В России 10% самых богатых людей прибрали к рукам 89% национального богатства страны. Дело за малым – объяснить оставшимся 90%, что так и должно быть. В стране уже около 22 миллионов "официальных" бедных (чей доход ниже прожиточного минимума, а это всего 9889 рублей в месяц). Сколько же миллионов на самом деле влачат нищенское существование, остается догадываться. Зато в рейтинге Forbes самых высокооплачиваемых топ-менеджеров в числе лидеров – глава "Газпрома" Алексей Миллер, который за год заработал 17,7 миллиона долларов (прожиточный минимум Миллер зарабатывает за 3 минуты своей жизни, что бы он в эти минуты ни делал), и глава "Роснефти" Игорь Сечин с 13 миллионами долларов (прожиточный минимум Сечин зарабатывает за 6 минут). Похоже, что у России только два союзника – нефть и газ. Но доходы от их продажи идут в карманы избранных.
В зависимости от политических и экономических реалий у элиты может быть множество объяснений, почему одним – все, а другим – ничего: от права наследования до результатов демократических выборов, от сакральности власти до финансового или интеллектуального и культурного превосходства. Чем может обосновать свое положение элита в России? Наследственного престолонаследия в стране (пока что) нет. Доверия к результатам выборов тоже. Даже сторонники власти понимают, что голосование фальсифицируется, и больше половины избирателей вообще не проявляет к выборам интереса. Ни о каком культурном и интеллектуальном превосходстве речи быть не может, в России проводится отрицательная селекция, при которой наверху оказываются лучшие из худших, и это тоже ни для кого не секрет. О том, что во власти – эффективные менеджеры, стесняются говорить даже поддерживающие власть политологи, так как результатами "эффективного управления" стали экономический кризис, обнищание, безработица, развал социальных институтов. Но элита пришла к власти всерьез и надолго, и для того, чтобы сохранить статус-кво, одной полиции и карательных институтов ей недостаточно.
Понятие "государство" часто подменяют понятием "отечество". Тождественными эти понятия не бывают никогда, но степень их расхождения характеризует отношения в обществе. В России долгие годы между государством и отечеством была пропасть, а власть и народ жили в параллельных мирах – одни тихо ненавидели, смиряясь со своим положением, другие молча презирали, отождествляя с государством самих себя, возводя личные интересы в ранг коллективных. Разговоры о нелегитимности власти и элиты были привычными как для кухонь, так и для улиц, а в обсуждении ресурсов и привилегий самыми популярными были слова "захват", "узурпация" и "присвоение", теперь исчезнувшие из лексикона даже оппозиционеров.
Сегодня же сложилась парадоксальная ситуация. И без того катастрофическое, неравенство по-прежнему растет, элита продолжает богатеть, а вся страна – беднеть, но агрессивный патриотизм сплачивает нищий народ вокруг богатой элиты. Нагнетание военной истерии становится беспроигрышным оправданием всего: и несменяемости власти, и грабительской политики, в результате которой национальное достояние оседает на анонимных счетах в зарубежных банках.
Теперь любое нарушение закона, любая несправедливость и любая ложь прикрываются "любовью к России" и "угрозой от внешних врагов". Президент решил править до конца своих дней? Так ведь "его нашей стране послал Господь" (это сказал миллиардер Ротенберг), "есть путин – есть россия, нет путина – нет России" (это – тогдашний замглавы президентской администрации Вячеслав Володин), "путин – дар божий... мы должны его просить, встать на колени, чтобы он правил государством" (а это – президент Чечни Рамзан Кадыров).
Состояние олигархов больше, чем бюджет страны? Зато они жертвуют на благотворительность, обустраивают Крым и – главное! – много говорят о любви к России. За 17 лет в России закрылись 25 500 школ и 5300 больниц? Зато открываются церкви и военно-патриотические клубы! Жена вице-премьера Игоря Шувалова тратит 40 миллионов в год на перевозку собак самолетом на выставки, зато говорит о "чести страны", которую она защищает. При этом миллионы людей в России живут хуже собак Шувалова, но никто из них не чувствует унизительного лицемерия псевдопатриотической риторики. Уже никого не возмущает, что социальную помощь для детей-инвалидов повысили на 4 рубля 20 копеек (с 758 рублей до 762,2 рубля), а зарплаты депутатов – до 800 тысяч рублей. Или что владельцы крупных компаний, связанных с природными ресурсами, не являются налоговыми резидентами страны (то есть выводят из России не только доходы, но и налоги). Или что каждая пятая яхта класса "люкс" принадлежит нашим соотечественникам (стоимость каждой – сотни миллионов долларов). Некоторые даже считают это предметом гордости.
тут больше...
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.