⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Об обратном инжиниринге в детской литературе
Ustym Karmeluk
...Нынешнее поколение доживших до пенсии росло в братской семье самых читающих народов и воспитывались на родной зачастую чересчур патриотической литературе, которая даже в младшем школьном возрасте бывало навевала тоску. Но фортуна иногда улыбалась. Однажды даже материализовалась в виде одноклассницы со вздернутым носиком у которой дома была полная “Библиотека приключений”.
Она стала пятой и вероятно самой любимой библиотекой в которой автор был “записан” сразу после того, как научился читать. И за четыре класса начальной школы была прочитана полностью. Счастлив тот, кто подержал в руках увесистые (по два романа в каждом) тома с Вальтером Скоттом и Фенимором Купером, “Аэлитой” и “Землей Санникова”. Казалось это праздник, который всегда с тобой…..(С).
А годы шли и со временем начали возникать какие-то неудобные вопросы. Ну вот, например, как так получилось, что фотоаппараты “Киев” выглядели точь в точь как немецкие “Контакс” или “Минокс”, а ФЭДы как “Лейки”? Ну, тут не надо было быть гением – заводы эти из Германии вывезли в уплату контрибуции, а от добра добра не ищут.
А вот задачка потруднее. Почему первый (т.е. по определению экспериментальный) атомный реактор Курчатова как две капли воды похож на 4-й (работающий) реактор американцев? И это понятно – чертежи украли и надо было догонять. Тогда вопрос на засыпку – как получилось, что завод ”Электроизмеритель” выпускал не только вольтамперметры, но и электро-пианино “Мелодия”. Язык не поворачивался назвать это изделие электро-органом после того как все качественные детали впаяли в ракеты или куда-то там еще. А ответ очень простой – обратный инжиниринг или обратная разработка.
Набираем сей термин в Вики и оказывается, что, во-первых, бомбардировщик Ту-4 это B-29 “Суперкрепость” Боинга, а во-вторых, что перли у американцев оказывается не только в совке, но и в Японии и китайцы уже не только у американцев, но и у японцев и т.д. по нисходящей кривой качества. И все там вспомнили, и машиностроение, и военную промышленность и электронику.
Нет только литературы. А ведь детская литература это воспитатель. Нет её в списке вероятно потому, что принцип “обратной разработки” к литературе не применим? Да нет, он применим, но называется короче, одним словом – плагиат.
Однако вернемся к любимым книгам детства. Уже тогда, когда деревья были большими, стало ясно, что великие светила отечественной литературы грешат по части обратной разработки (то бишь плагиата) и даже очень. Вот “Буратино” А.Толстого 1936 года. Он же, слегка переписанный в надежде на незнание отечественными читателями итальянского, “Пиноккио” авторства Карло Коллоди.
Кстати, вниманию всех тех, кто полагает, что нос В. путина удлиняется как у Буратино, когда он врет. У путина он удлиняется как у Пиноккио, поскольку только у Пиноккио он удлиняется. А у Буратино нос свой толстовский оригинальный не удлиняющийся, а потому и не плагиат. Равно как не плагиат в шести томах, которые сваяли последователи успешного первопроходца.
Ну, а если Толстому можно, то почему другим нельзя. И в 1939 году появляется “Волшебник Изумрудного Города” Александра Волкова (перепев “Удивительного волшебника из страны Оз” американца Лаймена Баума от 1900). Но время сложное, идеологическая борьба, да и ни к чему эти детали….и не все по-английски могли. Тема оказалась плодородной и вылилась в шесть книг Волкова плюс одну повесть и еще две серии книг его последователей.
Канадец Палмер Кокс придумал в своих комиксах 1887 года Незнайку, а будущая белоэмигрантка Анна Хвольсон в 1889 году написала к ним русский текст. Нам же Незнайка да и Мурзилка в придачу достались явно не от Хвольсон (в девичестве Душкина).
Особенно тяжело было Мурзилке превратившегося в одноименном журнале из лентяя и франта, каким он был у Хвольсон в 1889 году, сперва в собачку (1924), потом в одного корреспондента (1937), затем другого (1955). Совсем как у поэта: ”хорошую религию придумали индусы” (С).
Незнайку же воскресил Николай Носов значительно позже (1954), когда тех, кто мог еще помнить оригинал читанный в детстве, можно было подвести под правило согласно которому “иных уж нет, а те далече” (С). Ведь принцип “новое – это хорошо забытое старое” никто не отменял. Ну, а далее оставалось только активно разрабатывать золотую жилу. И разрабатывали – Носов опубликовал три книги, а его шесть талантливых последователей еще двенадцать. Короче, общий план ясен – дела идут, контора пишет, бухгалтер деньги выдает.