Московский проспект/подъём на Корсиковский путепровод. Фото Владислава Носатенко.
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
Немного о продолжающихся ремонтах трамвайных путей в Харькове.
После открытия полноценного, а не урезанного, движения на
перекрёстке улиц Академика Павлова и Героев Труда, наконец-то появилась возможность добраться на Салтовку как с Парка Горького и станции метро «Киевская» на 26-м трамвае, так и с Новожаново и площади Защитников Украины на 27-м. Но я продолжаю задаваться вопросами. Первый вопрос: почему нельзя было это сделать в прошлом году, когда делали новый выход с метро и так же точно закрывали движение транспорта там? Тогда выход построили, старые рельсы на место положили и на этом справились. И второй вопрос:
что происходит со вторым (резервным) поворотом – который с ул. Академика Павлова в сторону «Каравана», «ДАФИ» и ул. Шевченко? Там шпалы положили, рельсы положили, а прикрепить их к шпалам и соединить это всё стрелками с обеих сторон «забыли». Не хватило денег на гайки, болты и стрелки? Тогда для чего класть рельсы, на которые даже заехать нельзя? И будут ли их соединять с уже имеющимися? Или потом будут закрывать узел в третий раз, чтобы стрелки поставить? Пока вопросы остаются без ответов.
Закрытый проспект Тракторостроителей – это уже, похоже, харьковская традиция. Его за последние 3 года закрывали так часто, что легче посчитать, когда он был открыт, чем когда и сколько раз закрыт. Рельсы кладут не связанными между собой кусками, на разных участках, вместо того, чтобы делать, если уж взялись за него, последовательно. Да, там один ремонт делают не очень долго, но в совокупности получается, что трамваи там чаще не ездят, чем ездят. Но там хотя бы их делают – и делают сейчас кусок
от ул. Героев Труда до остановки «606 микрорайон», в связи с чем,
трамваи 26 маршрута идут с РК «Парк им. Горького» до РК «Салтовская» («Льва Толстого»), а 23 маршрута – с РК «Юго-Восточная» (Плиточный завод) до РК «602-й микрорайон».
Участок от ул. Героев Труда до Салтовского Шоссе закрыт.
Продолжается
реконструкция путей на и улице Москалёвской – теперь от ул. Валерьяновской до ул. Текстильной (оно же – ул. Академика Богомольца, парк им. Квитки-Основьяненко и завод им. Шевченко).
Ранее там заменили кусок от ул. Гольдберговской до ул. Валерьяновской. Здесь работы ведутся только по будним дням и только с 9:00 утра до 17:00 вечера (хотя изначально планировалась закрытие каждый день в указанное время). Это объясняется тем, что в конце ул. Москалёвской находится Октябрьское депо, и «отрезать» от него вагоны не представляется возможным. Утром и вечером они должны выезжать из депо и заезжать в него соответственно. И, несмотря на ограниченность во времени, и даже, несмотря на выходные, работы там ведутся довольно быстро и довольно успешно. Прошлый кусок заменили чуть больше, чем за месяц,
сейчас уже довели рельсы до подъёма на мост через речку Харьков и грузовую железную дорогу. С подобными темпами до конца октября новые рельсы вполне могут появиться и на мосту, и за ним – до обещанной ул. Текстильной. А пока этот участок закрыт,
27-е раньше ходили до Южного вокзала, а теперь, в связи с невозможностью туда заехать, едут так: доезжают до поворота на ул. Москалёвскую, высаживают людей, поворачивают на ул. Москалёвскую в сторону Полтавского Шляха, сдают назад через перекрёсток, сажают людей на остановке «Косметологическая поликлиника» со стороны Новожаново и едут назад по маршруту. Вот такой мини-разворотный круг получился.
Ещё недавно так же делал маршрут № 12 –
когда Рогатинский проезд был закрыт в связи с ремонтом там рельс,
манипуляцию со сдачей назад через перекрёсток вагон проделывал по ул. Клочковской. Съезжая с Новоивановского моста в сторону Алексеевки, он сдавал назад поперёк моста на остановку перед поворотом на спуск Клочковский, чтобы попасть на этот спуск. И назад точно так же. Ведь прямых рельс с моста на спуск нет уже давно, а повернуть туда можно только с ул. Клочковской со стороны центра. Рогатинский проезд, к слову, сделали довольно быстро, и сейчас мимо «Рынка старыхъ вєщєй» уже бодренько бегают вагоны.
Иная совсем ситуация на
улицах Моисеевской, Веринской и въезде Семиградском. Сколько уже закрыт этот
участок от ул. Академика Павлова до ул. Шевченко? Даже и не вспомню уже, когда я там последний раз на трамвае ехал. Весной, наверное, ещё. И хоть там большую часть рельс уже положили (и даже есть намёк на одноколейку на определённом отрезке), работы там ещё достаточно: по ул. Моисеевской – от ул. Шевченко мимо супермаркета «РОСТ» до поворота на ул. Веринскую – рельсы как убрали, так новые и не думают класть. Почему так? Видимо, потому что всегда считалось, что этот участок – самый малоиспользуемый и там всегда меньше всего людей. И, видимо, исходя из этой логики, его попросту не спешат делать, используя принцип остаточной работы.
Павловская площадь – это ещё один городской узел-долгострой. Когда там шли активные работы, весь город, затаив дыхание, наблюдал за каждым метром, за каждым клочком обновлённого участка. Помимо параллельно идущих финальных работ у станции метро «Победа», эта реконструкция была самой обсуждаемой в харьковском сегменте Интернета и телевидения. А последний слой асфальта и пуск машин на ней встретили овациями на всех ресурсах, посвящённых городу. Однако площадь для автотранспорта открыли, а для трамваев – «забыли». Официально – «не успели». И так же официально обещали всё «в ближайшие дни».
Параллельно с окончанием работ на площади Павловской, начали
менять рельсы на улице Университетской – в районе так называемой «Зирки». Рельсы там обещают поменять
от поворота на Павловскую площадь до ул. Воскресенской (эта улица проходит за зданием Цирка, если смотреть в сторону ул. Гольдберговской). На сегодняшний день
новые рельсы довели до моста через речку Харьков (до ул. Кузнечной). Хождение «тройки» «по Гончаровке» (от ул. Полтавский Шлях по ул. Маршала Конева и Москалёвской до поворота на ул. Гольдберговскую) уже после открытия пл. Павловской для автотранспорта объяснили именно этим, что, в принципе, логично. А вот на вопрос об отсутствии «пятёрок» и «шестёрок» у чиновников ответов не отказалось. А ведь из-за этого
«страдает» и часть Московского проспекта – от площади Конституции до площади Защитников Украины, – по которому трамваи так и не ходят. Ссылались на отсутствие трамвайных проводов и столбов для них. И действительно, когда площадь Павловскую открыли, там не было ни осветительных столбов, ни трамвайной контактной сети – и это впервые такой важный для города узел сдали без освещения и контактной сети! Естественно, людей не удовлетворил ответ, что нет проводов для трамвая, и чиновникам пришлось спешно придумывать другую, более действенную «отмазку». И она нашлась.
Закрыли очередной
перекрёсток – улиц Полтавский Шлях и Евгения Котляра. Это – важный городской узел, ведь он осуществляет заезд трамваев с Новожаново, Новосёловки и центра на разворотный круг «Южный Вокзал» и проезд оттуда же на Холодную Гору. Помимо маршрутов 3, 5, 6 и 7, этим перекрёстком регулярно пользуются вагоны 1, 12 и 20, заезжающие и выезжающие с Октябрьского депо. И вот с его закрытием для всех вышеуказанных вагонов путь на маршруты оказался полностью перекрыт.
«Тройка» и так ходила урезанным маршрутом – либо с Залютино до Южного Вокзала, когда на улице Москалёвской идёт ремонт рельс, – либо с Залютино «по Гончаровке» на Новожаново – когда ремонт там не идёт.
