Статус:
Offline
Реєстрація: 24.06.2010
Повідом.: 566
Реєстрація: 24.06.2010
Повідом.: 566
- 🔴 12:26 Повітряна тривога в Харків.обл.
- #1
россия вновь вспомнила о соотечественниках
Перестанет ли теперь государство жертвовать их интересами в пользу «более важных» вопросов?
25 мая президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О создании Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом». Фонд, работа которого начнется с января 2012 года, создан «в целях оказания соотечественникам, проживающим за рубежом, поддержки, необходимой для защиты их прав и законных интересов в странах проживания», сообщает пресс-служба Кремля.
Отметим, что о создании Фонда доложил сам президент на встрече с постоянными членами Совета Безопасности рф. «Фонд... будет заниматься, естественно, поддержкой всех наших соотечественников, которые живут в других странах, в случае нарушения их прав и законных интересов. Будет заниматься правовой, организационной работой, оказанием помощи соотечественникам», – подчеркнул Медведев, слова которого цитирует РИА «Новости». Глава государства отметил, что в основу работы Фонда будут положены российское законодательство, международные конвенции и законы тех государств, где проживают соотечественники.
Учредителями создания Фонда выступили МИД России и Россотрудничество, которые и сформируют управляющий совет, состоящий из пяти членов. Управляющий совет, в свою очередь, должен обеспечивать соблюдение целей, для которых создавался Фонд, определять приоритеты в его деятельности, принципы формирования и использования имущества. Кроме того, управляющий совет будет отвечать за образование исполнительных органов. Оперативное руководство деятельностью Фонда будут осуществлять правление и директор. Надзорная функция возложена на попечительский совет Фонда, в который войдут лица, рекомендованные федеральными органами исполнительной власти, Советом Федерации, Госдумой, Общественной палатой рф, общественными организациями, а также средствами массовой информации.
Имущество Фонда будет формироваться за счет средств федерального бюджета, добровольных взносов и пожертвований, а также других источников в соответствии с законодательством рф. По указу Медведева Фонд будет находиться в москве, однако место его расположения поручено определить правительству рф.
Вопросом помощи соотечественникам, проживающим за рубежом, задался еще в 2006 году тогдашний президент России Владимир путин. Он запустил программу по оказанию помощи в их переселении в Россию. Тогда в планах стояла цифра 300 000 человек в год, однако за первые два года возможностью переехать в рф воспользовались лишь 10 000 человек.
KM.RU уже писал о срыве программы «Об оказании содействия добровольному переселению в рф соотечественников, проживающих за рубежом» в Приморье, где местные власти решили серьезно урезать эту статью расхода. При запуске переселенческой кампании предполагалось, что она сможет решить демографическую проблему края, а также удовлетворить спрос на квалифицированные кадры. Однако в жизни все оказалось не так идеально, как выглядело первоначально на бумаге. Эксперты уже всерьез горюют о возможном вымирании Дальнего Востока. Даже один из авторов программы, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев признал ее неэффективность и призвал напрасно не тратить деньги. При этом, по его мнению, в срыве проекта виноваты чиновники, не отработавшие механизм переселения и свалившие всю работу на «нищие муниципалитеты», для которых это оказалось непосильной ношей.
В связи с этим хочется верить, что создание Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, не упрется в финансовый или организационный вопрос. Остается лишь надеяться, что в Фонд войдут грамотные управленцы и специалисты, которые не допустят выбрасывания денег на ветер, а соотечественники за рубежом действительно получат необходимую помощь.
Своим мнением по поводу создания Фонда с KM.RU поделилась заведующая Отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева:
– То, что президент подписал указ о создании Фонда поддержки соотечественников, – это долгожданное событие. Об этом говорили еще на прошлом Конгрессе соотечественников. Тогда обещали создать возможность для соотечественников обращаться за защитой прав не в государственные учреждения МИД, а в неправительственную организацию, которая будет более свободна в возможностях этого вида поддержки.
То, что учредителями Фонда стали МИД и Россотрудничество, в принципе, наверное, логично. Они будут подбирать людей, которые будут эффективно выполнять данную работу. Конечно, всегда есть опасения, что какая-то деятельность, связанная с государственными учреждениями, может пойти не так, кого-то можно подозревать в коррупционных схемах и корысти, но я думаю, что неправильно делать такие выводы. Считаю, надо рассчитывать на то, что будет создана организация, которая начнет эффективно работать на правозащитном поле, которое для соотечественников, что называется, оставалось «непаханым».
Очень важно помогать отстаивать права и самим соотечественникам, помогать развивать правозащитную систему в странах их проживания. Я думаю, что Фонд будет оказывать непосредственно юридическую и правовую помощь в каких-то экстренных случаях и развивать правозащитную сеть в странах проживания соотечественников. Есть более чем полгода, чтобы провести всю предварительную работу, поскольку финансирование открывается с нового года. Думаю, соотечественники ждут, когда развернется деятельность этого Фонда.
Депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин рассказал KM.RU о сути деятельности создаваемого Фонда и недочетах в его организации:
– Указ подписан с оговоркой, что Фонд будет создаваться в следующем году. Эта оговорка целиком и полностью связана с тем, что в бюджете этого года выделение средств на создание Фонда не предусмотрено. Стало быть, оттяжка исполнения указа связана с обычной бюджетной процедурой.
На предварительных обсуждениях, которые шли уже полтора-два года, назывались суммы 50-100 млн руб. Я не знаю, какие суммы будут выделены в конечном счете. По всей видимости, эти суммы будут меньше, чем выделяются в целом на работу с соотечественниками по линии МИД и правительственной комиссии. Также они будут, по всей видимости, меньше или сравнимы с теми, которые выделяются государством для поддержки Фонда «Русский мир».
Создание Фонда означает развитие инструментария российской внешней политики в деликатном вопросе поддержки соотечественников за рубежом. Деликатным он является именно потому, что положение соотечественников за рубежом заслуживает внимания, в т. ч. в странах наших бывших союзников по СНГ, но при этом всякий интерес к нашим соотечественникам выдается за вмешательство во внутренние дела, и на этот интерес крайне болезненно реагируют власти тех стран, к которым мы по этому поводу обращаемся. Поэтому было сочтено разумным создавать внешне самостоятельные, но при этом вполне контролируемые министерством и правительством фонд и структуры, которым можно передоверять часть работы, в т. ч. наиболее острую – защиту прав соотечественников.
У нас есть небольшой опыт в этом вопросе, не такой большой, как хотелось бы, как требуется. Я имею в виду защиту партизана Кононова, которая в течение нескольких лет осуществлялась силами правительства Москвы, а затем подключились и федеральные власти. Также я имею в виду защиту целого ряда других соотечественников – ветеранов войны, которые оказались под ударом в прибалтийских республиках, прежде всего в Латвии и Эстонии. Мне кажется, еще больше можно говорить о том, что не было сделано. Есть целый ряд случаев, когда наши граждане подвергаются репрессиям за рубежом, а наша официальная дипломатия не может выбиться из тупика, в котором она оказывается, желая одномоментно развивать отношения со страной, решать какие-то важные вопросы и при этом заявлять принципиальную позицию по защите соотечественников.
У нас на протяжении многих лет, к сожалению, есть привычка жертвовать интересами наших граждан в пользу каких-то, как нам кажется, более важных вопросов. Например, не обращать внимания на происходящее с нашими соотечественниками в Туркмении на том основании, что она важна нам как партнер по газовому вопросу. Не обращать внимания на то, что США совершенно наглым образом добились передачи им российского гражданина Бута, которого сейчас держат в тюрьме и судят на наших глазах...
Мне кажется, что Фонд должен целиком и полностью заняться этими вопросами: он должен обращать внимание общественности, материально поддерживать защиту наших граждан, если они попадают в трудное положение по политическим резонам. Это не значит, что Фонд должен бросаться на помощь уголовникам или ворам в законе, которых преследуют власти других стран. Во всяком случае, надо защищать тех граждан, чья уголовная вина отсутствует, и которых судят за то, что они любят Россию, или за то, что они выполняли приказы союзного государства.
Мне кажется определенным изъяном, который закладывается в деятельность Фонда с самого начала, то, что его роль и значение сознательно зауживаются хотя бы тем фактом, что его учредителями выступают две государственные структуры и больше никто. Я не сомневаюсь, что они должны быть учредителями, но почему бы не пойти по примеру «Русского мира», который имел разных учредителей и может объединять в себе силу общественно-государственного характера? К чему было ограничивать список учредителей? Почему к созданию Фонда оказались не привлечены все те люди, которые в течение многих лет без государства (можно даже сказать, за государство) вели правозащитную работу с нашими соотечественниками за рубежом?
Ничего, кроме эгоизма чиновников, которые, надо заметить, очень медленно занимались созданием Фонда, я не вижу. Они привыкли обсуждать всякое дело только в своем кругу, даже такое, которое по определению является общенародным, – защиту прав соотечественников. Нельзя превращать это в техническую работу: это должна быть работа со СМИ, общественным мнением. Я, например, думаю, что при создании Фонда мы прошли мимо более правильного варианта, когда бы он создавался по инициативе государства с привлечением общественных структур, отдельных лиц, которые зарекомендовали себя в этом плане. Почему, например, в нем не участвует уполномоченный по правам человека в рф? Разве это – не его работа?..
Я думаю, что это, конечно, можно поправить. Все зависит от того, умный или глупый чиновник будет назначен руководить Фондом. Умный, безусловно, будет заинтересован в создании вокруг себя среды, привлечении к работе общественности, создании общественных и попечительских советов, в которые необходимо включить авторитетных людей и, таким образом, впрячь их в общую работу. А глупый будет стараться все контролировать и все решать единолично, а для этого Фонда такого рода работа противопоказана.
Елена Колебакина,
Перестанет ли теперь государство жертвовать их интересами в пользу «более важных» вопросов?
25 мая президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О создании Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом». Фонд, работа которого начнется с января 2012 года, создан «в целях оказания соотечественникам, проживающим за рубежом, поддержки, необходимой для защиты их прав и законных интересов в странах проживания», сообщает пресс-служба Кремля.
Отметим, что о создании Фонда доложил сам президент на встрече с постоянными членами Совета Безопасности рф. «Фонд... будет заниматься, естественно, поддержкой всех наших соотечественников, которые живут в других странах, в случае нарушения их прав и законных интересов. Будет заниматься правовой, организационной работой, оказанием помощи соотечественникам», – подчеркнул Медведев, слова которого цитирует РИА «Новости». Глава государства отметил, что в основу работы Фонда будут положены российское законодательство, международные конвенции и законы тех государств, где проживают соотечественники.
Учредителями создания Фонда выступили МИД России и Россотрудничество, которые и сформируют управляющий совет, состоящий из пяти членов. Управляющий совет, в свою очередь, должен обеспечивать соблюдение целей, для которых создавался Фонд, определять приоритеты в его деятельности, принципы формирования и использования имущества. Кроме того, управляющий совет будет отвечать за образование исполнительных органов. Оперативное руководство деятельностью Фонда будут осуществлять правление и директор. Надзорная функция возложена на попечительский совет Фонда, в который войдут лица, рекомендованные федеральными органами исполнительной власти, Советом Федерации, Госдумой, Общественной палатой рф, общественными организациями, а также средствами массовой информации.
Имущество Фонда будет формироваться за счет средств федерального бюджета, добровольных взносов и пожертвований, а также других источников в соответствии с законодательством рф. По указу Медведева Фонд будет находиться в москве, однако место его расположения поручено определить правительству рф.
Вопросом помощи соотечественникам, проживающим за рубежом, задался еще в 2006 году тогдашний президент России Владимир путин. Он запустил программу по оказанию помощи в их переселении в Россию. Тогда в планах стояла цифра 300 000 человек в год, однако за первые два года возможностью переехать в рф воспользовались лишь 10 000 человек.
KM.RU уже писал о срыве программы «Об оказании содействия добровольному переселению в рф соотечественников, проживающих за рубежом» в Приморье, где местные власти решили серьезно урезать эту статью расхода. При запуске переселенческой кампании предполагалось, что она сможет решить демографическую проблему края, а также удовлетворить спрос на квалифицированные кадры. Однако в жизни все оказалось не так идеально, как выглядело первоначально на бумаге. Эксперты уже всерьез горюют о возможном вымирании Дальнего Востока. Даже один из авторов программы, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев признал ее неэффективность и призвал напрасно не тратить деньги. При этом, по его мнению, в срыве проекта виноваты чиновники, не отработавшие механизм переселения и свалившие всю работу на «нищие муниципалитеты», для которых это оказалось непосильной ношей.
В связи с этим хочется верить, что создание Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, не упрется в финансовый или организационный вопрос. Остается лишь надеяться, что в Фонд войдут грамотные управленцы и специалисты, которые не допустят выбрасывания денег на ветер, а соотечественники за рубежом действительно получат необходимую помощь.
Своим мнением по поводу создания Фонда с KM.RU поделилась заведующая Отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева:
– То, что президент подписал указ о создании Фонда поддержки соотечественников, – это долгожданное событие. Об этом говорили еще на прошлом Конгрессе соотечественников. Тогда обещали создать возможность для соотечественников обращаться за защитой прав не в государственные учреждения МИД, а в неправительственную организацию, которая будет более свободна в возможностях этого вида поддержки.
То, что учредителями Фонда стали МИД и Россотрудничество, в принципе, наверное, логично. Они будут подбирать людей, которые будут эффективно выполнять данную работу. Конечно, всегда есть опасения, что какая-то деятельность, связанная с государственными учреждениями, может пойти не так, кого-то можно подозревать в коррупционных схемах и корысти, но я думаю, что неправильно делать такие выводы. Считаю, надо рассчитывать на то, что будет создана организация, которая начнет эффективно работать на правозащитном поле, которое для соотечественников, что называется, оставалось «непаханым».
Очень важно помогать отстаивать права и самим соотечественникам, помогать развивать правозащитную систему в странах их проживания. Я думаю, что Фонд будет оказывать непосредственно юридическую и правовую помощь в каких-то экстренных случаях и развивать правозащитную сеть в странах проживания соотечественников. Есть более чем полгода, чтобы провести всю предварительную работу, поскольку финансирование открывается с нового года. Думаю, соотечественники ждут, когда развернется деятельность этого Фонда.
Депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин рассказал KM.RU о сути деятельности создаваемого Фонда и недочетах в его организации:
– Указ подписан с оговоркой, что Фонд будет создаваться в следующем году. Эта оговорка целиком и полностью связана с тем, что в бюджете этого года выделение средств на создание Фонда не предусмотрено. Стало быть, оттяжка исполнения указа связана с обычной бюджетной процедурой.
На предварительных обсуждениях, которые шли уже полтора-два года, назывались суммы 50-100 млн руб. Я не знаю, какие суммы будут выделены в конечном счете. По всей видимости, эти суммы будут меньше, чем выделяются в целом на работу с соотечественниками по линии МИД и правительственной комиссии. Также они будут, по всей видимости, меньше или сравнимы с теми, которые выделяются государством для поддержки Фонда «Русский мир».
