Замечательный материал о немецких корнях славянофильского национализма: Посилання видалено
«...И удивительно ли, если объявленный непогрешимым Разум утверждал себя средствами, столь вопиюще неразумными? Если дорогу ему прокладывали штыки тогдашней сверхдержавы Франции, а соблюдение его заповедей обеспечивала французская же полиция? Если изнанкой универсального братства, которое проповедовали "ораторы рода человеческого", оказалась для Германии универсальность наполеоновской диктатуры, а равенство обернулось казармой с фельдфебелем вместо Вольтера во главе?
В таких вот условиях глубочайшего идейного кризиса, в судорожном поиске идеологической альтернативы мифу Просвещения предсказание Карамзина сбылось: в Германии родился реакционный романтизм, заменивший всемирную историю множественностью "цивилизаций" (каждую со своей собственной историей), всеобщность разума – "воззрениями народными" (Folkish), а политическую свободу – духовной. Одним словом, новый национализм, получивший в Германии название тевтонофильства, противопоставил мифу Просвещения миф Sonderweg (особнячества).
Он провозгласил, что Германия – "другая" Европа с особым "культурным кодом" и эта ее Kultur духовней, чище, выше безнадежно погрязшей в материализме западной Zivilization. И вообще, что она не нация, а Идея, которой суждено спасти мир на краю пропасти, куда влечет его душный, приземленный, лишенный духовности Запад. К 1830-м годам миф Sonderweg стал в Германии, по знаменитому выражению Антонио Грамши, "идеей-гегемоном", т. е. практически завоевал ее культурную элиту. Столицей германского Sonderweg стал, в противоположность западническому Берлину, Мюнхен.
Как раз в эту пору и заимствовала его из Германии группа блестящих русских интеллектуалов-диссидентов, известных под именем славянофилов и твердо вознамерившихся в ситуации идейного вакуума, созданного разгромом декабризма, сотворить свой собственный, отечественный Sonderweg. Нет слов, адаптируя чужой миф к русским условиям, славянофилы многое в нем изменили. Что германскую Kultur (духовность) передислоцировали они в Россию, это само собою разумеется. Но еще более пронзительная ирония в том, что и сами сочинители "германской духовности" попали вдруг в ходе славянофильской перелицовки в ту самую западную Zivilization, которую они столь чистосердечно ненавидели.
Зато миф Sonderweg, переведенный на русский как "особый путь", перекочевал – вместе с противопоставлением "воззрений народных" разуму – в славянофильскую доктрину в целости и сохранности. Больше того, обосновался он в России всерьез и надолго, больше, чем на полтора столетия став ядром идеологии русского национализма.»