкладываю составленную мной справку:

Селявкин Алексей Илларионович (биография)
А.И. Селявкин родился в Харькове в 1896 году.
Закончил четырехклассное Харьковское городское училище.
Работал слесарем на Харьковской городской водопроводной станции, потом в гараже «Донер» слесарь, шофер, старший инструктор по подготовке шоферов.
В 1915 году мобилизован в армию.
В 1916 году окончил учебную команду, был произведен в младшие унтер-офицеры и получил назначение в 8-й дивизион в качестве шофера броневика «Остин». Участник первой мировой войны (Брусиловский прорыв). Произведен в старшие унтер-офицеры.
После февральской революции, в марте 1917 года вступил в партию большевиков.
В июне 1917 года вступил в Красную гвардию. Участвовал в установлении советской власти в Харькове.
С конца 1917 командовал автоброневым отрядом на Украине.
Был командиром бронепоезда, на котором в апреле 1918 года вывезли государственные ценности (несколько сот миллионов рублей валюты, золото, платина, серебро) из Харькова в Москву. Встречался с В.И. Лениным, Я.М. Свердловым, К.Е. Ворошиловым, М.В. Фрунзе, Ф.Э. Дзержинским, Г.К. Орджоникидзе. Участник гражданской войны.
С июня 1918 помощник коменданта Казанского, затем Симбирского УР (укрепрайона).
В октябре 1918 для особо важных поручений при РВС 10-й армии по руководству бронечастями.
С августа 1919 командовал бронесилами Киевского УР, с октября – 8-м автоброневым отрядом 10-й армии (Юго-Восточный фронт).
С декабря 1919 начальник и военком Управления броневых частей Южного, затем Юго-Западного фронта.
С 1920 командир автоброневого отряда особого назначения при Наркомвоене Украины (затем - автобронедивизиона при СНК УССР), начальник бронесил Южного фронта.
С сентября 1920 года командир Отдельного запасного танкового дивизиона.
С 1921 командир Отдельной бригады Всеукраинской Чрезвычайной Комиссии – ВУЧК, потом заместитель военного коменданта Харькова, командир Отдельного корпуса конвойных войск УССР.
С 1923 года помощник начальника бронечастей РККА по технической части. Учился на Высших академических курсах командного состава РККА (ВАК). Вместе с А.И. Селявкиным на курсах учились: Я.Ф. Фабрициус, С.С. Вострецов, Г.Д. Хаханьян, Н.Д. Каширин, И.А. Халепский и другие герои гражданской войны.
После окончания ВАКа в 1924 году А.И. Селявкин назначен командиром отдельной танковой эскадры Красной Армии, потом заместителем начальника артиллерии и бронетанковых частей Вооруженных Сил Украины и Крыма.
С 1925 года заместитель командующего конвойными войсками СССР.
С 1927 года начальник военизированной охраны – ВОХР.
С 1931 года начальник Главного управления по подготовке промышленности к противовоздушной обороне.
С 1932 года начальник военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ).
С 1941 года начальник 1-го Горьковского танкового училища.
Участник Великой Отечественной войны.
С 1943 года заместитель комбрига 13-й гвардейской танковой бригады.
Участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Венгрии.
В 1945 году А.И. Селявкину присвоено знание полковника.
В 1951 году уволен в запас по болезни.
Умер Алексей Илларионович Селявкин в 1981 году.

Награжден:
орденом Ленина,
четырьмя орденами Красного Знамени,
орденом Трудового Красного Знамени,
орденом Красной Звезды,
двумя орденами Отечественной войны,
медалями.
автор книги «В трех войнах на броневиках и танках», Харьков, «Прапор», 1981.

(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ).


танкоремонтный завод находится на котлова.
Знаю, я уже был на этом заводе.
Расскажу об этом позже
 

Вкладення

  • Селявкин_1926.JPG
    Селявкин_1926.JPG
    78.3 КБ · Перегляди: 317
  • Селявкин_1945.JPG
    Селявкин_1945.JPG
    124 КБ · Перегляди: 332
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
вот полная информация об этом танке
 
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
вот полная информация об этом танке
Ну если вы считаете что это "полная информация", то я чемпион по синхронному плаванию.:D
 
Нужно будет зафоткаться возле него ,пока его в чермет наши чиновники не пустили
 
Харьковский танк «Рикардо»

Библиотека имени Короленко (эпизод 2)
Если в 1938 - 1940 годах английские танки привезли в Харьков, то об этом должны были сообщить городские газеты – рассуждал я. 29 июля 2009 года я пролистал годовую подшивку газеты «Висти» за 1939 год, но про танк (танки) ничего не нашел. Да, раскрыть эту загадку лихим кавалерийским наскоком не удалось. Придется прибегнуть к длительной и планомерной осаде.

Библиотека имени Короленко (эпизод 5)
14 августа 2009 года. Пролистывая очередную подшивку газет, за 1940-й год я нашел фото Mk V на подворье Свято Покровского монастыря! Да, это сенсация!

На следующий день в подшивке за 1939 год я нашел фото Mk V на Пролетарской площади! Это единственное известное мне довоенное фото танка на площади.