Создание Фонда означает развитие инструментария российской внешней политики в деликатном вопросе поддержки соотечественников за рубежом. Деликатным он является именно потому, что положение соотечественников за рубежом заслуживает внимания, в т. ч. в странах наших бывших союзников по СНГ, но при этом всякий интерес к нашим соотечественникам выдается за вмешательство во внутренние дела, и на этот интерес крайне болезненно реагируют власти тех стран, к которым мы по этому поводу обращаемся. Поэтому было сочтено разумным создавать внешне самостоятельные, но при этом вполне контролируемые министерством и правительством фонд и структуры, которым можно передоверять часть работы, в т. ч. наиболее острую – защиту прав соотечественников.
У нас есть небольшой опыт в этом вопросе, не такой большой, как хотелось бы, как требуется. Я имею в виду защиту партизана Кононова, которая в течение нескольких лет осуществлялась силами правительства Москвы, а затем подключились и федеральные власти. Также я имею в виду защиту целого ряда других соотечественников – ветеранов войны, которые оказались под ударом в прибалтийских республиках, прежде всего в Латвии и Эстонии. Мне кажется, еще больше можно говорить о том, что не было сделано. Есть целый ряд случаев, когда наши граждане подвергаются репрессиям за рубежом, а наша официальная дипломатия не может выбиться из тупика, в котором она оказывается, желая одномоментно развивать отношения со страной, решать какие-то важные вопросы и при этом заявлять принципиальную позицию по защите соотечественников.
У нас на протяжении многих лет, к сожалению, есть привычка жертвовать интересами наших граждан в пользу каких-то, как нам кажется, более важных вопросов. Например, не обращать внимания на происходящее с нашими соотечественниками в Туркмении на том основании, что она важна нам как партнер по газовому вопросу. Не обращать внимания на то, что США совершенно наглым образом добились передачи им российского гражданина Бута, которого сейчас держат в тюрьме и судят на наших глазах...
Мне кажется, что Фонд должен целиком и полностью заняться этими вопросами: он должен обращать внимание общественности, материально поддерживать защиту наших граждан, если они попадают в трудное положение по политическим резонам. Это не значит, что Фонд должен бросаться на помощь уголовникам или ворам в законе, которых преследуют власти других стран. Во всяком случае, надо защищать тех граждан, чья уголовная вина отсутствует, и которых судят за то, что они любят Россию, или за то, что они выполняли приказы союзного государства.
Мне кажется определенным изъяном, который закладывается в деятельность Фонда с самого начала, то, что его роль и значение сознательно зауживаются хотя бы тем фактом, что его учредителями выступают две государственные структуры и больше никто. Я не сомневаюсь, что они должны быть учредителями, но почему бы не пойти по примеру «Русского мира», который имел разных учредителей и может объединять в себе силу общественно-государственного характера? К чему было ограничивать список учредителей? Почему к созданию Фонда оказались не привлечены все те люди, которые в течение многих лет без государства (можно даже сказать, за государство) вели правозащитную работу с нашими соотечественниками за рубежом?
Ничего, кроме эгоизма чиновников, которые, надо заметить, очень медленно занимались созданием Фонда, я не вижу. Они привыкли обсуждать всякое дело только в своем кругу, даже такое, которое по определению является общенародным, – защиту прав соотечественников. Нельзя превращать это в техническую работу: это должна быть работа со СМИ, общественным мнением. Я, например, думаю, что при создании Фонда мы прошли мимо более правильного варианта, когда бы он создавался по инициативе государства с привлечением общественных структур, отдельных лиц, которые зарекомендовали себя в этом плане. Почему, например, в нем не участвует уполномоченный по правам человека в рф? Разве это – не его работа?..
Я думаю, что это, конечно, можно поправить. Все зависит от того, умный или глупый чиновник будет назначен руководить Фондом. Умный, безусловно, будет заинтересован в создании вокруг себя среды, привлечении к работе общественности, создании общественных и попечительских советов, в которые необходимо включить авторитетных людей и, таким образом, впрячь их в общую работу. А глупый будет стараться все контролировать и все решать единолично, а для этого Фонда такого рода работа противопоказана.
Елена Колебакина,
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі