Статус:
Offline
Реєстрація: 11.01.2007
Повідом.: 36249
Адреса: Харків
Реєстрація: 11.01.2007
Повідом.: 36249
Адреса: Харків
- 🔴 12:26 Повітряна тривога в Харків.обл.
- #1
Тяготы литературного обучения для молодых и не очень молодых авторов - 14 фантастических проблем от Олдей
От неумения писать бытовые сцены до интернет-зависимости. О проблемах, которые мешают стать хорошими писателями многим современным фантастам, повествовал доклад писателя Г.Л.Олди на фестивале «Звёздный Мост». Начался доклад с цитаты из Стивена Кинга - «Чтобы писать на высшем уровне своих возможностей, надлежит сделать себе свой ящик для инструментов и отрастить такие мышцы, чтобы повсюду таскать его с собой. И тогда не придется смотреть на трудную работу как баран на новые ворота – можно будет взять нужный инструмент и заняться делом.»Чтобы облегчить начинающим процесс создания своего «ящика», Олег Ладыженский и Дмитрий Громов - две «половинки» сэра Генри Лайона Олди - перечислили 14 самых распространенных проблем, с которыми столкнулись у начинающих авторов. Впрочем, не преминули заметить писатели, в той или иной степени эти проблемы бывали и бывают свойственны и им самим. Главное, по их мнению - не никогда не ошибаться, а работать над ошибками.Краткий конспект доклада выглядит так:1. Инфантильность персонажей - когда тысячелетние эльфы и 40-летние майоры милиции ведут себя, как 17-летние подростки.2. Профнепригодность персонажей - когда пресловутые майоры милиции, а также спецназовцы, службисты, спецагенты, супермены, специалисты силовых структур... и так далее, прямо посреди боя, а также всё свободное от боевых действий время, предаются многостраничной рефлексии и страданиям о загубленных ими жизнях.3. Мелочность целей персонажей - когда, к примеру, всё те же супермены и иже с ними, избивают гопников, мелкую уличную шпану (хотя при их уровне могли бы просто напрячься - и пусть шпана их избивает, ломает руки) - авторы доклада трактуют это как сублимацию обиженных в детстве гопниками «ботаников».4. Отсутствие логики и мотивации - когда персонажи руководствуются в действиях не опытом, взаимоотношениями, сложившейся ситуацией, статусом и т.д., а желанием левой пятки. Пятка при этом, как правило, желает странного.5. Неумение писать бытовые сцены. "Вот если бы эльф, или фея, или космический супермен, - думает гипотетический фантаст,- я бы расписал!" Но обычные люди и пейзажи при этом выходят шаблонными и картонными.6. «Боги из машины» и «рояли из кустов», свидетельствующие о том, что автор попросту не знает, как вывести персонажей и сюжет из того тупика, в который он их завёл.7. Неверное словоупотребление - не то чтобы откровенные ляпы, которыми полны блоги, но отсутствие чувства языка, из-за которого возникают в текстах выражения типа «она облокотилась спиной», «согласно покивал головой», «обоюдоострое лезвие кинжала» и др. Проблема тут, напоминают Олди, не в самих ошибках, а в том, что многие авторы заявляют: «Какая разница? Читатель же понял, о чём речь!»8. «Гайки, заплатки и прочие кринолины» - избыточные описания мест и персонажей, излишние подробности родословных и политических раскладов, результат - средство превращается в цель, а за деревьями не видно леса.9. Излишняя «невинность» фантастов. Подробные описания секса - также не самоцель, но у многих, по мнению Олди, постельные сцены в романах и повестях - одинаковые и нереалистичные. А присутствием матерных слов в тексте больше всех возмущаются те, кто в интернете матерится по поводу и без.10. Гламуризация фантастики - карамельные тексты, обилие уменьшительных суффиксов, все пейзажи - красивы, персонажи - прекрасны, и даже других эпитетов, кроме «красивый», автор подобрать не может. Фантастический текст превращается в детский мультик, а Олди - в Станиславского, который заявляет: «Не верю!»11. Нелюбовь к чтению по принципу «чукча не пистель, чукча читатель». Сложно найти композитора, который не разбирался бы в отличиях музыки Стравинского от Шнитке, почему же, недоумевают Олди, молодые писатели так мало интересуются своими предшественниками? В итоге, говорят мэтры, рассуждая о стилистических приёмах на семинарах и мастер-классах, они начинают чувствовать себя динозаврами.12. Неумение писать диалоги. Длинные монологи, на которые у живого человека попросту не хватит дыхания, построение нереалистичных текстов, одинаковая речь у абсолютно разных персонажей, неумеренный стёб, зачастую - канцелярит, которым не изъясняются даже лекторы по марксизму и ленинизму, не то что обычные люди. Или даже эльфы.13. Отсутствие стиля, невнимание к форме - дескать, главное содержание. В итоге - у автора нет своего узнаваемого лица. И снова - параллель с музыкой: какой музыкант позволит себе сказать, что звукоизвлечение неважно?14. Интернет-зависимость. Вроде бы, прямой связи с качеством текста у этой проблемы нет. Но, замечают Олди, авторам, пристрастившимся к сетевым конкурсам, написать потом самостоятельное и самодостаточное произведение зачастую бывает сложно. Обсуждения текстов на форумах и в блогах занимает массу времени. А зависимость от чужих оценок и рецензий может перерасти в невроз.Вспоминая того же Кинга - «часы, потраченные на разговор о писательстве, – это часы, отнятые у самого процесса». Так что на этом проблемы у Олди... то есть, подмеченные Олди, закончились. Насколько эти типичные для начинающих авторов ошибки распространяются на авторов продолжающих и заканчивающих - мэтры посоветовали слушателям понаблюдать самостоятельно.
