Символично, что скоропостижная смерть Ниязова наступила сразу же после открытия колоссального газового месторождения в Южном Иолотане. В октябре забил фонтан, в ноябре Туркменбаши заявил об открытии, а уже в декабре его не стало.
До 2006г. общий объем туркменского газа оценивался в 2,9 триллионов кубов. Мощность открытого месторождения 7 триллионов кубов, в два раза больше Штокмановского. При этом на Штокмане добыча будет производиться в Баренцовом море, да еще понадобятся расходы на транспортировку на многие тысячи километров через тундру и тайгу.
Нетрудно понять, сколько интереса сфокусировано сейчас на Туркмении:
Посилання видалено
Посилання видалено
Посилання видалено
Вариант, рассмотренный в последней ссылке, как я понимаю, является конкурентным "Голубому потоку". Но Украине и Грузии он ничего не даст.
Не сомневаюсь, что если большой газ пойдет из Туркмении в Европу, то он пойдет через Азербайджан и Турцию прямиком по назначению, хотя и существует техническая возможность часть потока отвернуть на Грузию.
Для коллекции не хватает ссылки на интерес США, но это и не обязательно. Нет в мире места, где отсутствует их стратегический интерес.
Предстоит нешуточная борьба за богатство, как внутри страны, так и вокруг нее.
По Эхо Москвы выступал нефтегазовый чиновник Туркмении, который сообщил, что все доходы от поставок газа за рубеж, вообще не поступали в бюджет а шли в специальный фонд, которым распоряжался лично Туркменбаши. Никто не знает даже сколько там средств скопилось. Интересно, как они будут использованы. Любопытна также реакция Брюсселя, который в комментарии на смерть не высказал официального соболезнования.
В Туркмении инициатива сейчас в руках у Бердымухаммедова, внебрачного сына покойного. И уже оформился кандидат на жертву в борьбе за власть. Это Атаев, который согласно законодательства должен стать и.о. президента вместо бастарда, и против которого уже возбуждено уголовное дело.
Посилання видалено
И еще, если борьба за власть затянется, то это сможет привести в ближайшем будущем к уменьшению поставок. Хотя это и опасно для месторождений, которые могут начать обводняться, если перекрыть вентиль. Если это все-таки произойдет, думаю, что на Украине это почувствуют.