Змінюй хід війни! Допомагай ЗСУ!

Старый и очень старый Харьков

  • Автор теми Автор теми JurashZ
  • Дата створення Дата створення
Дом на Артема принадлежал кажется Бич-Лубенским и никакого отношения к синагогам не имел. Дом выполнен в "мавританском" стиле для которого звезда Давида "родной" композиционный элемент.
Простите, что вклиниваюсь, но по ул. Епархиальная № 16, таки да, была еврейская молельня, которая называлась "Кнессет-Исраель". А вот, какой номер у этого дома по ул. Артема, я к сожалению сказать не могу.
 
а кто знает что было на участке между парком Артема и ХЭМЗом? там скверик, в котором просматриваются остатки фундамента, если ехать по Плехановской по направлению к турбоатому.

В "Легендах Харькова" я про него спрашивал, кто-то писал, что в 70-х там че-то пытались построить, но дальше кирпичной коробки дело не ушло.
 
а кто знает что было на участке между парком Артема и ХЭМЗом? там скверик, в котором просматриваются остатки фундамента, если ехать по Плехановской по направлению к турбоатому.
Если по левую сторону, то это фундамент Кирилло-Мефодиевской церкви. Если по правой, то там строился ДК з-да им.Малышева.
 
Простите, что вклиниваюсь, но по ул. Епархиальная № 16, таки да, была еврейская молельня, которая называлась "Кнессет-Исраель". А вот, какой номер у этого дома по ул. Артема, я к сожалению сказать не могу.
здание по Епархиальной,16 размещалось до перекрестка с улицей Иванова.
У интересующего нас дома дореволюционный номер был 26 или 28 (оба участка принадлежали Бич-Лубенским)
 
222.webp
Довоенная фотка вид на город с харьковского моста.

222.webp

kharkovskaja-naberezhnaja-1280-1024r.webp
Если бы сравнить ту старую фотку с этой нинишней,многие объесты поменялись за 90 лет
 
Простите, что вклиниваюсь, но по ул. Епархиальная № 16, таки да, была еврейская молельня, которая называлась "Кнессет-Исраель". А вот, какой номер у этого дома по ул. Артема, я к сожалению сказать не могу.
Бывшая Епархиальная 16 - сейчас Польское консульство, если я не ошибаюсь.
 

Вкладення

  •  угол Иванова (2).webp
    угол Иванова (2).webp
    91.4 КБ · Перегляди: 1154
Если по левую сторону, то это фундамент Кирилло-Мефодиевской церкви. Если по правой, то там строился ДК з-да им.Малышева.



Если Ехать по Московскому в сторону Хтз то справа, если по плехановской то слева.Остатки церкви?
 
Если Ехать по Московскому в сторону Хтз то справа, если по плехановской то слева.Остатки церкви?

Врядли, на немецком аэрофото там ничего не просматривается, ровный пустырь, так что походу ДК.
 
Епархиальная (Артема) 24

Дом на Артема принадлежал кажется Бич-Лубенским и никакого отношения к синагогам не имел. Дом выполнен в "мавританском" стиле для которого звезда Давида "родной" композиционный элемент.

Дом на Артема принадлежал кажется Бич-Лубенским и никакого отношения к синагогам не имел. Дом выполнен в "мавританском" стиле для которого звезда Давида "родной" композиционный элемент.[/quote]
И to Monteblan:
Я таки вставлю свои пару слов за этот дом (Епархиальная 24, а затем и Артема 24). Этот дом НЕ МЕНЯЛ номера, как был он построен в 1896 (1899) году - точно неизвестно - увы, так и простоял под своим номером (см карты, адрес-календари, списки домовладельцев старого Харькова и т.д.).
Владение Бич-Лубенских - дома 26-28, это СЛЕДУЮЩИЕ два дома (сейчас это А) неузнаваемо перестроенный особнячок, в котором, кажется, магазин готового мужского платья от известных брендов, и Б) угловая сталинка, тоже с магазином на первом этаже).
А 24 номер был построен мещанином Черкасовым Иваном Максимовичем, он же его бессменный домовладелец до 1914 г. (На 1909 г стоимость домовладения почти 4 тыс. руб.) После того (1914-1915) жил там некий Соломон (возможно, Самуэль? Шломо-Шмуль?) Шварц, доктор медицины, и была там в этот краткий момент истории еврейская молельня. Молельня - это немножечко не то, что синагога, скорее частный случай последней, приватный вариант для более узкого круга лиц, но с обязательным условием миньяна (10 взрослых евреев - необходимый и достаточный кворум для молитвы). Практика устроения временных молелен продолжалась вплоть до конца 30-х гг. XX века. Их число и топография меняются, показывая динамику еврейской жизни Харькова. Молитвенные дома активно возникают с начала 1910-х годов в период расцвета еврейской жизни Харькова. Они объединяли евреев по месту жительства или по принадлежности к профессии. Находились они, как правило, в жилых домах, в местах компактного проживания евреев, там, где домовладелец мог предоставить часть жилого помещения для молитв.
Таким образом, практически достоверно известно, что 1914-15 гг в этом доме была еврейская молельня.
Что же до более раннего времени и магендавидов в переплетах окон, то и здесь все тоже очень интересно. Стоит заметить особо: стиль «мудехар» (неомавританский) – подковообразные арки в оформлении оконных проемов, полуколонны, сложные карнизы (все это есть в искомом доме + шестиконечная звезда) – в Европе долгое время воспринимался как «стиль синагог». Во многих городах Европы и мира еврейские сообщества предпочитали возводить синагоги и прочие «свои» здания именно в этом стиле, так как он ассоциировался с золотым веком средневекового еврейства в исламской Испании.
И как всегда, есть два мнения ;):
1) первоначально здание было выстроено Черкасовым для своих нужд и не несло в своем облике специфических еврейских черт (даже шестиконечная звезда , как уже было сказано выше уважаемым комментатором - просто модная фишка). В неомавританском стиле строились и вполне нееврейские особняки и дома. Например, Воронцовский дворец в Алупке, этот стиль даже стал нормой для русской усадебной архитектуры, причём не только на южных курортах – Кореиз, Симеиз, но и в центральной части россии, яркий пример — дом Арсения Морозова на Воздвиженке, в самом Харькове можно вспомнить Бывший особняк биолога Д. Алчевского, профессора Харьковского университета (Украинско-Британский колледж) на улице Дарвина 13 (архитектор А. Бекетов).
Позже когда дом был куплен С. Шварцем, он был перестроен с привнесением еврейских мотивов.
И 2) "таки-да, они!" Изначально дом строился для еврейского домовладельца, а Черкасов был подставным лицом, т.к. были сложности с разрешением евреям владеть недвижимостью в этом фешенебельном и чинном районе - Епархиальная улица никогда не считалась «еврейским местом». Как следует из названия, она связана напрямую с христианской православной культурой. Возникновение улицы в Харькове относится ко второй половине позапрошлого столетия. В то время она называлась Старокладбищенской, а потом Кладбищенской. В начале XX века здесь на территории, примыкавшей к кладбищу, открыли женское епархиальное училище, улица обрела респектабельность и стала Епархиальной. Еще большую солидность ей придало здание Коммерческого института, построенное по проекту знаменитого архитектора Бекетова.
А покупка евреем "хорошей недвижимости" на политкорректное славянское имя практиковалась довольно часто (так, мы все здесь взрослые люди, ханжи и юдофобы – на фиг, - это вон туда!):yahoo:.
Позже с либерализацией и расширением еврейских свобод настоящий владелец легализовался. Нагорный район Харькова (после постройки главной харьковской синагоги, «Купеческой», в 1913 году) становился местожительством еврейской финансовой элиты, состоятельных банкиров и городской интеллигенции в противовес бедным кварталам Подола (Мещанская, Мордвиновская, Рыбная), с их более строгим ортодоксальным следованием традиции и соблюдением заповедей иудаизма.
Надо сказать, что постепенно Епархиальная улица к началу второго десятилетия ХХ века все более открывала двери евреям, в 1909 г. в доме № 8 открылось отделение Общества для распространения просвещения между евреями в россии, которым руководил врач Б. С. Грейденберг. Здесь было основано также отделение Общества любителей еврейского языка (иврита). Общество для распространения просвещения между евреями в россии было создано в 1863 году в Петербурге с целью, как следовало из названия, просвещения и распространения русского языка для приобщения евреев к русской культуре и интеграции в среду российской интеллигенции. В его деятельности участвовали многие деятели еврейской культуры.
 
