Авторские статьи
ВОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА ДО 18 ЛЕТ: РЕАЛЬНОСТЬ? ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СНИЖЕНИЯ ВОЗРАСТА ДОПУСКА К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ.
На практике не так уж редко возникают вопросы о возможности получения права управления транспртными средствами до достижения 18 лет. Причины этого могут быть различными. Сейчас нередки случаи, когда в таком возрасте молодой человек самостоятельно зарабатывает себе на жизнь, вообще ведёт самостоятельный образ жизни. И является объективным фактом, что у такого человека могут возникнуть транспортные потребности. В настоящее время считается, что удовлетворить их практически нереально, поскольку право на управление транспортными средствами (кроме мотоциклов, которые в нашей климатической зоне вряд ли могут считаться полноценным транспортом в силу невозможности использования в течение значительной части года) на практике не предоставляется. Однако попробуем разобраться: так ли, действительно, всё безнадёжно с правовой точки зрения?
На что обычно ссылаются противники предоставления права управления транспортными средствами до 18-летнего возраста (и прежде всего сотрудники ГАИ)? На ст.15 Закона Украины «О дорожном движении», которая устанавливает возраст допуска к управлению, и только для мотоциклов и мотоколясок он составляет 16 лет. Вроде бы, написано достаточно ясно. Однако если прибегнуть к систематическому и хронологическому толкованию законодательства, то результаты окажутся совсем иными и во многом неожиданными.
Для получения ответа на интересующие нас вопросы следует разобраться, что же это такое с правовой точки зрения – право управления транспортными средствами? К сожалению, в научном обороте этого вопроса практически нет, поэтому отвечать на него придётся, трактуя имеющиеся законы с практической точки зрения.
Некоторые авторы, в том числе, как ни странно, американские, - например, Ли Якокка в своей известной книге «Карьера менеджера», - считают, что это своего рода привилегия. Странная точка зрения для страны, где этим правом обладает абсолютное большинство населения.
У нас обычно распространена точка зрения, что это «специальное право». Именно от этого и отталкиваются сторонники всяческих ограничений в этой сфере.
Дело в том, однако, что Конституция Украины понятия «специальное право» не знает. При этом ст.21 Конституции чётко говорит о равенстве прав граждан, а также неотчуждаемости и нерушимости прав и свобод. Первый тезис подтверждается и расширяется ст.24 Конституции, запрещающей какие бы то ни было привилегии и ограничения по любому произвольному признаку. Что также немаловажно, ст.22 Конституции устанавливает, что перечень приведённых в самой Конституции прав человека не является исчерпывающим. Всё это крайне важно в свете положений ст.8 Конституции о прямом действии конституционых норм (т.е. возможности защиты прав и свобод человека непосредственно на их основании) и их высшей юридической силе, а также необходимости соответствия им всех законов и иных нормативных актов государства. Это говорит о том, что в случае противоречия конституционных норм и норм любых других нормативных актов применяться должны именно конституционные нормы.
Почему для нас это важно? Потому что если никакого такого «специального» права Конституция не знает, то, следовательно, управля транспортным средством, гражданин реализует какие-то свои иные, но предусмотренные Конституцией и законодательством права. Какие же именно?
Для выяснения этого вопроса посмотрим, зачем вообще человек может управлять транспортным средством. Это или управление своим личным транспортом в личных целях, то есть пользование своим имуществом; или управление транспортным средством по найму; или управление транспортным средством с предпринимательскими целями. Иначе говоря, управляя транспортным средством, гражданин реализует своё право собственности и право на предпринимательскую деятельность, относящиеся к сфере гражданского права, либо же свои трудовые права.
Посмотрим, как к этим правам относится Конституция Украины.
Относительно права собственности Конституция (ст.41) предусматривает право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Причём предусматривает нерушимость права собственности и только несколько конкретных случаев его принудительного прекращения. Ограничений на пользование имуществом, находящимся в собственности, Конституция не содержит. Между тем, пользование транспортным средством (по его прямому назначению) без управления им невозможна.
Право на предпринимательскую деятельность признаётся Конституцией (ст.42) за каждым гражданином, изъятия делаются только для некоторых категорий лиц, исполняющих властные полномочия. Не более. Соответственно, иные ограничения будут являться неконституционными.
Схожие положения предусматриваются относительно трудовых прав (ст.43 Конституции), причём делается акцент на свободный выбор работы или трудовой функции либо свободное согласие на них.
Таким образом, следует признать, что управление транспортными средствами является, по сути, реализацией не только конституционных, но также гражданских и/или трудовых прав гражданина.
