То, что при совке было скрыто грифом "военная тайна"
10 августа 1985 года. До Чернобыля.
Ядерная катастрофа в бухте Чажма
https://ru.wikipedia.org/wiki/Радиационная_авария_в_бухте_Чажма
Радиационная авария в бухте Чажма — авария ядерной энергетической установки на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота, повлёкшая за собой радиоактивное заражение окружающей среды, гибель 11 и облучение сотен людей.
Предыстория
Радиационная авария в бухте Чажма и Чернобыльская катастрофа очень сходны по характеру: квалифицированные специалисты стали допускать ошибку за ошибкой, и в конце концов накапливается критическая масса.
К 1980-м годам СССР едва тянул гонку вооружений, могильники радиоактивных отходов действовали плохо, нередко избавление от ***ких радиоактивных отходов происходило так: технический танкер разбавлял их забортной водой до безопасных величин и сливал подальше в море. Из-за секретности данные по катастрофе довольно противоречивые, но в любом случае налицо многочисленные нарушения.
Чтобы перезарядить компактный лодочный реактор, надо прорезать в корпусе лодки отверстие и снять многотонную крышку. Для уплотнения между крышкой и реактором находится медная прокладка, и крышка так «приваривается» к прокладке, что её снимают специальным устройством — гидроподрывателем. Через крышку проходят тяги поглощающих стержней. Если из-за перекоса тягу заклинит, стержень поднимается вместе с крышкой, что может привести к самопроизвольному пуску. Чтобы стержни держались внизу, в реакторе существуют специальные замки. Бывают и другие решения: в реакторах типа ВВЭР всю воду заменяют на раствор борной кислоты, а в реакторах данной серии подводных лодок использовалось специальное устройство — компенсирующая решётка, её тоже требовалось закрепить в нужном положении.
Авария
Аварийная К-431 в бухте Павловского
10 августа 1985 года на АПЛ К-431 проекта 675, находившейся у пирса № 2 судоремонтного завода ВМФ в бухте Чажма залива Стрелок Японского моря (посёлок Шкотово-22) производилась перезарядка активных зон реакторов. Работы проводились с нарушениями требований ядерной безопасности и технологии: использовались нештатные подъёмные приспособления. Реактор правого борта был перезаряжен нормально.
При подъёме (так называемом «подрыве») крышки реактора из реактора поднялась компенсирующая решётка и поглотители. В этот момент, игнорируя поднятый на брандвахте сигнал ограничения скорости, на 12 узлах мимо прошёл катер-торпедолов. Поднятая им волна привела к тому, что плавучий кран, удерживавший крышку, поднял её ещё выше, и реактор вышел на пусковой режим, что вызвало тепловой взрыв. Мгновенно погибли 11 (по другим сообщениям — 10)[1] офицеров и матросов, осуществлявших операцию[2]. Тела погибших были уничтожены взрывом. Позже, при поисках в гавани, были найдены небольшие фрагменты останков[1].
В центре взрыва уровень радиации, определённый впоследствии по уцелевшему золотому кольцу одного из погибших офицеров, составлял 90 000 рентген в час[1]. На подводной лодке начался пожар, который сопровождался мощными выбросами радиоактивной пыли и пара. По мнению эксперта Алексея Митюнина, вся активная зона реактора в итоге была выброшена за пределы лодки. Очевидцы, которые тушили пожар, рассказывали о больших языках пламени и клубах бурого дыма, который вырывался из технологического отверстия в корпусе лодки[3]. Крышка реактора весом в несколько тонн была отброшена на сотню метров.[1]
Тушением занимались неподготовленные сотрудники — работники судоремонтного предприятия и экипажи соседних лодок. При этом у них не было ни спецодежды, ни спецтехники. Тушение пожара заняло около двух с половиной часов. Специалисты аварийной флотской команды прибыли на место ЧП через три часа после взрыва. В результате несогласованных действий сторон ликвидаторы пробыли на заражённой территории до двух часов ночи в ожидании нового комплекта одежды на смену заражённой[3].
На месте аварии был установлен режим информационной блокады, завод был оцеплен, пропускной режим завода усилен. Вечером того же дня была отключена связь посёлка с внешним миром. При этом никакая предупредительная и разъяснительная работа с населением не проводилась, ввиду чего население получило дозу радиационного облучения[3].
Известно, что всего в результате аварии пострадали 290 человек. Из них 10 погибли в момент аварии, у 10 зафиксирована острая лучевая болезнь, у 39 — лучевая реакция. Так как предприятие является режимным, в основном пострадали военнослужащие, которые одними из первых приступили к ликвидации последствий катастрофы[3].