Еще раз с большим удовольствием посмотрела работы. Спасибо. Рада, что это Ваше увлечение живо и с еще большей радостью отметила для себя, что Ваши новые работы гораздо интереснее первых. В них уже чувствуется легкость, раскованность автора, поиски большей выразительности... Но я не буду акцентироваться на комплиментах, т.к. хотелось бы поговорить с Вами о другом.
Многое, о чем я скажу, конечно же не будет для Вас новостью, но тем не менее...
В плоскостной флористике можно выделить три условных направления:
1. Составление цветочных букетов, композиций, в которых цветы "играют" сами себя;
2. Декоративное панно, где цветы, листья, трава, являясь носителем цвета и не более того, создают гармоничные цветовые пятна, и их композиционное размещение вызывает определенное психо-эмоциональное состояние зрителя;
3. Использование засушенных растений для создания картин (ошибана).
Как я поняла, третий пункт не Ваш... или пока не Ваш... поэтому его сразу опустим. Хотя, "Дерево в желтой зелени"и "Цвет нот" можно рассматривать, как первый осторожный, но достаточно интересный шаг в этом направлении.
Первый пункт - это то, с чего обычно начинают все, кого привлекла и увлекла плоскостная флористика. Его можно было бы рассматривать, как знакомство с этим видом искусства, но очень часто можно встретить действительно шикарные работы. Для составления таких цветочных композиций необходимо знать несколько законов и правил. Я не буду их перечислять, возможно, Вы их знаете, да и найти их в интернете совсем не сложно. Замечательно, что Вы исключительно по своему видению и чувствованию создаете такие красивые работы. Это подтверждает то, что у Вас есть врожденное чувство прекрасного, но только этого недостаточно. Нужно знать хрестоматийные правила. Знать, если не для того, чтобы им следовать, то хотя бы для того, чтобы понимать, когда и как можно их нарушить. Действуя только по наитию, Ваш процесс развития будет значительно медленнее.
Конечно же есть люди, которым нравятся Ваши работы, есть те, кого оно оставляет равнодушным, но есть и такие, которые просто шарахаются от них, повторяя, как заклинание: "Сухостой - это мертво!". Да, можно успокаивать себя тем, что эти люди не совсем понимают разницу между увядшим букетом и флористикой. Но я вполне согласна с НипаНятНа, что держать дома "мертвые цветы" не совсем эстетично. Например, я, приезжая на дачу, всегда в доме расставляла букеты полевых цветов, которые создают особую атмосферу в помещении, а уезжая через день-два, рука просто не поднимается выбросить эти, еще пышные, букеты. Но к следующему приезду это уже мертвые, поникшие, засохшие цветы, которые конечно же дома держать не следует. Но флористика - это совсем другое... Это искусство создавать эмоциональные, положительно заряженные художником композиции с использованием природных материалов. Ведь никого не шокирует, что в наших домах стоит мебель из умерших (а точнее, убитых) деревьев...
Так почему у некоторых людей, увидевших композиции из сухоцвета, возникают отрицательные эмоции? Я попробую высказать свое личное мнение... После процесса сушки цветы, листья и особенно трава теряют свой насыщенный цвет. И ни в коем случае нельзя усиливать этот эффект. Горишняя, посмотрите на свои работы глазами постороннего "обычного" человека. "Осень", "Орнамент с цветом", "Петля", "Бахрома"... Они настолько гармоничны, что даже названия некоторых из них навевают дикую тоску. "Осень" - увядание жизни, веточки-ручки, тянущиеся куда-то вверх в поисках солнечного света, но так и не нашедшие его, застыли в скорбном надломе. Полупрозрачные листья, как траурная вуаль, прикрывает безжизненное тельце стебелька, вырванного с корнем из земли. И два траурных цветка завершают эту монохромную заупокойную композицию. Я не скажу, что это плохо, что это неэмоционально, что это не вызывает обратную реакцию у зрителя.... Но какую реакцию Вы ждали? А "Петля"? Какой в ней скрыт тайный знак, какой символизм несет эта работа? Лично я не хотела бы, чтобы какая-то из подобных композиций висела у меня дома. И что странно... почти все начинающие "флористы", работающие с сухоцветом, создают похожие однотипные работы. Горишняя, забудьте этот жухлый фон, дайте цветам новую жизнь, новое звучание. Если Вам нужна теплая охристая подложка, попробуйте использовать соломку. Она придаст фону золотистый (опять-таки, радостный и жизнеутверждающий) оттенок. Не бойтесь экспериментировать с цветом, не бойтесь контрастов. Ведь насколько выигрышнее смотрится "Воздух Крита"... вот, где яркие эмоции, классное настроение и даже не замечаешь, что это все собрано из "мертвых" цветов. "Поиски света" - правильное движение в направлении цветового соответствия, но хотелось бы, чтобы фон был более глубокой и насыщенной фактуры... Обратите внимание, какой фон используется в ювелирных магазинах для более выгодной демонстрации золотых изделий. Но вот композиция этой работы явно подвела... Действительно получился какой-то "поиск" света... хаотичный, бессмысленный... Такое впечатление, что Вы просто закрывали веточками зияющие пустоты. И такая беда не только у этой работы. Над композиционным построением нужно еще работать... Хотя, справедливости ради, нужно отметить и более-менее удачные работы (в плане композиции). Понравилась "Солнечная воронка"... Есть некая динамика и ритмика, созданная лепестками, смещение центрального объекта от центра - тоже совершенно правильное решение (оно убрало из работы ощущение статичности)... но эта кинематика вращательного движения быстро гасится лепестками цветов, разложенными по поверхности. Можно было бы, если не усилить это движение, то хотя бы не гасить... Понравилось, как сработал цветовой переход от светлого центра (условно желтый) к темной периферии (условно красный). И это тоже можно было бы усилить, добавив в самые дальние от "солнца" участки лепестки еще потемнее... В целом работа понравилась... но цвет фона убивает все напрочь. Понравились "Медитация стрекозы" и "Цвет нот". Интересная идея, вполне удачная композиция... Но в "цвете нот" хотелось бы (на мой взгляд) более светлый фон...
Но в целом, Ваши новые работы радуют. Это уже творчество... И замечательно, что есть новые идеи, новые задумки. Я от всей души желаю Вам их удачной реализации, и пусть процесс работы приносит Вам радость и счастье. Пусть именно эти состояния хранят Ваши работы и пусть именно эти состояния переходят зрителю.
И еще немного по второму пункту, который я упоминала выше, перечисляя условные направления плоскостной флористики...
Так сложилось, что я сейчас живу в Барселоне, а Испания отличается буйством цвета. Яркие сумасшедшие сочетания красок, солнечное праздничное настроение, не смотря на существующий кризис. А мне, по роду своей деятельности, приходится много и часто встречаться и общаться с художниками. И вот, будучи в гостях у одного своего знакомого художника, я обратила внимание на пару панно, висевших на стене... Два ярких, сочных пятна создавали в комнате удивительную, бодрящую атмосферу фиесты. Признаюсь, я была удивлена, когда узнала, что эти панно выполнены из различных цветов и их лепестков. Необычайно яркие, карнавальные цвета... Когда мы стали обсуждать эти работы, то выяснилось, что художник восстанавливал естественные насыщенные цвета лепестков, подкрашивая их краской.
Зритель смотрит на конечный результат. Именно тогда создается общее впечатление, и зрителю совершенно не важно, как, какими средствами художник добивался этого эффекта. Ему будут совершенно не интересны Ваши оправдания, что цвет пожух, стал тусклым и не ярким, что в Ваших планах было использовать одну соломку, но она не сохранилась и Вам пришлось заменить ее другой, а она сюда не очень подходит... Зрителя волнует только конечный результат. Используйте все средства для создания выразительного произведения. Применяйте любые действия, чтобы передать свои чувства и эмоции в работе. Комбинируйте, ищите возможности совмещения несовместимого. "Подгоняйте" материал под свою идею, а не идею под то, что у Вас оказалось под рукой на данный момент. Дерзайте, творите и у Вас все обязательно получится! Прислушивайтесь к себе, читайте книги для художников по цветоведению и композиции и снова прислушивайтесь к себе... и пробуйте, пробуйте, пробуйте (или как говорят у художников: ищите, ищите, ищите...) Удачи!