Теперь можно сделать вывод, что до ВОВ в Харькове было два английских танка Mk V.

(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ).
 

Вкладення

  • 1939_Прол_площ.jpg
    1939_Прол_площ.jpg
    136.1 КБ · Перегляди: 400
  • 1940_СП_монастырь.jpg
    1940_СП_монастырь.jpg
    114.1 КБ · Перегляди: 413
Харьковский танк «Рикардо»

Библиотека имени Короленко (эпизод 13)
15 сентября 2009 года. В газете за 1977 год нашел эту статью.

ТРОФЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Фотография рассказывает
Этот снимок сделан во дворе Харьков с кого исторического музея. Танк английских интервентов, захваченный частями Красной Армии на Украине в годы гражданской войны.
То было тяжелое, суровое время. Российская белогвардейщина и иностранные интервенты объединенными силами стремились задушить молодую Страну Советов. Но Красная Армия героически сражалась с хорошо вооруженным врагом. Ее не устрашила и незнакомая грозная по тому времени техника — танки, на которые так надеялись интервенты.
В марте 1919 года ударная группа войск Красной Армии повела наступление на Одесском направлении. Станция Березовка была крупным опорным пунктом противника. Белогвардейцы окопались здесь вместе с англо-французскими интервентами. На вооружении у них, кроме нескольких орудий, было пять танков. Сначала они вызвали у наступавших красноармейцев некоторый страх. Но поборов его, бойцы смело атаковали врага. За родную землю, за Советскую власть сражались храбро. И 19 марта штурмом взяли Березовку, захватили богатые трофеи, в том числе и пять французских танков «Рено». 20 марта об этой победе командование армии сообщило В. И. Ленину. А 6 апреля Красная Армия освободила Одессу.
Один из пяти трофейных танков был отправлен в Москву. И 1 Мая москвичи увидели этот трофей на праздничной демонстрации. 2 мая В. И. Ленин в письме штабу 2-й Украинской Красной Армии благодарил за присланный в подарок танк.
«Этот подарок дорог нам всем,— писал Владимир Ильич,— дорог рабочим и крестьянам России, как доказательство героизма украинских братьев, дорог также потому, что свидетельствует о полном крахе казавшейся столь сильной Антанты.
Лучший привет и самые горячие пожелания успеха рабочим и крестьянам Украины и Украинской Красной Армии».
Четыре трофейных танка были направлены в Харьков. После небольшого ремонта на паровозостроительном заводе они поступили на вооружение автоброневого дивизиона особого назначении при Совнаркоме Украины. Командиром его был назначен харьковчанин, коммунист А. И. Селявкин, ныне полковник в отставке. В апреле 1919 года командир дивизиона получил распоряжение об отправке в Москву еще одного танка для участия в праздновании 1 Мая. Этот танк сопровождал главный механик дивизиона А. П. Зарубин.
31 августа 1920 года из ворот Сормовского завода вышел первый советский танк. Его назвали «Борец за свободу тов. Ленин».
В Харькове в составе aвтоброневого дивизиона в апреле 1919 года был сформирован первый в Красной Армии танковый отряд. Он принимал участие в боях против деникинских войск и петлюровцев, в разгроме банд Григорьева и Махно.
Формирование танковых отрядов в основном шло за счет танков, захваченных в боях с интервентами и деникинцами. Большое количество машин было среди трофеев, взятых воинами Красной Армии при освобождении Симферополя и Севастополя. По распоряжению броневых частей РККА их направили в Харьков на паровозостроительный завод для ремонта и восстановления. Все это использовалось на вооружение танковых отрядов.
Приказом Реввоенсовета республики в ноябре 1920 года формирование танковых отрядов было возложено на отдельный запасный танковый дивизион созданный в Харькове. Харьков был и одним из центров подготовки кадров для бронетанковых войск.
В историческом музее хранится памятное фото 1919 года. На нем у трофейного танка запечатлены бойцы, командиры и политработники автоброневого дивизиона перед выходом на первомайский парад.
Старожилы Харькове помнят один из трофейных танков, который в 1921 году был установлен на постаменте в сквере на Пролетарской площади, как памятник боев за Советскую власть в годы гражданской войны, в память о том, что Харьков был одним из центров, где зарождались танковые войска молодой Советской республики.
Теперь этот танк установлен во дворе исторического музея.
Л. СТРОКОВ,
М. УМАНСКИЙ
члены секции историко-революционных памятников Харьковской областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры.


(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ).
 

Вкладення

  • 1977_IMG.jpg
    1977_IMG.jpg
    140.9 КБ · Перегляди: 381
Харьковский танк «Рикардо»

Библиотека имени Короленко (эпизод 18)
29 ноября 2009 года. В журнале «Нива» за 1917 год я нашел фото и статью. Эту статью упоминали в книге «Танки гражданской войны» Коломиец и компания.

СЕМЬ ДНЕЙ В «ЛОХАНИ».
В «Ниве» были недавно помещены изображение изобретенного английскими военными инженерами гигантского бронированная автомобиля. Бесстрашный и неуязвимый, устремляется он всей своей громадой в самую кипень боя, под снаряды и пули, свободно берет вражьи окопы, как пустое, незначащее препятствие, и, посеяв вокруг себя разрушение и смерть, преспокойно возвращается в свой полк. Английские солдаты назвали этого своего нового боевого товарища «лоханью» (“tank"—„тэнк”).
Давая здесь еще одно фотографическое изображение «лохани», только - что полученное нами с английского фронта, приводим интересный дневник австралийского солдата, проведшаго семь дней в „тэнке".
Понедельник.
Моя первая поездка. Странное чувство. Хуже чем в подводной лодке. Пули застучали в гальванизованную крышу сначала, как град, а потом, как сотни молотков. Мы прошли сквозь этот ураган невредимые. Вдруг страшный толчок. Я думал, что нас разбили пополам. Но наблюдающий сказал, что мы врезались в окопы врага. «Дайте им хорошую порцию» - громко закричал офицер. Мы дали им хорошую порцию. Как пошли наши орудия палить: направо и налево, направо и налево — начисто вымели вражьи траншеи. У немцев затрещали пулеметы. Тра-та-та— по нашей скорлупе. Но никаких результатов! Стали разрываться гранаты. Мы кинулись на перепуганных гуннов. Они поскакали, как зайцы. Офицеры пробовали их останавливать. Они подождали минутку, но потом поскакали опять. Наше появление их изумляет. Разевают рты, выпучивают глаза, но все же ничего не понимают. Нельзя сказать, чтобы первое пребывание в «тэнке» доставило мне удовольствие. Меня тошнило — настоящая морская болезнь.
Вторник.
Снова в «тэнке». Немцы опять посыпают нас перцем. Казалось, мы потонем в этом ливне пуль. Но скоро глупцы успокоились. Побежали кто куда, врассыпную. Вдруг наша «лоханка» как прыгнет „Ну, — подумал я,— прощай, белый свет! Нет, это мы наткнулись на целую гору убитых. В щелканьи пуль есть ритм, и скоро мы привыкли к нему. А это что такое? Ай-яй-яй! Вот так толчок! Меня чуть из кожи не вытряхнуло. Мы только переглянулись; в чем дело? Слава Богу, что крышка над нами цела. Как будто мы скачем по дублинской скалистой дороге. Оказалось, что это - немецкий окоп. Наши пушки открыли огонь и вымели вокруг все живое.
Среда.
Выехали рано. Никогда еще не был в такой переделке. Волны огня. Страшный треск. Потом опять и опять. Потом тихо. Навстречу нам из деревни кучка немцев. Впереди пожилой толстяк. Может - быть, это городской голова и другие важные персоны вышли к нам с хлебом-солью, с поклоном? Нисколько. Правда, они оказали нам горячий прием, но другого свойства, чем я ожидал. Вместо хлеба-соли — пулеметы. Мы засмеялись. Наши пушки ответили ихним. Депутация именитых граждан бросилась бежать, сверкая пятками. На месте остался толстяк. Рот разинутый, рожа от ярости красная — и вдруг как пустится бежать за остальными. Забавно, как бег в мешке. Потом шлепнулся на землю и знаками показал что сдается.
Четверг.
Мы влетели в деревню и пронеслись среди полуразрушенных домов. Сотни немцев повыбегали из погребов и подвалов, чтобы на нас поглядеть. Смотрят, как оглашенные; глаза вылезают на лоб.
Пятница.
Выехали рано. Обычный дождь пуль и пять или шесть снарядов. Врезались в немецкую траншею прямо через парапет и на них. Немцы пробовали бежать, но напрасно. Стали сдаваться десятками. Один пленный сказал что бесполезно сопротивляться нашему железному чудищу, и что мы-де не имеем права пускать в ход такое оружие. «Извини, пожалуйста, что мы не спросились у вашего кайзера», -сказал один и из наших в ответ. Немец не понял шутки. Мы взяли около 200 пленных. Ужасно устали к концу.
Суббота.
Тронулись в путь после завтрака. Немцы готовились напасть врасплох на йоркширцев и уже вышли из траншей для атаки, когда на них налетели мы. Они готовили сюрприз нам, а получили сюрприз от нас. Никогда я не ВИДЕЛ таких испуганных и удивленных людей. Они пробовали остановить нас пулеметным огнем, но йоркширцы с нашей помощью, захватили и их и их пулеметы.
Воскресенье
Выстрелы гуннов дли нас то же, что гусю вода. Как дрожат несчастные Фрицы, когда мы забираем их в плен. Они думают, что наш «тэнк» - мясорубка, что мы намереваемся приготовить из них сосиски. Мы с трудом объяснили им, что чуть они сдались, они невредимы. НУ вот и кончилась неделя в «тэнке». Было много забавного, но все же я ужасно устал. Теперь необходимо отдохнуть.


(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ).
 

Вкладення

  • Нива.jpg
    Нива.jpg
    123 КБ · Перегляди: 207
Харьковский танк «Рикардо»

Библиотека имени Короленко (эпизод 21)
18 декабря 2009 года. В библиотеке теперь есть компьютеры и Интернет. Появился и фонд видео ресурсов (компакт дисков). Я посмотрел диск «Танки от первой мировой до наших дней». Впервые увидел танки Mk V в движении. Весьма интересно.

