Змінюй хід війни! Допомагай ЗСУ!

Роман "Мастер и Маргарита" — видение Булгаковым причин нашей национальной трагедии.

  • Автор теми Автор теми VASS
  • Дата створення Дата створення
нет добра и зла, все относительно?

Наоборот, эсть добро и зло. Дьявол в принципе не способен на добро. И если он делает что-то, что может показаться добром - это обман, за который впоследствии придется очень дорого заплатить.
 
Наоборот, эсть добро и зло. Дьявол в принципе не способен на добро. И если он делает что-то, что может показаться добром - это обман, за который впоследствии придется очень дорого заплатить.

ну, это тоже опыт своебразный. если извлекать уроки, конечно.

я почему за ваш комментарий зацепилась: "дьявол", искушая дает возможность бороться с пороками и слабостями. если бы не было этого, то душа не могла бы развиваться. я так думаю.

вот поэтому он, являясь злом, есть источник для добра. хоть и косвенно.
 
Останнє редагування:
вот поэтому он, являясь злом, есть источник для добра. хоть и косвенно.
Не, не источник добра. Это человек с Божией помощью как-то нейтрализует зло, и негоже их совместную победу приписывать тому, кто готовил провал (другого он и не умеет).



VASS
Роман "Мастер и Маргарита" — видение Булгаковым причин нашей национальной трагедии.

Так в чем же видел Булгаков причины нашей национальной трагедии? Ответ ищите в словах мастера (глава 30 из 32):
"Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там."

Вот непонятно только, почему это программное изречение практически не цитируется, а маскируется обилием сочувственных дифирамбов?
 
Останнє редагування:
"Я - часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо"

А вы обратили внимание на слово ЧАСТЬ? Оно не случайное.
 
"Я - часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо"

А вы обратили внимание на слово ЧАСТЬ? Оно не случайное.

Но слова о зле и благе относится не к "части", а к "силе". Если я еще не забыла правила русского языка.
 
Все правильно вы заметили. Но это сам Люцифер-Воланд говорит о себе. Т.е. даже он не есть абсолютное зло. Он только часть более глобальной системы. Работающей по четким законам.

Мне в этой связи очень понравился монолог Дьявола в фильме "Адвокат Дьявола". Где он говорит гравному герою в конце фильма:" Я не кукловод, мне это не дано. Я только расставляю декорации, а за ниточки дергаешь ты сам. Свобода воли - ужасная гадость."

Мы сам творим и зло и добро. И несем за это полный ответ. Вне зависимости от "декораций". У Бога нет других рук, кроме наших.
Кстати, Сатана-Дьявол это творение Бога-Творца, и если бы он не был нужен для определенных функций то, я думаю, творец давно бы ликвидировал свое создание. Ему по силам.
 
191px-Bezbozhnik_newsparer_18-1923.webp


"Безбожник" газета времен Бездомного/Бедного


Кстати друзья,в основу И.Бездомного Михаил Афанасьевич взял
вполне реального персонажа Демьяна Бедного также как и Иван
автора гнуснейшего опуса о Христе.

Саправка:)

Иван Бездомный (настоящее имя Иван Николаевич Понырев) — литературный персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Поэт, **** МАССОЛИТа.

931603.webp


Демья́н Бе́дный (настоящее имя — Ефи́м Алексе́евич Придворов) (1883—1945) — русский советский писатель, поэт, публицист и общественный деятель.Воинствующий атеист.
В 1938 году Демьян Бедный был исключён из партии и из Союза писателей с формулировкой «моральное разложение».

inf_1475_kir_s.jpg

Д.Бедный,фото

С.Есенин дал ответ этому негодяю...



***

Я часто думаю, за что его казнили,

За что Он жертвовал своею головой,
За то ль, что, враг суббот, Он против всякой гнили
Отважно поднял голос Свой?
За то ли, что в стране проконсула Пилата,
Где культом кесаря полны и свет и тень,
Он с кучкой рыбаков из бедных деревень
За кесарем признал лишь силу злата?
...
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел его своим пером нимало.
Разбойник был, Иуда был.
Тебя лишь только не хватало.
Ты сгустки крови у Креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.

Сергей Есенин (май 1925 года)
 
Останнє редагування:
Честно говоря, я и не догадывалась раньше, как мало я поняла сначала МиМ. Я спрашивала у преподавателей вуза, что означают пилатовские главы, для чего они в романе, но спецы уходили от ответа. Приходилось искать самой. Постепенно туман рассеивался....

