Начало масштабным социальным протестам в Израиле (таковых не было уже несколько десятилетий) положила серия публикаций в экономическом издании “Глобс”, из которой жители страны выяснили, что многократно переплачивают как за крупное движимое имущество, так и за недвижимость и базовые товары. Потребительский бойкот одного из самых популярных израильских молочных продуктов, привел к открытию импорта для иностранных производителей, но не остановил протесты: в Тель-Авиве, а затем и в других крупных городах страны возникли палаточные городки, в которых поселились те, кто возмущен очень высокими ценами на жилье.
Первую палатку в середине июля установила, на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве 25-летняя Лиф, после того как ее выгнали из квартиры, где был затеян ремонт. К началу сентября рядом с ней в палаточном городке уже разместилось порядка 15 тысяч человек.
В конце июля текущего года протесты израильтян вылились в “марш на Иерусалим”, когда демонстранты перекрыли подходы к резиденции премьер-министра и пытались возвести палаточный городок у здания Парламента. На состоявшейся на следующий день пресс-конференции премьер-министр Израиля представил правительственный план решения проблемы с жильем, согласно которому к 2012 году в стране появится 50 тысяч новых квартир и будет уделено особое внимание строительству жилья для молодежи.
Но протесты не остановились: медики начали забастовку в знак протеста против низких зарплат, и перешли к голодовке, когда их требования не были удовлетворены. К бастующим врачам присоединились медсестры - они против чрезмерной нагрузки, и объявили о своем намерении покидать рабочие места, если пациентов значительно больше, чем позволяют нормы.
Затем к протестам примкнули молодые родители и в нескольких десятках населенных пунктов Израиля начали проходить “шествия колясок”: родители маленьких детей потребовали создать систему субсидированных детских садов для детей возрастом до трех лет и ввести государственный контроль над ценами на основные детские товары. В данный момент в Израиле продолжительность декретного отпуска составляет 3 месяца, а сети государственных садиков принимают детей от трех лет, таким образом молодые родители вынуждены платить сумму, сравнимую со стоимостью аренды жилья, за няню или ясли для ребенка. Организаторы “шествия колясок” требовали возврата налога для работающих родителей, вынужденных оплачивать услуги няни, увеличения декретного отпуска для матерей и введения такого же отпуска для отцов.
Протесты не утихли и в субботу, 6 августа. На демонстрации с требованиям социальной справедливости вышло уже, по оценкам некоторых изданий, около 330 тысяч человек. Они требовали изменения налогового законодательства, перемен в жилищной сфере и в области просвещения и здравоохранения. При этом, по оценке израильской компании trendIT, разработавшей систему демографического анализа в режиме реального времени, 70% из вышедших на улицы людей относится к 40% наиболее обеспеченных израильтян. По оценкам той же компании, только 8% демонстрантов представляли интересы 40% наиболее социально слабых слоев населения.
После таких масштабных демонстраций была создана специальная правительственная комиссия, задача которой - изучить наиболее остро стоящие социальные проблемы израильского общества. Во главе комиссии стоит профессор Мануэль Трахтенберг, и первое заседание состоялось 9 августа, после того, как активисты “палаточного протеста” сформировали вечером 8 августа список своих требований к правительству.
Демонстранты требуют сокращения социального и экономического неравенства, снижения цен на товары и услуги, стопроцентной занятости населения, государственного контроля над ценами на товары, больших льгот для периферийных районов страны и увеличения вложений в развитие инфраструктуры этих районов, ликвидации засилья монополий практически во всех отраслях и сферах экономики страны. Также протестующие требуют контроля государства над ценами на жилье и увеличения финансовых вложений в образование и здравоохранение.
В середине августа десятки тысяч израильтян приняли участие в маршах за социальную справедливость в небольших и периферийных городах страны. Субботние ночные протесты стали первой за месяц массовой демонстрацией, организованной не в Тель-Авиве. Крупнейшая демонстрация прошла в Хайфе с участием 30 тысяч человек, в Беэршеве с 20 тысячами и Афуле с 15 тысячами протестующими. Более мелкие демонстрации состоялись в 18 других городах, включая Эйлат, Рош-Пина, Нахарию, Димону, Модиин, Петах-Тикву, Рамат-Хашарон, Ход-Хашарон, Нетанию и Бет-Шеан. В протестах приняло участие более 70 тысяч человек.
В субботу вечером 6 сентября в Тель -Авиве очередную на самую массовую акцию протеста против высоких цен и против социальной несправедливости в Телль-Авиве вышли порядка 400 тысяч манифестантов.
"Марш миллиона" стал кульминацией сезона социальных демонстраций в Израиле. «Они говорили нам, что движение протеста пошло на спад. Сегодня мы демонстрируем, что на самом деле все совсем наоборот. Мы - новые израильтяне, настроены продолжать битву за лучшее, более справедливое устройство общества», - обратился к присутствующим председатель студенческого профсоюза Итцик Шмуль. Демонстранты держали в руках плакаты с надписями "Целое поколение хочет будущего" и "Страна, где течет молоко и мед, - но не для каждого". В этот же день массовые демонстрации прошли также в Иерусалиме, Хайфе, Эйлате и других городах.
Как сообщило Agence France-Presse, некоторые манифестанты написали на плакатах лозунг "Это Египет!", Проводя аналогии с арабской страной, где массовые демонстрации привели к смене власти. Акции проходили мирно, без каких-либо столкновений с силами правопорядка.
Для израильского правительства, который пристально наблюдало за народными революциями на Ближнем Востоке, внезапность и массовость выступлений в самом Израиле стал полной неожиданностью.