Останнє редагування:
давайте все же определимся с дореволюционным номером дома
e553f2ed52cf.jpg

согласно немецкой аэрофотосъемке искомый дом - третий от угла с ул. Иванова
По нумерации 1913г
угловой дом - №22 - Грунтенко, №24-Черкасов, №26-Бич-Лубенский
Может быть конечно и ситуация при которой два дома по улице могли располагаться на одном участке (одно из зданий - дом, второе - флигель).
Если Вы JezzyJu располагаете архивными данными (оценочными актами) подтверждающими, что наш "мавританский" дом был под номером 24, то тогда конечно вынужден буду с Вами согласится
 
Поднабралось всяких фоток о старом Харькове.
Мне лично интересно, что было на месте какого то дома если окрудают явную новостройку постройки царских дней.

Некоторые строения стоят и поныне, тчо то разрушили те кто несли нам европейский образ жизни, а что то те, кто пытался построить мировой коммунизм. Но в итоге облик города таков как мы видим, и в лучшую сторону он не меняется.


спасибо за фотографии :клас::клас::клас:

а этот храм еще существует?


attachment.webp
 
Нет, храм в Борках, увы, не сохранился. От него осталась только часовня. Вот так она выглядит сейчас
 

Вкладення

  •  Часовня Храма Спаса Нерукотворного.webp
    Часовня Храма Спаса Нерукотворного.webp
    14 КБ · Перегляди: 1083
По поводу спорной нумерации дома 24 по Епархиальной, а также №26 (Бич-Лубенских): в данное время, Харьковский архив, увы, закрыт всерьез и надолго, я бы с удовольствием там многое поизучала, к сожалению во время его условной доступности я не смогла скопировать многие соответствующие документы, о чем ужасно жалею, единственное, подтверждение - на фото. Это страница 224 "Списка домовладельцев Харькова за 1909 г". Видно, что дом Грунтенко № 22, числится как угловой с Ветеринарной улицей (Иванова), второй за ним - 24 дом Черкасова, а далее 26 Бич-Лубенских (третий от угла с Иванова). Если у вас или других уважаемых форумчан есть еще какие-либо документальные свидетельства, то они действительно драгоценны, и им тут будут очень признательны.
Просто историей этого "мавританского дома" я интересуюсь уже много лет, и любым фактам буду весьма рада.
По поводу второго домовладения Бич-Лубенских - это № 30, а не как я написала в прошлом посте 28, тут и впрямь ошиблась. Там действительно, здание вроде бы стояло как флигель, позже стало числиться как отдельное домовладение, но в этой области я не профи, историей рода Бич-Лубенских не занималась, хотя это очень интересная тема.
 

Вкладення

  • .webp
    .webp
    50.2 КБ · Перегляди: 413
я тут просмотрел каталог Лейбфрейда. Так у него этот дом значится также как особняк Бич-Лубенского с указанием на старую нумерацию (№26-28) и даже упомянута фамилия автора надстройки советских времен (кажется Грицевской, точно не помню).
Так что пока, до получения подтверждений/опровержений все же логичнее считать, что у дома №24 дореволюционный номер был -26, а владельцем Бич-Лубенский.
 
10688.webp
Памятник Н.В.Гоголю начало ХХ века.
 
Простите, что вклиниваюсь, но по ул. Епархиальная № 16, таки да, была еврейская молельня, которая называлась "Кнессет-Исраель". А вот, какой номер у этого дома по ул. Артема, я к сожалению сказать не могу.

здание по Епархиальной,16 размещалось до перекрестка с улицей Иванова.
У интересующего нас дома дореволюционный номер был 26 или 28 (оба участка принадлежали Бич-Лубенским)

Бывшая Епархиальная 16 - сейчас Польское консульство, если я не ошибаюсь.
...
24 номер, по ул. Епархиальная (АРТЁМА) был построен мещанином Черкасовым Иваном Максимовичем, он же его бессменный домовладелец до 1914 г. (На 1909 г стоимость домовладения почти 4 тыс. руб.) После того (1914-1915) жил там некий Соломон (возможно, Самуэль? Шломо-Шмуль?) Шварц, доктор медицины, и была там в этот краткий момент истории еврейская молельня. Молельня - это немножечко не то, что синагога, скорее частный случай последней, приватный вариант для более узкого круга лиц, но с обязательным условием миньяна (10 взрослых евреев - необходимый и достаточный кворум для молитвы). Практика устроения временных молелен продолжалась вплоть до конца 30-х гг. XX века. Их число и топография меняются, показывая динамику еврейской жизни Харькова. Молитвенные дома активно возникают с начала 1910-х годов в период расцвета еврейской жизни Харькова. Они объединяли евреев по месту жительства или по принадлежности к профессии. Находились они, как правило, в жилых домах, в местах компактного проживания евреев, там, где домовладелец мог предоставить часть жилого помещения для молитв.
Таким образом, практически достоверно известно, что 1914-15 гг в этом доме была еврейская молельня.
Что же до более раннего времени и магендавидов в переплетах окон, то и здесь все тоже очень интересно. Стоит заметить особо: стиль «мудехар» (неомавританский) – подковообразные арки в оформлении оконных проемов, полуколонны, сложные карнизы (все это есть в искомом доме + шестиконечная звезда) – в Европе долгое время воспринимался как «стиль синагог». Во многих городах Европы и мира еврейские сообщества предпочитали возводить синагоги и прочие «свои» здания именно в этом стиле, так как он ассоциировался с золотым веком средневекового еврейства в исламской Испании.
И как всегда, есть два мнения :
1) первоначально здание было выстроено Черкасовым для своих нужд и не несло в своем облике специфических еврейских черт (даже шестиконечная звезда , как уже было сказано выше уважаемым комментатором - просто модная фишка). В неомавританском стиле строились и вполне нееврейские особняки и дома. Например, Воронцовский дворец в Алупке, этот стиль даже стал нормой для русской усадебной архитектуры, причём не только на южных курортах – Кореиз, Симеиз, но и в центральной части россии, яркий пример — дом Арсения Морозова на Воздвиженке, в самом Харькове можно вспомнить Бывший особняк биолога Д. Алчевского, профессора Харьковского университета (Украинско-Британский колледж) на улице Дарвина 13 (архитектор А. Бекетов).
Позже когда дом был куплен С. Шварцем, он был перестроен с привнесением еврейских мотивов.
И 2) "таки-да, они!" Изначально дом строился для еврейского домовладельца, а Черкасов был подставным лицом, т.к. были сложности с разрешением евреям владеть недвижимостью в этом фешенебельном и чинном районе - Епархиальная улица никогда не считалась «еврейским местом». Как следует из названия, она связана напрямую с христианской православной культурой. Возникновение улицы в Харькове относится ко второй половине позапрошлого столетия. В то время она называлась Старокладбищенской, а потом Кладбищенской. В начале XX века здесь на территории, примыкавшей к кладбищу, открыли женское епархиальное училище, улица обрела респектабельность и стала Епархиальной. Еще большую солидность ей придало здание Коммерческого института, построенное по проекту знаменитого архитектора Бекетова.
А покупка евреем "хорошей недвижимости" на политкорректное славянское имя практиковалась довольно часто (так, мы все здесь взрослые люди, ханжи и юдофобы – на фиг, - это вон туда!).
Позже с либерализацией и расширением еврейских свобод настоящий владелец легализовался. Нагорный район Харькова (после постройки главной харьковской синагоги, «Купеческой», в 1913 году) становился местожительством еврейской финансовой элиты, состоятельных банкиров и городской интеллигенции в противовес бедным кварталам Подола (Мещанская, Мордвиновская, Рыбная), с их более строгим ортодоксальным следованием традиции и соблюдением заповедей иудаизма.
Надо сказать, что постепенно Епархиальная улица к началу второго десятилетия ХХ века все более открывала двери евреям, в 1909 г. в доме № 8 открылось отделение Общества для распространения просвещения между евреями в россии, которым руководил врач Б. С. Грейденберг. Здесь было основано также отделение Общества любителей еврейского языка (иврита). Общество для распространения просвещения между евреями в россии было создано в 1863 году в Петербурге с целью, как следовало из названия, просвещения и распространения русского языка для приобщения евреев к русской культуре и интеграции в среду российской интеллигенции. В его деятельности участвовали многие деятели еврейской культуры.
 
getImage.webp
Пл Конституции 1920е ХХ века
 
Совершенно случайно ни у кого нет фотографии дома по пер. театральному, 5 в первозданном виде, до того как его разрушили? Этот дом известен как "Крыша мира"
 
Совершенно случайно ни у кого нет фотографии дома по пер. театральному, 5 в первозданном виде, до того как его разрушили? Этот дом известен как "Крыша мира"
:)Такой фотки старой к сожалению нет.Но я его очень помнил на изусть.потому что через Театральный пер шол в школу 133 в 1970х мимо этого здания.Помню оно было серого цвета в жилое.Внизу была мед библиотека.
Только хотел бы знать,когда его ободрали включая здание на Бажанова?
 
Спасибо за фотки.Очень интересно, как выглядел наш город раньше.Спасибо!
 
Назад
Зверху Знизу