Вот, кстати, еще один взгляд на роман.

У Андрея Кураева есть видеолекция Мастер и Маргарита, ее можно найти на Рутрекере.

А вот тут текст этой лекции, хотя, впрочем, более расширенный, чем в видеолекции.

⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
 
любые литературные произведения так же, как и любые религиозные книги, написаны обычными людьми. и каждому читающему их человеку открывается что-то свое. для кого-то Библия - святое писание, для кого-то "Мастер и Маргарита", а для кого-то "Робинзон Крузо".

я не шучу. в жизнеописании одного из известных людей читала, что он именно "Робинзона" использовал в качестве "святой" книги. при любых сомнениях и при принятии важных решений открывал ее на первой попавшейся странице, и читал тот абзац, на который упал взгляд. и те слова, что были там написаны, были для него путеводными. и, с его слов, эта книга ни разу его не подвела...

вот такие чудеса :)

но мне кажется, что с "Мастером" все же лучше так не "шутить". слишком непростая книга. да и Булгаков не простой писака, как здесь кто заявлял выше.

никак не могу вспомнить, как "га-ноцри" с древнееврейского переводится...

и у меня вопрос к ТСу: чью именно национальную трагедию вы имели в виду?
 
"Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"

Все правильно вы заметили. Но это сам Люцифер-Воланд говорит о себе. Т.е. даже он не есть абсолютное зло. Он только часть более глобальной системы. Работающей по четким законам.
Вот именно. Часть Системы.
Я скажу вам больше: Зла в чистом виде (равно как и Добра) вообще не существует.
Как объективной реальности, данной нам в ощущениях.
Всё в этом Сосуде относительно. В смысле - очень субъективно.
И наши ощущения - далеко не в последнюю очередь.

Кстати, эта фраза, вынесенная мною в подзаголовок - она ж вообще вроде не Воландовская.
А Мефистофелевская (М.А.Б. на сам ведь её сочинил, а взял лишь эпиграфом из Гёте.)
Что же касается Люцифера - не забывайте, что имя его переводится как Несущий Свет.
Так-то... Свет - а не Тьму.
И ведь далеко не злобные сатанисты-антихристы придумали его, имечко это.
:rolleyes:


никак не могу вспомнить, как "га-ноцри" с древнееврейского переводится...
Да проще простого вроде переводится: "...из Назарета". И только.
И не ищите никакого такого особо-сакрального смысла там, где его и не прятали.
;)
 
Оказывается, Кураев познакомился с работой Баркова о МиМ. Но входить с ним в исторические и богословские споры не стал, ограничившись таким замечанием:

Альфред Барков убедительно показывает, как совместные усилия советской психлечебницы, Мастера, Маргариты и Воланда превращают Ивана в Иванушку. Вместо талантливого поэта (раз ему удался образ Христа «ну прямо как живой» – значит, независимо от идеологии, все же литературный талант был) – лунатик…[162] Это аргументированное исследование стоит сопоставить с фантазиями тех, кто поучает наших детей.

Андрей Кураев

Очень много внимания Кураев уделил булгаковскому эпиграфу, привожу лишь небольшой отрывок:

«Так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Заметим, что эпиграф относится не к Мастеру и не к Маргарите. Эпиграф вновь обращает внимание на то, кто является главным действующим лицом романа. Роман – о дьяволе[185]. Эпиграф из гетевского «Фауста» как нельзя лучше характеризует его тактику и его цель: через малые обманы – к величайшему, к презентации себя как Бога.

Самая сильнодействующая ложь – ложь, замешанная на правде. В автохарактеристике Мефистофеля правды много. Верно и то, что он – «часть той силы, что вечно хочет зла»[186]. Верно и то, что из этого зла выходит благое. Неверно то, что этот итог Мефистофель приписывает своим замыслам. На деле же из зла, творимого сатаной, добро пересотворяет Господь. Только Богу под силу такая «алхимия», только Его Промысл может ошибку и грех человека обратить ко благу (если и не самого грешника, то хотя бы иных людей; если и не в земной жизни, то в грядущей[187]).

Вот и Воланд пробует в Москве, забывшей Христа, выдать себя за Вседержителя.

Андрей Кураев

Люцифер был когда-то самым прекрасным ангелом, и его имя действительно означало несущий свет. После его низвержения он получил другое имя и противоположные свойства.
Но расписывать мне все это скучно. У Кураева об этом много, интересно, доказательно.
 
