Ох неугомонный какой. Ладно, делать сейчас нех, сотворю мини-лекцию по амортам, даже видео запилю.
Сразу оговоримся, что будем называть амортизатором целый узел - вилку, аморт задней подвески, автомобильный аморт. Хотя это и не совсем верно.
Итак, едем мы такие на лисопеде и хуяк - наезжаем на кочку. Колесо получает удар, передает его вилке, та рулю, а он фигачит нас по рукам. Свинство.
Поставили типо амортизаторную вилку rst capa, как у меня. Едем - опять фигачит. да что ж за бесовщина?
А дело вот в чем. Колесо получило удар, бахнуло вверх в вилку, но в этот раз этот удар схавала пружина вилки. Чудно, но это не конец ибо теперь пружина находится в сжатом состоянии и она распрямляется, отдавая в руки ту же энергию, которую до этого поглотила. Итого выходит, что сама по себе пружина не гасит удар, а лишь чуть его задерживает.
Как решить сию проблему? Ну логично, что надо как-то помешать пружине резко разжаться. А говоря правильно забрать накопленую ею механическую энергию переведя ее в некую другую. Эту функцию выполняет демфер отскока. Говоря просто - он сжимается без усилия не мешая пружине поглощать удар, но сопротивляется разжатию придерживая разжимающуюся пружину. Если говорить про гидравлический демфер, то при разжатии он преобразовывает механическую энергию в тепловую за счет вязкостного трения демфирующей жидкости.
Итого минимальный набор любого амортизатора - пружина и демфер отскока.
Но демфировать можно не только отскок, а и сжатие, при чем делать это как линейно, так и не очень, ступенчасто или даже блокировать полностью, но это уже дополнительные плюшки.
А что происходит в дрочовых вилках, которые вроде как типо как-то работают? На самом деле при некоторых условиях они таки типо как-то работают - то есть именно поглощают удар и руки в результате получают удар поменьше. Условие - большое трение в направляющих, засратая вилка по-простому.
Что происходит. Удар - из-за большого трения пружина поглощает его лишь частично, часть сразу идет в руки. Потом идет отскок, но он уже слабее ибо пружина схавала и запасла не весь удар, плюс трение опять же мешает отстрелить знатно. То есть получается некое демфирование сжатия, а потом некое демфирование отскока тупым трением в засратых штанах. Демфирования это линейное и голимое - мелочь вообще не сдвигает аморт с места, а соответственно дрочит руки, а на больших кочках его выходит маловато.
А вот и видео, на котором это все чудно видно - как стреляет хуевая вилка, и как работает полноценный амортизатор. Отскок я конечно закрутил на максимум чтобы было видно хорошо, реально так не езжу конечно. При наезде на кочку вилка сжимается поглощая удар, а потом медленно контролировано разжимается, что руками никак не ощущается. При чем трение в телескопе должно быть минимальным, чтобы не мешать сжиматься и поглощать удар. Этим славяся хедшоки бегая на подшипниках, а не башах, выдавая в результате супер плюш.