Библиотека имени Короленко (эпизод 26)
15 января 2010 года. В журнале «Барви» за 1926 и 1927 годы я нашел эти три фото танков Mk. Фото сделаны в летних лагерях Харьковского военного округа (ХВО). Снимок, где копирайт красного цвета, опубликован в книге «Танки гражданской войны» с ошибочной датой – 1931 год. На самом деле этот снимок сделан не позднее 1927 года.

(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ).
 

Вкладення

  • 1926_лагерь.jpg
    1926_лагерь.jpg
    83.2 КБ · Перегляди: 248
  • 1927_лагеря.jpg
    1927_лагеря.jpg
    134.7 КБ · Перегляди: 273
  • 1927_лагеря_2.jpg
    1927_лагеря_2.jpg
    140.8 КБ · Перегляди: 277
Харьковский танк «Рикардо»
Библиотека имени Короленко (эпизод 29)
27 января 2010 года. Нашел в газете за 1940 год стих о харьковском «Рикардо».
Привожу отрывок:
Абрам Кац
«Танк на площади»
«Но ежегодно, когда у танка
листва с тополей на землю валит,
житель соседнего полустанка,
приходит сюда старик – инвалид.
Огненно – рыжий, почти червонный
легко, не тревожа на камнях пыль,
шагает он осенью озаренный,
как саблю придерживая костыль.
Долго и молча смотрит на мрамор –
там бронзой не имя его горит,
но в буквах отлитых навеки замер
отсвет разрывов… И он говорит:
- Квиты выходит – ты мне ногу,
я тебе гусеницу…
Нет! Шалишь!
Хромой – я знаю свою дорогу,
а ты, как пугало здесь торчишь!
И вдруг замолкнет тем опечален,
что может он сердце тоской разжечь,
а танк – металл, к тому ж англичанин –
ему не понятна русская речь».
Рыжий красноармеец, подбивший английский танк – вымысел поэта или реальность? Вот еще одна загадка.
Библиотека имени Короленко (эпилог)
Вообще работать с газетами, мне не привыкать. Я один из немногих кто просмотрел «Комсомольскую правду» с 1926 по 1991 год. Это мне было нужно, когда я работал над книгой «Значки и знаки ВЛКСМ». Да, но я отвлекся, вернемся к танкам.
За семь месяцев, я планомерно просмотрел харьковские газеты. А именно:
«Социалистична Харьковщина» за 1938 – 1940 годы,
«Красное знамя» за 1938 – 1941 годы,
«Ленинська змина» за 1940 год,
«Харьковский рабочий» за 1938 год.
Посмотрел я так же журнал «Танкист» за 1946 - 1949 годы.
Нельзя сказать, что вся эта работа была проведена зря. Кое-что найти удалось. Но про доставку и установку в Харькове английских танков – монументов я ничего не нашел!
Разумеется, ресурс библиотеки далеко не исчерпан. Как писал Ю. Герасименко: «Несметные сокровища таят этажи высотного книгохранилища, неизведанные тайны встречают ежедневно своих исследователей и открывателей». Я уверен, что информация о харьковском «Рикардо» в библиотеке есть. Но искать ее вслепую безнадежное занятие. Поиск снова зашел в тупик.
(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ).
 
Удачи,терпения и настойчивости в поисках!
 
Харьковский танк «Рикардо»

Его величество Интернет.
В Интернете и почти сразу нашел форум, на котором было много информации по английским танкам этого типа, которые сохранились в РФ и на Украине.
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі

И вообще просидев час в Интернете, я узнал про эти танки гораздо больше, чем из «научной публикации» Д.В.
Кроме Харькова Танки «Mk V» сохранились:
два в Луганске, один в Архангельске и один в музее Кубинка (Московская область). Итого на постсоветском пространстве сейчас 5 английских танков «Mk V».
Были два танка в Ростове-на-Дону, но осталось только фото. Были два танка в Киеве, но тоже не сохранились (один стоял во дворе Музейного переулка, а второй на площади, в начале улицы Кирова). В Смоленске танки не сохранились, есть фото из книги «Танки в гражданской войне». О ленинградских Mk V мне ничего не известно.
В Великобритании хранится два танка Mk V. Один в лондонском музее, один в Бовингтоне. И еще один Mk V находится в Форт Ноксе (США).

(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ).
 