От неумения писать бытовые сцены до интернет-зависимости. О проблемах, которые мешают стать хорошими писателями многим современным фантастам, повествовал доклад писателя Г.Л.Олди на фестивале «Звёздный Мост». Начался доклад с цитаты из Стивена Кинга - «Чтобы писать на высшем уровне своих возможностей, надлежит сделать себе свой ящик для инструментов и отрастить такие мышцы, чтобы повсюду таскать его с собой. И тогда не придется смотреть на трудную работу как баран на новые ворота – можно будет взять нужный инструмент и заняться делом.»Чтобы облегчить начинающим процесс создания своего «ящика», Олег Ладыженский и Дмитрий Громов - две «половинки» сэра Генри Лайона Олди - перечислили 14 самых распространенных проблем, с которыми столкнулись у начинающих авторов. Впрочем, не преминули заметить писатели, в той или иной степени эти проблемы бывали и бывают свойственны и им самим. Главное, по их мнению - не никогда не ошибаться, а работать над ошибками.Краткий конспект доклада выглядит так:1. Инфантильность персонажей - когда тысячелетние эльфы и 40-летние майоры милиции ведут себя, как 17-летние подростки.2. Профнепригодность персонажей - когда пресловутые майоры милиции, а также спецназовцы, службисты, спецагенты, супермены, специалисты силовых структур... и так далее, прямо посреди боя, а также всё свободное от боевых действий время, предаются многостраничной рефлексии и страданиям о загубленных ими жизнях.3. Мелочность целей персонажей - когда, к примеру, всё те же супермены и иже с ними, избивают гопников, мелкую уличную шпану (хотя при их уровне могли бы просто напрячься - и пусть шпана их избивает, ломает руки) - авторы доклада трактуют это как сублимацию обиженных в детстве гопниками «ботаников».4. Отсутствие логики и мотивации - когда персонажи руководствуются в действиях не опытом, взаимоотношениями, сложившейся ситуацией, статусом и т.д., а желанием левой пятки. Пятка при этом, как правило, желает странного.5. Неумение писать бытовые сцены. "Вот если бы эльф, или фея, или космический супермен, - думает гипотетический фантаст,- я бы расписал!" Но обычные люди и пейзажи при этом выходят шаблонными и картонными.6. «Боги из машины» и «рояли из кустов», свидетельствующие о том, что автор попросту не знает, как вывести персонажей и сюжет из того тупика, в который он их завёл.7. Неверное словоупотребление - не то чтобы откровенные ляпы, которыми полны блоги, но отсутствие чувства языка, из-за которого возникают в текстах выражения типа «она облокотилась спиной», «согласно покивал головой», «обоюдоострое лезвие кинжала» и др. Проблема тут, напоминают Олди, не в самих ошибках, а в том, что многие авторы заявляют: «Какая разница? Читатель же понял, о чём речь!»8. «Гайки, заплатки и прочие кринолины» - избыточные описания мест и персонажей, излишние подробности родословных и политических раскладов, результат - средство превращается в цель, а за деревьями не видно леса.9. Излишняя «невинность» фантастов. Подробные описания секса - также не самоцель, но у многих, по мнению Олди, постельные сцены в романах и повестях - одинаковые и нереалистичные. А присутствием матерных слов в тексте больше всех возмущаются те, кто в интернете матерится по поводу и без.10. Гламуризация фантастики - карамельные тексты, обилие уменьшительных суффиксов, все пейзажи - красивы, персонажи - прекрасны, и даже других эпитетов, кроме «красивый», автор подобрать не может. Фантастический текст превращается в детский мультик, а Олди - в Станиславского, который заявляет: «Не верю!»11. Нелюбовь к чтению по принципу «чукча не пистель, чукча читатель». Сложно найти композитора, который не разбирался бы в отличиях музыки Стравинского от Шнитке, почему же, недоумевают Олди, молодые писатели так мало интересуются своими предшественниками? В итоге, говорят мэтры, рассуждая о стилистических приёмах на семинарах и мастер-классах, они начинают чувствовать себя динозаврами.12. Неумение писать диалоги. Длинные монологи, на которые у живого человека попросту не хватит дыхания, построение нереалистичных текстов, одинаковая речь у абсолютно разных персонажей, неумеренный стёб, зачастую - канцелярит, которым не изъясняются даже лекторы по марксизму и ленинизму, не то что обычные люди. Или даже эльфы.13. Отсутствие стиля, невнимание к форме - дескать, главное содержание. В итоге - у автора нет своего узнаваемого лица. И снова - параллель с музыкой: какой музыкант позволит себе сказать, что звукоизвлечение неважно?14. Интернет-зависимость. Вроде бы, прямой связи с качеством текста у этой проблемы нет. Но, замечают Олди, авторам, пристрастившимся к сетевым конкурсам, написать потом самостоятельное и самодостаточное произведение зачастую бывает сложно. Обсуждения текстов на форумах и в блогах занимает массу времени. А зависимость от чужих оценок и рецензий может перерасти в невроз.Вспоминая того же Кинга - «часы, потраченные на разговор о писательстве, – это часы, отнятые у самого процесса». Так что на этом проблемы у Олди... то есть, подмеченные Олди, закончились. Насколько эти типичные для начинающих авторов ошибки распространяются на авторов продолжающих и заканчивающих - мэтры посоветовали слушателям понаблюдать самостоятельно.
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі