В «Аэрофлоте» до сих пор используют симуляторы для расчёта топлива после кибератаки.
Спустя почти два с половиной месяца после масштабной хакерской атаки на IT-инфраструктуру «Аэрофлота» около половины всех рейсов авиакомпании продолжают выполняться в нарушение Федеральных авиационных правил (п. 5.26 ФАП-128) без полноценного рабочего плана полёта (OFP). А именно без расчёта по топливу, метеорологической информации, карт опасных метеоявлений и данных о ветровой обстановке по маршруту.
Причиной проблем стал взлом американской программы Sabre FPM, через которую полётные диспетчеры обсчитывали рейсы и готовили брифинг-пакеты для экипажей. Авиакомпании пришлось экстренно перейти на российскую программу «Аэролоция», которой уже более 20 лет. Это ПО имеет устаревший движок, плохо адаптировано, не подгружает погоду, маршруты и другую важную информацию. Из-за минимальной автоматизации и медлительности «Аэролоции» диспетчерам всё приходится делать вручную. На обсчёт одного рейса у них уходит около получаса, тогда как при Sabre это занимало в среднем 5-7 минут.
В результате полётные диспетчеры, которых в штате «Аэрофлота» около 40 человек, а в смене работает в среднем 6–7, физически успевают обеспечивать необходимыми документами только международные рейсы, а также внутрироссийские продолжительностью свыше четырёх часов.
Остальные же рейсы до четырёх часов — а таковых около половины — частично обсчитываются с помощью скачанных из интернета программ для расчёта брифинг-пакета и моделирования полётов в авиасимуляторах. Например, Navigraph Charts, которая совместима с Microsoft Flight Simulator, и SimBrief by Navigraph. В них содержится чёткое предупреждение: «Not for real world navigation» («Не предназначено для навигации в реальном мире»). При этом данная фраза из документов обрезается.
Пилотам на коротких рейсах предоставляют не полностью рассчитанные полётные планы, составленные на основе усреднённых OFP прошлых полётов, без актуальных опасных метео явлений и ветровых зон по маршруту. После их забивки в бортовую систему самолётовождения (FMS), по просьбе руководства лётного департамента, пилоты рассчитывают топливо либо с помощью скачанного авиасимулятора, либо «дедовским способом», увеличивая запас топлива на всякий случай на три-пять тонн. Это приводит к перерасходу авиакеросина, снижению топливной эффективности, многомиллиардным убыткам и повышенному вреду для окружающей среды, а также создаёт дополнительные риски для безопасности полётов.
Отсутствие полноценного OFP ранее привело как минимум к двум инцидентам с вынужденными посадками самолётов «Аэрофлота» на запасных аэродромах для дозаправки. 30 июля экипаж Airbus A321 (RA-73160), выполнявший рейс SU-2130 из Москвы в Стамбул, над Чёрным морем объявил «Mayday Fuel», после чего развернулся и приземлился в Сочи. По той же причине в августе ещё один самолёт вынужденно сел в Самаре. По предварительной информации, это А321neo (RA-73705), выполнявший 29 августа рейс SU-233 из Дели в Москву.
Кроме того, экипажам может не выдаваться и утверждённый полётный план (FPL). Это привело как минимум к одному инциденту: 2 сентября самолёт Boeing 737-800 (RA-73095) «Аэрофлота», выполнявший рейс SU-850 из Хабаровска в Санью, отклонился от утверждённого маршрута над Гонконгом. Причиной этого стало отсутствие у экипажа ATC FPL с утверждённым маршрутом.
При этом задолого до хакерской атаки лётного директора «Аэрофлота» Эдуарда Советкина неоднократно предупреждали о необходимости разработки отечественных продуктов для расчёта брифинг-пакетов, чтобы поскорее заменить нелицензионное американское ПО Sabre. Однако он не видел в этом острой необходимости, продолжая докладывать руководству об отсутствии проблем и угроз. Уже после кибератаки Советкину также предлагали увеличить штат полётных диспетчеров, но этого пока так и не было сделано.
Telegram: Авиаторщина