Никогда львовские националисты не любили вспоминать тот унизительный для них факт, что их папы и дедушки смогли стать львовянами только благодаря красному флагу, который сегодня они так презирают, и лично товарищу Сталину. Великий западный демократ Уинстон Черчилль не хотел на Ялтинской конференции в феврале 1945 года передавать Галичину в состав Украинской Советской Социалистической Республики, являвшейся тогда частью СССР. Но Сталин настоял на своем, и предки тех нынешних поклонников ультранационалистических ценностей, кто 9 мая крушил во Львове автобусы с Пожилыми людьми, приехавшими из других городов Украины, получили возможность улечься на кровати и усесться на стулья тех львовян-поляков, что населяли «місто Лева» до 1945 года.
Это первый скелет во львовском шкафу. Второй скелет — это уровень культуры и образования тех жалких процентов украинцев, которым посчастливилось быть львовянами до прихода сюда «совітів». Но вот цитата из «Історії Львова», напечатанной в 1984 году издательством «Наукова думка»: «Освітній рівень населення Львова був катастрофічним. За переписом 1921 р., найвищий процент неграмотних у Львові був серед українського населення: з 27,3 тис. чоловік українського населення неграмотні становили 27,4%, 1931 р. серед учнів Львова було лише 15,9% українського населення. У Львові було 13 польських державних гімназій і лише одна українська». По данным той же «Історії Львова», в 1931 году среди львовян со средним образованием было только 10% украинцев, а с высшим — лишь 3%!
РОБКИЕ ШАГИ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Окультуривание «новых львовян» началось совсем недавно — при советской власти. Поэтому нет ничего сверхъестественного в том, что уличный мордобой является до сих пор самым ярким признаком политической «культуры» этого города, а понятие «свободы» неотделимо от насилия. Цивилизация только пускает тут первые робкие ростки! Прослойка интеллигенции невероятно тонка. Это даже не пленочка, а капельки, почти не имеющие влияния на «широкий загал». Пожалуй, одной из самых ярких реакций на события во Львове 9 мая стали слова львовского интеллектуала Владимира Павлива — одного из основателей некогда популярной львовской газеты 90-х годов «Пост-Поступ», опубликованные на сайте «Левый берег»: «Галичане думают, что высшей формой гражданского неповиновения является насилие с мордобоем. При этом не имеет особого значения — дать или получить по морде… Галичане надеются, что можно быть европейцем, не разделяя европейских ценностей и традиций».
Приезжать во Львов опасно. «Галичане думают, что высшей формой гражданского неповиновения является насилие с мордобоем» (В. Павлив).
Я позволил себе процитировать эти слова только потому, что их сказал галичанин о галичанах — свой о своих. Со стороны, мне хочется верить, что Павлив все-таки преувеличивает и даже провоцирует общественную мысль. На мой взгляд, слова «галичане» в его характеристике можно смело заменить на «многие галичане». Ибо я не раз бывал в Галичине, там продаются мои книги, у меня там много приятелей и знакомых, и я знаю, что сказать так будет корректнее. Ведь Львов — это не только Фарион, но и, например, автор одной из самых интересных биографий Ивана Франко Ярослав Грицак, написавший не без остроумия о своей малой галицкой родине времен автора «доброго цісаря» Франца-Иосифа: «На карті світу є такі місця, де програєш уже через те, що народився саме тут… Окрім «галицьких злиднів», знані були «галицькі вибори» як символ політичної корупції та зловживання владою, «тернопільська мораль» — як евфемізм на позначення шахрайства і «галицький граф» — як синонім самозванця… В очах Відня та освіченої німецької публіки Галичина була «напів-Азією», «землею ведмедів», «австрійським Сибіром». Утім, символом відсталості Галичина була не тільки для Заходу, але й для Сходу. Українські соціалісти в Російській імперії нарікали на «галицьке варварство, або, інакше кажучи, цивілізацію, вироблену по польських лакейських хатах та попівських кухнях»… Інтелектуальний гуру варшавського позитивізму Алєксандр Свєнтоховський писав: «Ця наша Галичина є якоюсь фатальною скелею в океані цивілізації, об яку трощаться всі її кораблі й на якій тільки хижі птахи мостять собі гнізда».
Что изменилось в этой характеристике за 100 лет? Разве не «хижі птахи» устроили львовский погром 9 мая? И разве не разбиваются сегодня корабли цивилизации о «рифы» Карпат?
На вопрос: «Что происходит сегодня во Львове?» можно ответить: «Дерутся!». Но есть и некоторый прогресс за сто лет. В июле 1910 года во время «битвы» во Львовском университете между польскими и украинскими студентами дошло до настоящей перестрелки — с баррикадами из парт в аудиториях и пальбой из револьверов в ковбойском стиле. Вот как описывала те события львовская газета «Земля і воля»: «Барикади… Стріли револьверові. Прийшло до бійки на палиці і поліна… Труп і ранені… Академік (то есть студент. — Авт.) Адам Коцко, симпатик нашої партії, що стояв на самім переді української молодіжи, поцілений кулею бравнінга повалився на землю. Стрілів впало з обох сторін около 50. Між українською молодіжею ранено кількох тяжко (один в голову, а один в коліно), а кільканадцять легко. Ранено також легко в голову кількох педелів (университетских надзирателей. — Авт.) і кількох польських академіків»…
В начале ХХ века львовские студенты убивали друг друга прямо в аудиториях — палками и пулями
Так веселилась львовская молодежь сто один год назад. Представьте, тот уровень культуры! Не мужики, а прогрессивные студенты, вооружившись поленьями и револьверами, лупят друг друга прямо в «альма-матер»! Разгонять это скопище до зубов вооруженных «интеллигентов» пришлось тогдашней австрийской полиции. Если бы не разогнали, убитых и раненых было бы больше — ведь у студентов кончились патроны, а не кулаки и поленья! Ах, этот милый добропорядочный Львов времен «доброї бабці Австрії», о которых любят грустить за чашкой кофе нынешние галицкие интеллектуалы…
Во Львове можно заменить губернатора, можно проредить местную милицию, погрязшую в пережитках местной разновидности кумо-племенного строя, можно строить стадион к Евро-2012, а можно и прекратить его стройку, но если Галичина будет голосовать за «Свободу», то свобода в этом крае исчезнет окончательно. Со скелетами во львовском шкафу должны разобраться, прежде всего, сами львовяне. Разобраться честно, не пытаясь выдать эти костяки за нетленные мощи святых. Иначе Галичина окончательно превратится в резервацию, которую цивилизованные люди станут объезжать стороной, как объезжают Гаити с его милым культом вуду.
Олесь Бузина
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі