Революции в Европе, особенно во Франции, которые приводили к падению феодализма, все очевиднее показывали, что основой развития есть борьба классов.
Маркс последовательно пришел к фундаментальному выводу, к которому подводит вся человеческая история: классовая борьба есть закономерностью и движущей силой развития классовых обществ. Всякая общественная борьба, в какой бы она форме ни совершалась (политической, религиозной, философской...) - есть более или менее ясно выраженной борьбой классов за экономические интересы. Этот закон для исторической науки, что закон всемирного тяготения для физики.
Бесклассовых обществ или народов не было, нет и не будет.
Столкновение интересов - вечное явление в человеческой жизни. (И не только в человеческой.) Родители и дети, женщины и мужчины, организаторы и исполнители, соседи между собой, люди движущиеся навстречу друг другу, командиры и рядовые, покупатели и продавцы, имеют друг к другу претензии. Для урегулирования которых во все времена, в цивилизованном, то есть, в организованном обществе, были правила решения претензий. Сдерживающие возникновение борьбы между противостоящими индивидами и классами. Которые с развитием технологий решения проблем и возможностей обеспечения людей новыми средствами потребления, устаревали и становились тормозящими развитие, при отсутствии толковой модернизации правил решения взаимных претензий. Когда торможение доходило до края терпения значительных общественных сил, возникали мятежные выступления. Которые как-то решались, ради прекращения мятежа. Но, при отсутствии прогресса в усовершенствовании правил, повторялись с развитием, с обоих сторон, методов борьбы.
Если претензии к организаторам сохраняли актуальность, то очень часто численность мятежников и методы их борьбы, их сила, настолько возрастала, что преодолевала подавляющие усилия организаторов. И организаторы шли на уступки в реформации правил решения претензий. Иногда мятежники сменяли организаторов или учреждали для себя отдельное организованное общество. Зачастую присоединяющееся к иным организованным народам. Иногда такие события назывались революцией, иногда реформацией, реорганизацией и т.д. Такие события бывали сопряжены с военными действиями, судами, расправами, карательными мероприятиями... Кто-то из конфликтующих сторон мог быть лишен каких-то прав, свободы, имущества, присутствия в месте проживания или стране, или даже лишиться жизни.
Все такие противоборства бывали самых разных масштабов, на протяжении всего существования организованного человечества, в самых разнообразных сферах жизнедеятельности, а не только в политической. И нередко с возвратом к отмененным ранее правилам организации решения претензий.
Маркс в таких делах выбрал отдельные конфликты, названные иногда революциями и придумал якобы неизбежную цепочку политических перемен, фиг поймешь, что означающих, формаций. Наподобие обнаруженной биологами к тому времени, цепочки характерных стадий развития эмбриона большинства животных и человека. При этом Маркс проигнорировал, во-первых, наличие таких способов организации в некоторых странах и временах, которые не подходят ни к одной из названных Марксом формаций. И, во-вторых, происходящие иногда, явные возвраты к предыдущим формациям. В-третьих, капитализм не такой, как Маркс его описал, а, во-вторых, реальный капитализм изменяется, наполняясь социализмом, решая классовые претензии и социальные проблемы.
Практически все дела, независимо от их сферы принадлежности, имеют экономические последствия. Но не все классовые стычки предпринимаются ради борьбы за экономические интересы. А, во-вторых, мотивы классовой борьбы, редко соответствуют последствиям победы. Особенно экономическим последствиям.