Вкладення

  • 1_Харьков.jpg
    1_Харьков.jpg
    132.9 КБ · Перегляди: 366
  • 2_Луганск.jpg
    2_Луганск.jpg
    30.3 КБ · Перегляди: 297
  • 3_Архангельск.jpg
    3_Архангельск.jpg
    113 КБ · Перегляди: 290
  • 4_Кубинка.jpg
    4_Кубинка.jpg
    113.1 КБ · Перегляди: 326
  • 5_Ростов.jpg
    5_Ростов.jpg
    125.2 КБ · Перегляди: 303
  • 6_Киев_1.jpg
    6_Киев_1.jpg
    136.1 КБ · Перегляди: 377
  • 6_Киев_2.jpg
    6_Киев_2.jpg
    131.6 КБ · Перегляди: 339
  • 7_Смоленск.jpg
    7_Смоленск.jpg
    136.1 КБ · Перегляди: 310
  • 8_Лондон.jpg
    8_Лондон.jpg
    96.2 КБ · Перегляди: 296
  • 9_Бовингтон.jpg
    9_Бовингтон.jpg
    97.9 КБ · Перегляди: 309
  • 10_США.jpg
    10_США.jpg
    86.6 КБ · Перегляди: 308
А тож в Харьковском Гвардейском танковом училище так же трудно историю Рикардо спросить./QUOTE]
Харьковский танк «Рикардо»
В танковое училище![/B]
11 января 2010 года я решил отправиться в музей гвардейского танкового училища. Погода была неважной, около нуля градусов, лед, лужи, ветер. Но был еще один неприятный сюрприз – в этот день началась забастовка работников трамвайно-троллейбусного парка. Маршрутки были битком набиты и проезжали мимо без остановки. Я уже достаточно замерз и подумывал о возвращении домой, но, наконец, втиснулся в маршрутку и всего за две с половиной гривны доехал до метро.
Покачиваясь в вагоне, я думал о том, что метро, пожалуй, единственный транспорт который надежно работает (чтоб не сглазить). Вдоль вагона прошла женщина – музыкант. Она играла на скрипке! Народ нынче зажимистый и подавали ей мало.
Вот и конечная станция «Дзержинская» то бишь теперь «Холодная гора». Пошел пешком, вот дом офицеров, а вот и харьковское гвардейское высшее ордена Красной звезды танковое командное училище имени Верховного Совета Украинской ССР. Хотя волна переименований прошла и здесь. Теперь училище называется «Харьковский институт танковых войск имени Верховной Рады Украины».
Поднялся по ступеням, между двух бронзовых танкистов, подхожу к центральному входу – дверь закрыта (фото 1). Нажал на звонок. Дверь открыл курсант. Я сказал ему, что хочу посмотреть музей училища. Он ответил: «Пройдите на вертушку и пусть там сообщат дежурному». Неплохое начало – подумал я, заворачивая за угол. Вот ворота и «вертушка» тут дежурит еще один курсант. Видно, что он замерз. Излагаю ему мою просьбу. Он сказал, что музей посмотреть проблемно, что туда ходят только экскурсии школьников и т.п. Но я все же настоял, чтобы он позвонил дежурному. С явной неохотой курсант зашел в будку и начал звонить. Меня поразил телефонный аппарат, такие аппараты, наверное, были в войсках во время ВОВ. Левой рукой курсант придерживал телефон, а правой крутил ручку! Мне сразу вспомнились фильмы про В.И. Ленина, когда он крутил ручку телефона, а потом говорил: «Барышня соедините меня с ЧК».
Дежурный пришел быстро. Я в третий раз изложил причину моего прихода. Он любезно проводил меня на второй этаж, к двери музея и позвал экскурсовода. Недалеко, на стене я увидел мемориальную доску, посвященную Герою Советского Союза Кошубе В.Н. (фото 2). Приезжал в училище и знаменитый конструктор танков Ж.Я. Котин (фото 3).
Музей оказался небольшим (одна комната), но интересным (фото 4). Н.В. провел для меня индивидуальную экскурсию, я достал фотоаппарат и сделал несколько снимков. Музей живет и постоянно пополняется новыми экспонатами. Много моделей танков. Но меня ожидало разочарование. Училище было создано в 1944 году и соответственно самые ранние экспонаты датировались ВОВ. Про трофейные английские танки в этом музее ничего не было. Потом я с Н.В. зашел в соседнюю с музеем комнату. Тут на стене большая картина «Президент Кучма с министром обороны Кузьмуком на фоне танков и вертолетов». Там же на стуле стояла огромная модель танка (более метра длиной). Увидел я и раскопанную недавно каску со сквозным пулевым отверстием (фото 5). И хотя основной цели я не достиг, музей произвел на меня хорошее впечатление. Н.В. проводил меня к выходу, мы пожали на прощание руки, и я пошел к метро.
(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ).
 

Вкладення

  • 1_672.jpg
    1_672.jpg
    49.5 КБ · Перегляди: 213
  • 2_169.jpg
    2_169.jpg
    79.3 КБ · Перегляди: 199
  • 3_165.jpg
    3_165.jpg
    123.6 КБ · Перегляди: 206
  • 4_669.jpg
    4_669.jpg
    116.7 КБ · Перегляди: 250
  • 5_670.jpg
    5_670.jpg
    78.4 КБ · Перегляди: 210
Спасибо за интересную информацию. Мне когда-то приходилось собирать по английским "Маркам" - для изготовления бумажной развёртки. А по бывшим советским трофеям - не сподобился. Тут уже информации на цельную небольшую книжечку насобирается :).
 
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі

Немецкая фотография времен оккупации Харькова. Нашел в своей локалке. это я так понимаю, второй, не доживший до наших дней танк.

Очень интересно было прочитать Ваши исследования! Спасибо!
 
Спасибо всем кто поддержал эту тему!:пиво:
Продолжаю.
Харьковский танк «Рикардо»

В харьковской газете «ВРЕМЯ» 11 декабря 2009 года была напечатана статья АНГЛИЙСКОЕ «ЧУДО» В ЦЕНТРЕ «ПЕРВОЙ СТОЛИЦЫ». Желающие могут почитать эту статью по адресу:
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі


Лично я не узнал из этой статьи ничего нового. Однако приведу несколько цитат:
«Прежде всего, скажу: во всем мире таких танков сохранилось всего шесть».
Но мы то с вами уже знаем, что танков Mk V в мире как минимум восемь (это если не считать австралийского).
Единственное в чем я с автором статьи полностью согласен так это в том, что цитирую:
«Не менее интересна и загадочна судьба «харьковского» танка».

По следам харьковской «Пантеры».
Мне неоднократно приходилось слышать о том, что в коллекции ХИМ был немецкий танк T–V «Пантера». В частности в статье АНГЛИЙСКОЕ «ЧУДО» В ЦЕНТРЕ «ПЕРВОЙ СТОЛИЦЫ» есть такая фраза:
«Второй танк в послевоенное время стоял во дворе старого исторического музея — сейчас это двор Харьковской епархии. Рядом с ним красовались советский Т-34 и фашистская «Пантера», которая в начале 70-х по чьей-то воле тоже исчезла».

Справка:
Танк «Пантера» масса 45 т, вооружен 75 – мм танковой пушкой с боекомплектом 79 выстрелов, лобовая броня 80 мм, двигатель 650 л.с., скорость до 50 км/ч, межремонтный пробег бензинового мотора около 700 км. Танк «Пантера» был приспособлен для подводного вождения с глубиной брода до 5 м. Во время преодоления водной преграды двигатель питался воздухом через выдвижную телескопическую трубу.

Хочу заметить, что ни одной фотографии харьковской «Пантеры» я не нашел. Один уважаемый человек сказал, что о «Пантере» ему рассказала женщина, которая долгие годы работала в ХИМ. В путеводителе по ХИМ, изданном в 1954 году упоминается английский танк «Рикардо» и ни слова о немецкой «Пантере». Таким образом утверждать, что «Пантера» исчезла «в начале 70-х» абсурд. Если «Пантера» в ХИМ все-таки была, то она исчезла до 1954 года. Вот кстати статья на эту тему.
Трофейное оружие – в переплавку.
Опустела большая площадь вдоль набережной Москвы-реки у Крымского моста, где находилась выставка образцов трофейного вооружения, захваченного советскими войсками в Великой Отечественной войне.
С 1 октября 1948 года выставка прекратила свое существование. Она была открыта 22 июня 1943 года, и пять тысяч ее экспонатов давали яркое представление о несокрушимой мощи Советской Армии, разгромившей немецко-фашистских захватчиков и японских империалистов. Выставку посетило свыше семи миллионов человек.
Теперь на освободившуюся территорию пришли рабочие, чтобы придать ей прежний вид, снова сделать ее частью Центрального парка культуры и отдыха имени Горького.
Часть экспонатов выставки, представляющих историческую ценность, будет сохранена. Большое же их количество отправлено на переплавку.
С интересом наблюдали москвичи, как мощные тракторы тянули специальные тележки, на которых были установлены орудия и танки с фашистской свастикой, их путь лежал к двору, где собирается металлический лом, предназначенный для мартеновских печей.
Сюда было привезено с выставки около тысячи тонн металла. Прежде всего пошли в дело немецкие и японские орудия Автогенная резка кромсала их на куски.
Более ста разрезанных на части орудий были переданы на переплавку мартенам московского завода «Серп и молот», продукция которых в эти дни отправлялась Люберецкому заводу сельскохозяйственных машин имени Ухтомского, Владимирскому тракторному заводу и другим предприятиям стран:
Я. ЛАПИН

Указание на резку трофейной техники отдавалось из Москвы, и я думаю, что уже в 1948 – 1949 годах харьковскую «Пантеру» переплавили.

(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ).
 

Вкладення

  • Резка .jpg
    Резка .jpg
    127.3 КБ · Перегляди: 315
насколько я слышал плавили при Хрущеве
 
Харьковский танк «Рикардо»
Фотография выводит на след.

Итак, танк (танки) «Рикардо» находились в Харькове в трех местах:
на Пролетарской площади возле моста,
во дворе Свято-Покровского монастыря,
на площади Конституции (теперь).
Значит, меня интересует район города ограниченный Бурсацким спуском и тремя площадями (Пролетарской, Розы Люксембург и Конституции).
До этого, я совершенно не интересовался историей города Харькова, и каково же было мое удивление, когда выяснилось, что вышеуказанный район является историческим центром города! Именно тут располагалась харьковская крепость.
На форуме 1914.borda, я впервые увидел уникальную фотографию харьковского танка «Рикардо». Этот снимок сделал немец Зигфрид Ляутервассер в 1942 году.
На фото основной ориентир – колокольня Успенского собора. К счастью она сохранилась до наших дней. Но что это за двухэтажное здание, прямо за танком (1)? и высокое здание (2)?
Чтобы разобраться с этим вопросом я решил найти карту Харькова 1938 – 1941 годов. И найти такую карту я не смог! Я начал покупать литературу об истории Харькова, собирать старые фото «крепостного» района. Постепенно, шаг за шагом вырисовалась планировка Пролетарской площади 1940-1941 годов. Иногда я закрывал глаза и передо мной как из тумана появлялись снесенные много лет назад дома.
Итак, вот основные «действующие лица» фотографии.

1. Ново–Сергиевский ряд (здание исторического музея).
В 1875 г., между лестницей и Сергиевским каменным зданием, соорудили Ново-Сергиевский ряд. Он достопамятен тем, что на втором его этаже был открыт второй в России (после Саратовского) провинциальный музей. Это событие произошло 14 декабря 1882 года во многом благодаря Харьковскому историко-филологическому обществу, во главе которого стоял наш выдающийся филолог А.А. Потебня. Немногим ранее общество обратилось еще к одному выдающемуся харьковчанину, обитающему в северной столице, известному писателю Г.П. Данилевскому, с просьбой ходатайствовать перед Академией художеств о выделении картин для Харьковского музея. Вход в музей устроили с промежуточной площадки лестницы на Университетскую Горку.
Городской промышленно-художественный музей состоял из трех отделов: художественного, этнографического и исторического. Основу художественного отдела составила коллекция, переданная в дар Академией художеств. В нее вошли 12 античных бюстов, 10 статуй, 36 картин отечественных художников и подборки орнаментов. Основу этнографического отдела составила коллекция известного географа и ботаника А.Н. Краснова, собранная им во время путешествий по России и различным странам мира. В отделе экспонировались также образцы гончарных изделий и изделия украинских народных мастеров — плахты, ковры, полотенца, головные уборы, преподнесенные в дар музею учеными Харьковского университета И. П. Сокальским и Н.Ф. Сумцовым. Исторический отдел имел при открытии незначительное количество экспонатов, но со временем стал ведущим отделом музея.
В 1920 году городской промышленно-художественный музей был преобразован в музей истории Слободской Украины.
В 1925 – 1931 гг. музей назывался - Музеем Слободской Украины им. Г.С. Сковороды. С 1932 г. – Всеукраинский исторический музей, с 1937 г. – Украинский исторический музей, с 1941 г. (апрель) – Харьковский государственный исторический музей.
Во время войны Исторический музей был сожжен, в нем погибли тысячи драгоценных экспонатов. После Великой Отечественной войны исторический музей объединили с Музеем революции, который располагался в одном из помещений бывшего Свято-Покровского монастыря на Университетской улице. Благодаря помощи, оказанной музеями Москвы, Ленинграда, Киева, Днепропетровска и других городов страны, музей возобновил свою работу вскоре после освобождения города, в сентябре 1943 года.
В «застойные времена» ХИМ посещало более 300 тысяч экскурсантов ежегодно. Когда СССР развалился, комплекс Свято-Покровского монастыря вернули представителям церкви. А Исторический музей был переведен в здание бывшего ломбарда.

2. Харьковский окружной дом Красной Армии им. К.Е. Ворошилова. (ХОДКА)
В 1850-1854 году напротив Успенского собора построили дом Присутственных мест. В 1917 - 1928 гг. там размещался Харьковский губком КП(б)У, губисполком, губернский комитет комсомола и другие организации. Здание было перестроено и в 1932 г. превращено в Дом Красной Армии. В доме находился зрительный зал на 1200 мест. Дом Красной Армии был разрушен во время ВОВ. Сейчас на этом месте расположен сквер с видовой площадкой. В 1957 в сквере установили памятник борцам за установление Советской власти на Украине с вечным огнем. Вечный огонь зажжен 12 июля 1958 года от факела на Марсовом поле в Ленинграде.

3. Колокольня Успенского собора.
Решение о строительстве новой колокольни было принято в 1819 году. В колокольне предложили устроить теплый храм во имя св. Благоверного великого князя Александра Невского, в память Александра I и победы в Отечественной войне 1812 года. На это собрали много пожертвований. Проект колокольни разработал архитектор Харьковского университета Е.А. Васильев, выполнивший его в стиле зрелого классицизма с учетом критических замечаний, внесенных при утверждении в Петербурге академиком архитектуры В.П. Стасовым.
Работы по строительству начались 8 мая 1821 года и велись с перерывами до 1833 года, когда их остановили в связи со смертью Васильева. Возобновили строительство в 1837 году под руководством преемника автора — архитектора А.А. Тона и вчерне завершили с небольшими изменениями в начале 40-х годов. В 1841 году на колокольне установили позолоченный крест весом 25 пудов (400 кг) и высотой 7 аршин (5 метров). Закончили работы в 1844 году.
Общая высота многоярусной колокольни с крестом составила 42 сажени (89,5 м). Установили на ней 12 колоколов весом от 16,1 тонны до 8 кг. В 1862 году вверху поставили часы с боем, заказанные в Париже у фирмы «Борель». Колокольню соединили с храмом с помощью небольшой «вставки», в которой сделали большие проемы для прохода по первому этажу. Грандиозная колокольня стала главной доминантой исторического центра и до сих пор является самым высоким зданием города. Она радует глаз стройностью пропорций, чистотой форм. Так в архитектуре комплекса собора и колокольни встретились, дополняя друг друга, стили двух эпох прошлого — барокко и классицизма.
После революции 1917 года Успенский собор и колокольню использовали для разных несвойственных им нужд, и они подверглись значительным разрушениям. В 1959 году колокольня была частично реставрирована. На ней установили новые башенные часы, диаметр циферблата которых 3,7 метра, а длина минутной стрелки – более 1,5 метра. Конструкция часов разработана харьковскими инженерами, а изготовили новые куранты предприятия нашего города и братского Ленинграда. В 1972 году начались реставрационные работы, в ходе которых было произведено укрепление фундаментов, стен, пилонов, подпружных арок, восстановлены утраченные барабаны центрального и боковых глав собора, вызолочен заново купол, возобновлена наружная и внутренняя отделка. В здании в 1986 году открылся Дом органной и камерной музыки.

Выезд на место.
Сначала я решил точно установить место, где стоял танк «Mk V» до и вовремя Великой Отечественной войны.
Примечание:
Тут нужно заметить, что во время выезда на место (лето 2009) у меня был только один снимок танка на Пролетарской площади. Теперь т.е. в мае 2010 года у меня уже 11 различных снимков.

Для этого я распечатал фото Зигфрида, взял с собой цифровой фотоаппарат и поехал на станцию «Исторический музей». Вышел из подземного перехода и пошел по Университетской улице. Вот ХИМ, вот колокольня Успенского собора. Перешел дорогу и оказался в сквере, возле вечного огня. Теперь тут художники продают картины. Далее я прошел к зданию УЗПИ и спустился по университетской лестнице. Достал фото и посмотрел на колокольню. Нет, снимок был сделан не отсюда. Перешел через Пролетарскую площадь и остановился возле лопанского моста. Снова сравнил фото с натурой. Похоже. Неужели танк стоял здесь?! Делаю несколько снимков и отправляюсь домой. Перекинул снимки на компьютер, сравнил снимок 2009 года со снимком 1942 года. Да очень похоже. Скопировал и совместил фото верхней части колокольни на обоих снимках. Вот что получилось.

(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ).
 

Вкладення

  • танк_1942.jpg
    танк_1942.jpg
    136.6 КБ · Перегляди: 363
  • танк_колокольня_11.jpg
    танк_колокольня_11.jpg
    142.2 КБ · Перегляди: 285
Харьковский танк «Рикардо»

Пролетарская площадь.
Один из танков Mk V стоял на Пролетарской площади. Поэтому немного о ней. До переименования площадь называлась Базарной или Лоланским базаром. Образовалась в начале XVIII в., ниже современной Университетской горки вдоль крепостного вала, в котором предприимчивые харьковцы организовали торговые лавки — кто в виде шалашей, кто прямо в самом валу. Напротив, у берега Лопани, тянулись длинные ряды — харчевни, где всегда можно было угоститься и закусить. Из-за врожденной любви харьковцев к торговле, здесь, на Лопанском базаре, еще с конца XVII в. четыре раза в неделю происходили торги харьковцев с крестьянами, приезжающими из окрестных слободок.
Торговые традиции оказались настолько устойчивы, что в 20-х гг. XIX века на этом месте городская власть устроила крытый деревянный толкучий рынок.
Спустя полтора десятилетия случился пожар — в рядах загорелись смоляные склады. Пожар уничтожил все строения, в том числе и лестницу, ведущую на горку. В результате примитивный базар с площади убрали. Однако свято место, как известно, пусто не бывает — очень уж выгодное расположение было у Базарной площади. Начиная с середины XIX в., здесь были построены каменные торговые строения: до самого Купеческого спуска (спуск Халтурина) сооружен так называемый Сергиевский ряд—в честь губернатора, который дал на эту стройку разрешение. С этого времени, и сама площадь стала носить второе название - Сергиевская.
К 1917 году Сергиевская площадь была полностью застроена торговыми зданиями. Там находились:
Ново – Сергиевский ряд (1875),
Шубные ряды (1916),
Московские ряды (1916),
Фруктовые ряды (1896-1898),
Николаевский ряд (1890).
Кроме того там были кинотеатр «Маяк» и Александро – Невская часовня (1882).
В 1932 году, в связи с празднованием 15-летия Октябрьской революции, бывшая Сергиевская площадь была переименована в Пролетарскую. Приблизительно в это же время снесли Фруктовые ряды и кинотеатр «Маяк».
До наших времен ни одно из перечисленных выше зданий не сохранилось. Почему? Плохо строили?
Нет. Хорошо разрушали.
Но об этом в следующей главе.


(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ).
 

Вкладення

  • Танк_1916.JPG
    Танк_1916.JPG
    131.2 КБ · Перегляди: 559
Назад
Зверху Знизу