Здесь возникает интересный вопрос: является ли ограничением таких прав необходимость прохождения обучения? На этот вопрос следует ответить отри цательно при условии, что пройти это обучение (либо сдать экзамены экстерном) может любой желающий, и доступ к такому обучению не является ограниченным. По сути, не является ограничением и требование для управления одними категориями транспортных средств иметь стаж управления другими категориями, так как, по сути, это тоже своего рода условия обучения, при условии, опять же, отсутствия ограничений доступа при наличии такого стажа. (Вызывают большие сомнения сточки зрения конституционности ограничения, связанные с медицинскими противопоказаниями к управлению, для лиц, которые физически могут заниматься этой деятельностью, но данный вопрос уже подробно рассматривался в одной из предыдущих публикаций.)
Таким образом, возможность самостоятельной реализации молодым человеком своих прав, вытекающих из гражданско-правовой и трудовой сферы, фактически ограничивается только возрастом дееспособности. Не случайно с давних пор в нашем законодательстве допуск к управлению большинством транспортных средств совпадал с возрастом дееспособности – 18 лет. Те категории транспортных средств, возраст для управления которыми выше, требуют стажа управления другими транспортными средствами. Странное исключение сделано для мотоциклов (и мотоколясок), управление которыми допускается с 16-летнего возраста, при том, что традиционно эти транспортные средства считаются опасными (тогда непонятно, зачем ограничивать выбор молодых людей только ими). Очевидно, отношение к мотоциклам у нас традиционно сформировалось как к некоему несерьёзному транспорту, который годен только на роль «игрушки»… Однако отношение многих молодых людей к жизни сейчас совсем не такое.
Здесь следует знать, что ныне законодательство предусматривает возможность снижения возраста полной гражданской дееспособности. Ст.35 ГК Украины предусматривает возможность её предоставления с 16 лет. Для этого достаточно выполнения такого условия, как работа по трудовому договору. После чего предоставляется полная гражданская дееспособность решением органа опеки, если есть согласие родителей или заменяющих их лиц, а при отсутствии такого согласия – она может быть предоставлена решением суда по заявлению заинтересованного лица. При этом отдельно оговаривается, что полная гражданская дееспособность распространяется на все гражданские права и обязанности. Следовательно, никаких изъятий для пользования таким имуществом, как транспортное средство, здесь быть не может. Следовательно, наличие решения о предоставлении гражданину полной гражданской дееспособности (а занчит, возможности приобретения и пользования, а также распоряжения имуществом, занятия предпринимательской деятельностью) является правовым основанием для того, чтобы в числе других прав ему было предоставлено и право управления транспортными средствами.
Как добиться такого решения? Прежде всего, необходимо работать по трудовому договору. Трудовое законодательство в отдельных случаях допускает такую работу с 15 лет, так что позаботиться об этом можно заранее. Фактически для этого многим молодым людям, занимающимся, по сути, предпринимательской деятельностью без регистрации, вполне возможно в ряде случаев оформить отношения соответствующим образом с субъектом предпринимательской деятельности – плательщитком единого налога, проводя через него свою деятельность легально и формально работая у него по трудовому договору. Затем возможно обращение в органы опеки либо в суд с заявлением о предоставлении полной гражданской дееспособности. В случае положительного решения само это решение является правовым основанием, позволяющим допустить такое лицо к управлению транспортными средствами, при этом графе «Особые отметки» водительского удостоверения могут быть указаны реквизиты такого решения. (Здесь нужно заметить, что, скорее всего, отношение инспектора на линии к владельцу водительского удостверения с отметкой о выдаче его на основании решения суда будет уважительным.) Безусловно, это не осовобождает от необходимости сдавать экзамены, проходить обучение и т.п. Но вполне является основанием для допуска соответствующими должностными лицами ГАИ до прохождения всех этих этапов и, в конечном итоге получения водительских прав (или, точнее, допуска к управлению транспортными средствами и выдачи водительского удостоверения) с шестнадацати лет.
Для тех, кто считает такую возможность опасной, могу сказать, что фактически уже сейчас многие 16-летние фактически пользуются транспортными средствами, хотя и незаконно. К общему повышению аварийности это не приводит. Предложеннй путь, отметим особо, пригоден не для каждого, а только для тех, кто реально зарабатывает и может позволить себе приобрести и содержать хотя бы недорогое транспортное средство.
Кроме того, имеется опыт США, где в различных штатах право управления транспортными средствами предоставляется с 16, а в некоторых штатах с 15 лет. К общему повывшению аварийности это также не приводит.
Мне могут возразить, что в нашей стране нет столь острой необходимости пользования транспортными средствами, как в некоторых районах США. Однако это, пожалуй, не относится к тем, кто реально старается занимать активную жизненную позицию и зарабатывать себе на жизнь с молодого возраста.
(С) Вадим Володарский, 2006г.