Людмила Нестерова
20 травня
РИВЬЕРА - НЕ ДЛЯ ПРОСТОЛЮДИНОВ..
Ныне наше крымское побережье практически сплошь закрыто заборами. Количество строящихся здесь объектов неуклонно растет. Вот уже и под Севастополем закрыли доступ в Батилиман.
С 14 июня департамент транспорта Севастополя полностью ограничит движение транспортных средств по автомобильной дороге 67 Н-013 «Подъезд к урочищу Батилиман».
Батилиман – это почти половина всей южнобережной зоны Севастополя. Здесь находятся детский лагерь, турбазы, у чистого моря десятилетиями отдыхают жители города. Дорогу сюда не так давно ремонтировали: ровный асфальт, бордюры, разметка.
Само местечко - просто райское....
Формальная причина закрытия дороги – обеспечение безопасности.
В этом районе действительно - узкий и достаточно крутой серпантин.
Но ведь дорогу можно и расширить - так ведь? Так что настоящая причина изъятия допуска в Батилиман кроется всё-таки в другом - людей здесь видеть просто не хотят. Скорее всего, подъезд к Батилиману закрывают из-за строительства роскошного имения на бывшей базе отдыха «Мыс Айя». При Украине возводимый ударными темпами огромный особняк с собственным пляжем и вертолетной площадкой связывали с семьей Виктора Януковича. Но администрация четвертого президента Украины, а позже и первый российский губернатор Севастополя Сергей Меняйло эту связь отрицали.
Сегодня бывшую дачу Януковича перестраивают ударными темпами. Для какого-то российского вельможи. Кого именно - остается только гадать: упоминают и олигархов Ковальчуков, и Шамалова, и Валентину Матвиенко, и даже - Дмитрия Медведева. Денег у нового хозяина много (сюда вкладываются миллиарды), переделывает под себя все. Здесь даже плавкраны работают - строят причалы.
Территория объекта огорожена и усиленно охраняется.
Непонятно, как будут добираться в Батилиман те, кто живет на побережье. И что будет с детьми, приезжающими на каникулах в лагерь «Чайка»? Будут ли функционировать другие, еще оставшиеся в Батилимане, базы отдыха? Вопросов - множество..
Вообще этот запрет – часть длящегося не первый год процесса: простолюдинов постепенно выживают с ЮБК. Если в двухтысячных в Батилимане было много палаточных городков, теперь побережье от Ласпи до мыса Айя практически зачищено от дикарей. Частные кемпинги, разогнанные еще в 2014-ом, разрешения продолжить свою деятельность так и не получили. Зато в урочище появились новые заборы, причем прямо на пляжах. В 2017 году стало известно, что база отдыха «Таврида», переданная при Меняйло в ГУПС «Пансионаты Севастополя», вновь отошла военным - вместе с пляжем, который севастопольцы долгие годы считали городским.
Сейчас уже активно говорят о том, что, в связи с грядущими ограничениями, лагерь «Чайка» прекратит свое существование уже в следующем сезоне.
В любом случае, запрет на въезд, отрезающий доступ к нескольким километрам побережья, – случай для Крыма пока беспрецедентный.
Пока.
Местные жители не могут и не желают свыкнуться с массовыми заборами, отрезающими доступ не только к воде, но и к видам.
Например, после того, как началась реконструкция бывшей дачи Андропова под Оливой, вдоль дороги Ялта-Севастополь возвели двухконтурное шестиметровое ограждение, скрывшее от проезжающих морской пейзаж. Забор этот вводит в состояние ступора абсолютно всех - и жителей поселка Олива, и тех, кто проезжает мимо...
Но невозможность созерцать живописные окрестности – пустяк по сравнению с тем, что жители поселка Олива фактически лишились собственности. Росреестр отказывается регистрировать земельные участки и дома, попавшие в километровую охранную зону правительственной дачи. Причем, многие из объектов недвижимости появились еще при СССР.
Я еще в прошлом году писала, как в горах над побережьем стали гонять туристов. В летний период специальная охрана кошмарила скалолазов, альпинистов и лодочников, привозящих туристов на пляжи Затерянного мира у мыса Айя – за то, что осмелились приблизиться к «даче Януковича». Альпинистов снимали и с маршрутов Форосского канта с полицией. После возобновления строительства «дачи Януковича» в Батилимане запрет на посещение Затерянного мира и «каменного хаоса» вновь стал действующим. И жалобы на действие вооруженных людей без опознавательных знаков, отгоняющих любого от строящегося объекта, слышатся все чаще.
Происходящее в Оливе и Батилимане – это только начало. Весь Южный берег Крыма рано или поздно разойдется по частным владениям новой знати. Как при царе, когда придворные отжимали побережье целыми верстами, квадратно-гнездовым методом. Похоже, мы уже вернулись в те времена, с той лишь разницей, что 200 лет назад этот берег был малонаселенным, а сейчас под нож идет все, что наросло за ХХ век при советской власти - детские лагеря, базы отдыха, общедоступные пляжи.
Оно и понятно: ведь в "росиии, которую они потеряли", ничего общедоступного быть не может.