Останнє редагування:
"Мастер и маргарита" Булгакова - это "Доктор Фауст" Гете
просто Гете дает в немецком стиле а Булгаков в русском ну естественно,
что искать полной аналогии не следует.

gete-faust1.jpg

Фауст,

радиоспектакль...

⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.


такие Романы были,есть и будут классикой на все века и народы - человек,гений,любовь,Бог,темное и светлое - борьба добра и зла прходящая через сердца всех нас...

С уважением,
-
 
"Мастер и маргарита" Булгакова - это "Доктор Фауст" Гете
просто Гете дает в немецком стиле а Булгаков в русском ну естественно,
что искать полной аналогии не следует.
А Фауст Гете начинается прологом на небесах из библейского Иова.
Получается, надо сопоставлять Иова, Фауста и Мастера (и иже с ними). Что и делает Кураев в своей книге Мастер и Маргарита, причем с таких позиций:

«Я полюбил эту книгу, когда она ещё не входила в школьную программу. И мог страницами цитировать её по памяти. Даже спустя пятнадцать лет после прочтения, впервые оказавшись в Иерусалиме, я смотрел на город через булгаковские стихи (язык не поворачивается назвать прозой его описание грозы над Ершалаимом»).

В общем, не ожидала от Кураева такого глубокого синтеза литературоведения и богословия. По Кураеву, Булгаков вовсе не безумец, как это мне подумалось. И ведь Кураев этой своей книгой, сравнением булгаковских черновиков еще и на режиссера Бортко, и на артистов экранизации МиМ повлиял. Нет слов...
 
Джема я Вас ценю,
Но А.Кураева,простите
лучше уж Осипова запостите...

57477.webp
 
«Я полюбил эту книгу, когда она ещё не входила в школьную программу. И мог страницами цитировать её по памяти. Даже спустя пятнадцать лет после прочтения, впервые оказавшись в Иерусалиме, я смотрел на город через булгаковские стихи (язык не поворачивается назвать прозой его описание грозы над Ершалаимом»).
Возможно, слегка и off-top...
Но тоже ведь о грозах над Ершалаимом.
Ну и не только...


О, боги, боги! Как редки грозы
Над Ершалаимом.
Служитель дороги, ответь на вопросы,
Забудь свое имя.
Нет истин правдивее крови и пыли,
Нет горше судейства.
Судьба моя смотрит глазами слепыми,
И некуда деться.

Не правда ли? Это как будто забавно.
Меня пожалели ***** и собака.
Ну что, прокуратор? Воздастся по вере?
Не он тебе - ты ему душу доверил.
Две тысячи лет - это, в сущности, мало.
Но как же толпа моим жестам внимала!
Мол, славь игемона, - и гвозди в ладони.
Кого ж мы хороним?

Нисан затянулся под солнцем палящим,
И день - за неделю.
И проклятый город, в глаза мне смотрящий,
Тоску не разделит.
При свете луны мне не будет покоя.
Ах, царь иудейский!
Лишь боль (ты ведь знаешь, что это такое!..) -
И некуда деться…

Прощение смерти врача и поэта -
Идти по дороге из лунного света.
Идти по дороге, от мук ускользая…
Мы столько друг другу тогда не сказали!
Две тысячи лет - это, в сущности, мало…
Меня покаянье мое изломало.
Я знанием страшным наказан навеки:
Господь - в Человеке…

...О, боги, боги! Как редки грозы
Над Ершалаимом...​
(с)Диана Коденко. 1998 г.
 
Очень важное замечание от Кураева

что крестное знамение из фильма убрано.



⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.


109625.webp

крестное знамение российских солдат
 
Возможно, слегка и off-top...
Но тоже ведь о грозах над Ершалаимом.
Ну и не только...

И я, и я слегка off-top... Это Андрей Вознесенский:

ребра, как новые руки,
стояли креста поперек,
указывающие муки
не понятых нами дорог.
Летя над Ерусалимом,
я видел, что смертным нельзя,
над бьющимся компасом боли,
что видят лишь небеса.


Там ангел и клин журавлиный
кричат и отводят глаза.

Тащило бревно населенье,
как будто тараня бревно,
любя, мазохистски зверея,
к страданьям иных измерений,
что людям познать не дано.
Дальше не помню, не стирайте память, разум не отнимите!
Меж толпами злых *****ов
я видел себя самого,
что натягивал на стадионы
перепонки ушные Его.
Ужель меж писательских профи
я был на Голгофе в бистро
потягивать черный свой кофе
из чашек коленных Его?!.
«Прости,— повторяю над пропастью,—
незрячие годы мои,
что видел
в одной только плоскости
безмерные муки Твои».



Джема я Вас ценю,
Но А.Кураева,простите
лучше уж Осипова запостите...
Мне нравится стиль Кураева. Знаю, у некоторых на него аллергия. Сочувствую. А Осипова давайте уж вы, для пробы...
 
Останнє редагування:
Воланд упоминает что он должен разобрать рукописи,оказівается єто также реальніе вещи (как и Бездомный/Бедный)

Представляясь Берлиозу и Бездомному «специалистом по черной магии», Воланд объясняет, что в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, и он — единственный в мире специалист — приехал их разобрать.

Воланд немного лукавит: Герберт вряд ли был «чернокнижником», хотя такая репутация сопутствовала ему и при жизни, и особенно после смерти; зато он точно был Папой римским под именем Сильвестра II, о чем, конечно, князь тьмы благоразумно умалчивает.

s640x480


Герберт Аврилакский (середина 900-ых - 1003),
чьи записи приехал якобы разобрать Воланд в Москву, только слыл чернокнижником, а реальности он дослужился до высшего звания в католической церкви папы Римского, в качестве которого он прослужил с 999 по 1003-ий годы.
Этот достойный человек был выходцем из самых низших слоёв общества тех времён. Отданный из-за бедности в монастырь на содержание он прилежно учился и добился выдающегося успеха в жизни, который сравним разве что с чудом для такого простолюдина в те годы.

Последнее обстоятельство было важнейшим основанием того, почему М.А.Булгаков решил упомянуть его имя в тексте романа.
Биография и слава Герберта Аврилакского в качестве чернокнижника является прямой аналогией биографии и преступной славе И.В.Сталина или Воланда, который тоже был выходцем из самых низов общества Российской Империи (сын сапожника), по бедности был отдан на обучение в христианскую семинарию (которую он не закончил), слыл среди большевиком большим мастером по ограблениям и в результате Октябрьского переворота получил должность генерального секретаря ЦК ВКП (б) или правителя СССР, фактически неограниченного средневекового монарха.

Вот только папа Римский естественно был настоящим христианином, наместником Бога на Земле, иначе он никогда не смог бы подняться на церковный престол, а его слава была данью общества, которое не могло поверить, что обыкновенный бедный простолюдин может достичь такого возвышения без чародейства и волшебства.

⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
 
и у меня вопрос к ТСу: чью именно национальную трагедию вы имели в виду?

Это я только процитировал А.Баркова. А трагедия, конечно же, нашей земли Русской. Извините, не хочется делить Русскую землю на Россию (Русь), Украину (Малую Русь), Белорусь (Белую Русь). Вот корни этой трагедии и старается показать М. А. Булгаков. "Что бы знали". И они, эти корни нелицеприятны для РПЦ.

Кураев мне тоже понравился своим анализом, но не могу согласится:" На деле же из зла, творимого сатаной, добро пересотворяет Господь. Только Богу под силу такая «алхимия», только Его Промысл может ошибку и грех человека обратить ко благу (если и не самого грешника, то хотя бы иных людей; если и не в земной жизни, то в грядущей[187]).

Вот и Воланд пробует в Москве, забывшей Христа, выдать себя за Вседержителя."

Да не выдавал себя Воланд за "Вседержителя". Был он "исследователем" душ людских.
Почему то религиозные люди НАПРОЧЬ не видят ключевые слова в своей же Библии. "И создал Бог человека по образу и подобию своему."
По образу и подобию. Т.е если что-то под силу ему, то это под силу и Человеку.
В РПЦ человек - раб божий. А с раба и спроса нет. Именно рабская психология и позволила появится Великому Октябрю и его последствиям. Люди это творили, не Боги.

P.S. Кстати, Бог и Господь совершено разные существа. Читайте Библию с "открытыми" глазами.
 
43104760_16633549_VOLAND_rukoyat_trosti_UREZAN.webp


Воланд Кернесу:

- А жить я буду у тебя Геннадий Адольфович дома и в Горисполкоме...
я там давно заведую...


"Люди, как люди.
Любят деньги, но ведь это всегда было…
Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
А факт — самая упрямая в мире вещь.
Имейте в виду, что Иисус существовал".

Voland "Мастер и Маргарита"
 
Назад
Зверху Знизу