ЧЕМ ЖЕСТЧЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ?
Вадим Крючков
01.07.2000
ИСПЫТАНИЯ
Тест
Пытаясь улучшить характер "десятки", главное - не переборщить.
Сергей ВОСКРЕСЕНСКИЙ, Вадим КРЮЧКОВ
Какие детали или узлы самые хорошие? Конечно же, те, что в ходе эксплуатации не напоминают о себе. К сожалению, о передней подвеске машин "десятого" семейства этого не скажешь. Вот стандартный набор претензий: "уплывают" углы установки колес; не удается правильно отрегулировать продольный угол наклона оси поворота колеса (кастор); при резком торможении покрышки скребут по нижней части отбортовки передних крыльев. То беды средних водителей. Взыскательных, помимо перечисленного, не устраивает управляемость. Мол, предшественник - любимейшая "восьмерка" или "девятка" - реагировала на малейшее движение рулем, а VAZ 2110 слишком уж задумчивый. Можно ли подправить его характер, не прибегая к коренной модернизации подвески?
Самый бесхитростный способ - установить распорку между опорными чашками амортизаторов. Деталь монтируется за считанные минуты на любой модели "десятого" семейства (фото 1, 2). Идея проста: связав мощной трубой элементы кузова, тем самым повысить жесткость передней части. Распорки встречаются в розничной продаже: на авторынках столицы - по 600-800 рублей в зависимости от варианта исполнения, качества окраски и настроения продавца.
Фото 1. Распорка под капотом VAZ 2111 - двигатель с распределенным впрыском топлива
Фото 2. Распорка в моторном отсеке VAZ 21103 с 16-клапанным мотором.
Чтобы не нарваться на совсем уж кустарную поделку, мы приобрели деталь в фирме "Спорт-Тюнинг". Там же нам предложили еще один вариант лечения "десятки" - установить доработанную поперечину подвески. Что это дает?
Берем стандартную балку (каталожный номер 2110-2904400 или 2112-2904400) и проделываем с ней следующие манипуляции. Кронштейны растяжки усиливаем дополнительными косынками (фото 3, поз. 1). Удаляем серийные подушки передних шарниров (2108-2904050). Вместо них ввариваем в кронштейны металлические втулки, в которые потом запрессовываем задние шарниры растяжки (2108-2904046; фото 3, поз. 2). В результате увеличиваем жесткость, причем вместо больших податливых резинок теперь маленькие, более твердые. Перемещения растяжки должны намного уменьшиться. Попутно увеличили диапазон регулировок кастора. Не углубляясь в теорию, заметим, что польза от этого очевидна - чем больше (в разумных пределах!) угол продольного наклона оси поворота, тем лучше управляемость и ниже вероятность того, что при торможении шины будут задевать колесные ниши.
Фото 3. Фрагмент доработанной поперечины:
1 - к кронштейну растяжки приварены дополнительные косынки;
2 - вместо стандартной подушки установлен небольшой упругий шарнир.
На монтаж доработанной тюнинговой фирмой поперечины уйдет примерно час. Потребуется подъемник или яма; неизбежна и регулировка схода-развала.
А теперь расскажем, как все эти новшества проявили себя на ходу. В испытаниях участвовали редакционные VAZ 2111 и VAZ 21103. Универсал удалось нашпиговать по полной программе, а вот седану досталась только распорка: поперечины к "сто третьей" оказались супердефицитом. Оба автомобиля на спецдорогах полигона НИЦИАМТ выполняли маневр "переставка", имитирующий объезд препятствия. Результаты вы найдете в таблице. Помимо тестовых заездов, в которых получили цифры для сравнения, машины эксплуатировали в обычных условиях. Приведем мнение наших экспертов.
Вариант первый - стандартная комплектация. Пока движемся по прямой, универсал VAZ 2111 радует комфортом и прекрасно справляется с большинством дорожных неровностей. Но при маневрах ему свойственны большие крены, валкость и солидные запаздывания по отношению к действиям водителя. В экстремальных же ситуациях машина настолько тяжела и ленива, что напрочь отбивает всякую охоту к темпераментной езде. Многих это устраивает: универсал - спокойный семейный автомобиль. Хуже, если кто-то торопится, притом с пустым салоном и багажником.
На этом фоне у седана VAZ 21103 почти спортивный характер. Однако стоит довести дело до визга покрышек, как "горячая "десятка" тоже становится безвольной и рыхлой в управлении, что, конечно, не понравится активному водителю.
Оба автомобиля изрядно рыскают при интенсивном разгоне, особенно "сто третья". Подруливание в этих режимах исключено - машина практически не реагирует на незначительные отклонения руля.
