Cамое первое письменное упоминание о местности "Святые Горы" относится к 1526 году. В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства.
К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).
В конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. - новый каменный Успенский собор.
В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический - Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в («Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.
В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.
В этот период своего существования, охвативший 2-ю половину XIX в. и начало XX в., святая обитель имела особое Божие благословение. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом - больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие, которые приносили двоякую пользу: братия трудилась, избегая праздности, и обитель сокращала свои расходы на покупку многих вещей.
В 1879 г. старанием архимандрита Германа в монастыре начала работать своя собственная фотостудия, которой заведывал основательно знающий фотографическое искусство монах Тимон. Многие виды обители, сделанные в ней в то время, сохранились до ныне и по прежнему поражают своим качеством даже опытных фотографов.
В XIX в. Святые Горы стали центром богомолья не только для юга России, Дона и Кавказа, но и для севера, откуда также приходило множество паломников и богомольцев, которые заходили в обитель по пути из Воронежа в Киев. Некогда запустевшая Святогорская обитель за короткий период была украшена многими царскими дарами, обогащена вкладами различных жертвователей и благотворителей и сделалась известною и славною по всей России.
События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года.
Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда, воспитание которых проводилось в соответствующем коммунизму духе. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса.
Наступил долгий период запустения и осквернения святой обители. Большевиками были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи и благолепие архитектуры. Соборный храм перестроен под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре на месте Престола - самого святого места в храме. Позже были разрушены до основания церкви Преображения Господня, преподобного Арсения Великого в "Святом месте", Ахтырской иконы Божией Матери на больничном хуторе и Всех святых на монастырском кладбище.
С образованием в 1922 году на территории Святогорской обители Дома Отдыха и санатория пещеры и пещерные храмы также испытали на себе разорительную руку новой власти. В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских было устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 года, а в храме преподобного Алексия, человека Божия, в 30-х годах власти открыли музей антирелигиозной пропаганды, бесследно исчезнувший в годы Великой Отечественной войны.
В 1992 году была вновь открыта Святогорская обитель. Первым монастырю был передан его соборный храм Успения Божией Матери, разграбленный и оскверненный: 70 лет в нем размещался Дворец культуры - «культуры», позволившей себе устроить в алтарях сцену, гримерную и санузлы.
Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора. Несмотря на проводившуюся реставрацию, за неимением другого обширного помещения, службы на великие праздники поначалу проводились в соборе прямо посреди битого кирпича. За время реставрационных работ (1995-2000 гг.) из храма было вывезено около 40 вагонов мусора (2600 тонн).
Благодаря помощи благотворителей в 1997 году в обители вновь зазвонили колокола, которых сейчас 17 на большой колокольне. Самый массивный, названный Игуменским, весит более 6 тонн, другие поменьше - 4 т, 2 т, 1 т, 500 кг и малые. Звонарями Лавры уже освоены мелодии 25 звонов. Еще есть свои колокола в Никольском храме на Святогорской скале, в деревянном Всехсвятском храме, в скиту преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и в церкви села Богородичное. В целом на колокольнях Святогорской Лавры собрано 54 колокола.
Рядом с садами Лавры идет строительство - неподалеку от фундамента взорванного в 1947 году Всехсвятского храма возведен новый деревянный храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, и другие постройки из бревен: домик для будущих насельников скита, трапезная, хозяйственные помещения, ограда с угловыми башнями. Все это в традициях древнерусского деревянного зодчества ХVI-ХVII вв.
В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория "Святые Горы" жилые и хозяйственные строения.
После этого события Высокопреосвященнейшим Иларионом, митрополитом Горловским и Славянским, на рассмотрение Священного Синода Украинской Православной Церкви был подан рапорт о присвоении Святогорскому монастырю статуса Лавры.
Ходатайство было поддержано и одобрено членами Священного Синода, духовенством и верующими Донбасса.
9 марта 2004 года, на очередном заседании, Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры.
По материалам
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Вид с набережной от кафе “Монарх”
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Вид с моста через р.Северский Донец
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Вид от церкви святителя Николая Чудотворца
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Вид от памятника Артёму
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Николаевская церковь и Северский Донец от памятника Артёму
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Николаевская церковь
Николаевская церковь - символ Святогорья. Построена в XVII в. Ее отличает не только внешнее изящество. Техническое решение тоже обладает редкостной красотой: часть стен - это меловая скала.
В годы Великой Отечественной войны Николаевская церковь была сильно разрушена и полностью восстановлена только спустя полвека.
Беседка из бутового камня перед церковью,-это Верхний павильон паломников, или Андреевская часовня. Построена она была в середине 50-х гг. XIX в.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Часовня Андрея Первозванного
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Николаевская церковь и часовня Андрея Первозванного
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Успенский собор
Первый Успенский собор был построен еще в начале XVIII в. Но после возобновления обители он уже не отвечал требованиям, так как был маловместителен. Его снесли, и в июне 1858 г. началось возведение нового соборного храма по проекту петербургского архитектора Алексея Горностаева. В процессе строительства пришлось уменьшить его размеры (при сохранении пропорций), иначе здание могло разрушиться: геологические условия оказались менее благоприятными, чем предполагалось.
Строительство собора продолжалось десять лет. Главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы был освящен 4 сентября 1868 г. Кроме него, было устроено два придела - правый но имя великомученицы Варвары и мученицы Татьяны и левый престол во имя святителей Дмитрия, Митрофана и Тихона.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Покровская церковь
Долгое время единственной церковью монастыря, в которой проводились зимние богослужения, была Николаевская на скале с постоянной температурой в пещерах и летом, и зимой.
Ее недостатками были малая вместимость и отсутствие колокольни. В 1850 году под руководством знаменитого архитектора Константина Тона возведена Покровская церковь. На её колокольне установлены куранты, сделанные в монастыре мастером-самоучкой отцом Антонином, которого писатель Василий Иванович Немирович-Данченко назвал святогорским Эдисоном.
В следующем, 1851 г. к храму с алтарной стороны пристроили казначейский корпус, а со стороны притвора - дом настоятеля.
Храм был поврежден в годы Великой Отечественной войны. Восстановлен и реконструирован в 1950году.
По материалам
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Покровская церковь и Успенский собор
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Трапезная церковь Рождества Пресвятой Богородицы и памятник Артёму
Справа монумент Артёму (Фёдору Андреевичу Сергееву) высотой 22 метра и весом около 800 тонн, сооружённый скульптором И.П.Кавалеридзе в 1927 году.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Скит прп. Антония и Феодосия Печерских
Скит создан в 2001 году возле подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских: построена колокольня с оградой, домик для скитян, восстановлен фасад церкви.
Прижавшийся к скале храм - это недавно восстановленный вход в подземную церковь Святых преподобных Антония и Феодосия - самый древний храм Лавры. Рядом с ним находится кладбище, где хоронили благотворителей обители и наиболее почитаемых духовников монастыря. Здесь расположена родовая усыпальница князей Голицыных и графов Иловайских. Так, Николай Голицын был известен как прекрасный музыкант, познакомивший Россию с творчеством Бетховена. Иван Иловайский - дворянин, ставший одним из крупнейших предпринимателей России, много сделавший для становления индустрии в Донбассе.
О первоначальной истории подземного храма преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских почти ничего не известно, кроме того, что уже в XVIII в. он был утерян. Обретение храма произошло только в 1845 г., когда его местоположение было указано одним столетним старцем, который еще в своей молодости слышал предание, будто там имеется подземная церковь. В 1846 г. вновь обретенный храм был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, - так как народное предание сохраняло память о связи пещерного хода из меловой скалы к найденной церкви с пещерами преподобных Антония и Феодосия. Деятельное участие в расчистке и расширении этого храма принимал сам преподобный Иоанн Затворник, руками которого в алтаре был высечен меловой Престол.
Печальной оказалась участь церкви после закрытия монастыря в 1922 г. - она использовалась для хозяйственных целей. На месте кладбища была устроена метеоплощадка
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Скит прп. Антония и Феодосия Печерских. Надвратная колокольня
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Скит прп. Антония и Феодосия Печерских. Домик для скитян
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Крыльцо дома настоятеля монастыря
Дом настоятеля построен в 1851 году. Здесь находились покои архимандрита, комнаты келейников, обслуживающих настоятеля, гостиная и подсобные помещения.
Корпус строился одновременно со строительством Покровского храма, согласно единого плана строительства центральной части всего ансамбля. Представляет собой отдельное двухэтажное здание прямоугольной формы, примыкающее к Покровской церкви с востока и своим южным фасадом выходящее к реке. Вся форма здания, обрамление оконных проемов подчеркивают свое стилистическое родство с Покровской церковью.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Гостиница для паломников
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Нижний павильон паломников с входом в пещеры
Построен во II пол. XIX в.
От основания горы к Николаевской церкви ведут подземный ход и наружная лестница. Они начинаются у нижнего паломнического павильона, у подножия горы, и заканчиваются у верхнего на видовой площадке рядом с Николаевской церковью. Нижний павильон кирпичный, вытянутый в плане по оси север — юг, двухэтажный. Примыкает к склону горы. Увенчан деревянной одноярусной колокольней. Фасад декорирован тремя порталами, увенчанными фигурными фронтонами, дверные проемы обрамлены килевидиыми арками. Стены украшает ряд полуколонок. Нижний павильон реставрирован в 1979 г.
К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).
По материалам
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Новая часовня
Часовня возведена в 2011-12 гг
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Скит Всех Святых Земли Русской
Рядом с садами Лавры неподалеку от фундамента взорванного в 1947 году Всехсвятского храма возведен новый деревянный храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, и другие постройки из бревен: домик для насельников скита, трапезная, хозяйственные помещения, ограда с угловыми башнями. Все это в традициях древнерусского деревянного зодчества ХVI-ХVII вв.
Сейчас здесь уже живут монахи. К сожалению, попасть на его территорию можно только четыре раза в год - в скит удаляются, прежде всего для того, чтобы сократить до минимума контакты с окружающим миром
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.