Теперь же – ни на Вокзал, ни за Холодную Гору. Итог – маршрут закрыли. «Пятые» и «шестые» и так не ходят, «семёрку» урезали до смешного – с Новожаново на Новосёловку и обратно. А с «колами» и «двадцатками» (так, как они теперь не смогут попасть на маршрут с Октябрьского депо) придумали следующее: сняли с линий маршруты 23 и 26 и пустили их на эти маршруты! И теперь они вынуждены ехать – на минуточку! – с Салтовского депо на Южный Вокзал! Чтобы проще было представить, вот полный маршрут их следования с депо на маршрут:
Салтовское депо – пр. Тракторостроителей – ул. Героев Труда – ул. Шевченко – ул. Матюшенко – Спуск Веснина – ул. Веснина – ул. Мироносицкая – РК «Парк имени Горького» – ул. Мироносицкая – ул. Маяковского – ул. Тринклера – пр. Независимости – Клочковский спуск – ул. Клочковская – проезд Рогатинский – пер. Пискуновский – пер. Лосевский – ул. Большая Панасовская – ул. Евгения Котляра – РК «Южный Вокзал». 18 километров, чтобы попасть на маршрут, и 18 – обратно в депо. Почти 2 часа пути в одну сторону.
При этом всём маршрут № 12 отменили вовсе – «в связи с невозможностью обеспечить выпуск». В переводе на нормальный язык это означает, что просто не хватило вагонов, поскольку, на замену снятым, на «салтовские» 23 и 26 маршруты пустили двухванонные «тройки» с Октябрьского депо, а на маршрут № 8 – оставшиеся «одновагонки» с того же депо, бегавшие как раз по 1-му, 12-му и 20-му маршрутам. Теперь днём с Вокзала – ни на Госпром, ни в Лесопарк. Только утром и вечером. На тех самых выезжающих из депо и заезжающих в депо «салтовских» 20-ках и «колах» – через Госпром до парка Горького.
Всё бы ничего, вот только работы на этом участке не ведутся вообще. В первые пару дней после закрытия узла там были демонтированы рельсы и взрыхлена земля. Участок огородили от машин и… «забыли». Уже 2 недели там – ни людей, ни техники, ни новых шпал, ни новых рельс. Такое ощущение, что они действительно отрезали этот кусок от города, чтоб люди не жаловались, что до сих пор трамваи 5 и 6 маршрутов не пустили через уже открытую для машин Павловскую площадь, о чём я и писал выше. Но этим они сделали городу и людям ещё хуже:
теперь ни Полтавского Шляха, ни «Гончаровки», ни центра, ни Московского проспекта. Огромнейший городской массив – от Залютино, Холодной Горы и Южного Вокзала до улицы Гольдберговской, Павловской площади и площади Защитников Украины – остался вообще без трамвая. Ещё и без 12-го маршрута, которым пользуется немалое количество людей. И это уж точно не играет на руку городским властям.
В итоге, что мы имеем по закрытым участкам на сегодня:
– закрыта часть проспекта Тракторостроителей – от ул. Героев Труда до Салтовского Шоссе;
– закрыт перекрёсток улиц Полтавский Шлях и Евгения Котляра – а, значит, полностью закрыты улицы Полтавский Шлях и Маршала Конева, часть улицы Москалёвской до поворота на ул. Гольдберговскую, площади Сергиевская, Павловская и Конституции и часть Московского проспекта – от пл. Конституции до пл. Защитников Украины;
– закрыты улицы Моисеевская, Веринская и въезд Семиградский;
– периодически закрывается ул. Москалёвская;
– отменены маршруты №№ 3, 5, 6, 12, 16, урезаны маршруты №№ 7, 23 и 26 (последние 2 обслуживаются «чужим» депо), периодически урезается маршрут №27;
– без изменений ходят только маршруты №№ 1, 8 и 20, которые обслуживаются «чужим» депо.