Но вот между чашками амортизаторов установили распорку. Норов универсала заметно изменился. Нет, VAZ 2111, конечно, не дотягивает до снаряда для высшего пилотажа, но в его откликах на действия водителя появились задатки взаимопонимания. Автомобиль прибавил резкости, особенно при малых углах поворота руля, стал более прогнозируемым в скольжениях. Пересаживаемся в VAZ 21103. Здесь влияние распорки еще заметнее. В дополнение к улучшившейся точности руления появились более или менее четкие реакции на добавление или сброс газа. Плата за удовольствие - усилившиеся вибрации. Кузов стал побрякивать, поскрипывать обивками, громче реагировать на дорожную "мелочь". Забегая вперед, отметим - польза от установки растяжки перевешивает недостатки. Она позволяет "сто третьей" очень уверенно выполнять маневр "переставка". Вариант "VAZ 21103 с распоркой" в этом упражнении был намного лучше любых других.
Переходим к следующему эксперименту - снимаем растяжку и устанавливаем доработанную поперечину. К сожалению, для VAZ 21103 она не подходит. Универсал же, получив модернизированную деталь, внезапно стал чутким и послушным. Более того, в его характере, начавшем формироваться в предыдущем варианте, вдруг прорезались бойцовские качества. Автомобиль хорошо держит заданную траекторию, точно реагирует на поворот руля и движение педали газа. Словом, теперь им легко и приятно управлять не только на прямой, но и в поворотах. Конечно, тяжелый универсал не сравнить с предугадывающей мысли и желания "восьмеркой", но все-таки он приблизился к ней по своим возможностям. Необычно и поведение при разгоне: никаких рысканий, зато на действия рулем - мгновенная реакция. Впечатление, что даже пробуксовка меньше.
В общем, все нравится - пока вы не попали на мелкие неровности. Здесь баранка начинает вырываться из рук от вибраций. Не меньше страдает и кузов. Он вздрагивает буквально от каждого камешка, на который наехало колесо, - слишком уж старательно подвеска, "непреклонная" благодаря доработанной балке, передает толчки. Более того: довольно ровные и хорошо отбалансированные (так мы считали) передние колеса вдруг напоминают о себе на скорости 100-120 км/ч характерным потряхиванием. Неужто грузики отлетели? Да нет, на месте. А со стандартной-то балкой вибрации были едва ощутимы.
Под занавес последний вариант - к модернизированной поперечине добавляем еще и распорку. Удивительно, но при таком сочетании поведение универсала не изменилось в лучшую сторону. Предельная скорость выполнения "переставки" у VAZ 2111 теперь ниже, чем по отдельности с балкой или распоркой! Но все равно выше, чем у автомобиля в серийной комплектации. Что еще? Увеличились запаздывания на действия рулем, возросла склонность к заносу задней оси. В критических ситуациях универсал вновь потяжелел, перестал чутко реагировать на действия водителя, в общем, приобрел излишнюю самостоятельность.
Так нужно ли пытаться вылечить "десятку", и если да, то чем? Что ж, наш выбор: распорка между чашками амортизаторов, безусловно, положительно влияет на ездовые качества машин "десятого" семейства. Некоторое увеличение вибронагруженности - вполне приемлемая плата за обретение взаимосвязи водителя с машиной. Эксплуатация подтвердила и то, что распорка не оказывает вредного влияния на геометрию подвески. Она не станет причиной учащенных визитов на "сход-развал". Только предупреждаем: покупая эту деталь на рынке, тут же примерьте ее на автомобиль. Не все растяжки, что без проблем размещаются на машинах с впрысковым двигателем, подойдут к модели с карбюратором: может помешать "кастрюля" воздухофильтра.
С доработанной поперечиной сложнее. Ее положительное влияние несомненно, однако и негативные моменты со счета не сбросишь. Эта деталь просится на "десятку", которой уготованы тепличные условия - гладкий асфальт, ровные магистрали, литые, отбалансированные "в ноль" колеса. Если такой гарантии нет, то в дополнение к поперечине потребуется... глубокая (и дорогая) модернизация подвески, чтобы не сказать - всего автомобиля, под конкретные особенности эксплуатации. А подбор пружин, амортизаторов, стабилизатора поперечной устойчивости - удел специалистов; владельцам за подобные работы браться не стоит.
Фото Александра ПОЛУНИНА и Игоря ТВЕРДУНОВА
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
Вопрос:
Между передними стойками подвески на ВАЗ-2110 некоторые ставят растяжку: она якобы увеличивает жесткость кузова на кручение, потому машина лучше управляется. Верно ли это, стоит ли овчинка выделки?
ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ВAЗА
Растяжка – элемент тюнинга, который, как правило, применяют автоспортсмены – раллисты или кольцевики. Во всех случаях растяжка между передними стойками кузова выполняет роль местного дополнительного усилителя, немного увеличивая жесткость кузова на кручение. Если говорить об улучшении управляемости, то эффект от установки растяжки очень незначителен (несколько процентов), причем он может быть оценен только водителями высокой квалификации при движении в экстремальных режимах.
В условиях обычной эксплуатации пользу от применения растяжки между передними стойками выявить практически невозможно. В то же время ее установка может вызвать отрицательные последствия в случае аварии, даже небольшой. Если автомобиль получит удар сбоку в переднюю часть, растяжка передаст усилие (что повлечет остаточную деформацию) и на другой лонжерон. В результате придется рихтовать весь передок, тогда как без растяжки в аналогичных случаях обходятся ремонтом одной его «половинки».
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
Еще инфа:
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі