Ух, началось! Не бери, подкопи и т.д. ! Главное, взять не уваленную машину в хлам. А это затея не из лёгких! И это касается любого автомобиля, а не только ВАЗ 2109 ! Можно жигуля классику (2101-2107) взять в живом состоянии и хоть и без комфорта, но уверенно ездить на нем. А можно 10 летний Авео или Ланос, уваленные и из под такси взять и мучаться с ним и отваливать кучу денег на СТО постоянно !
Если так нравится девятка, то смотрите их, но очень внимательно. Первичную диагностику авто сможет сделать каждый, только надо с собой ещё кого-то брать на смотрины. По кузову смотрим сначало внешне, в целом, потом филенки дверей, поднимаем коврики с пола и заглядываем под них, потом смотрим днище снизу. Первичную диагностику двигателя тоже может сделать любой, только опять таки желательно на смотрины взять с собой кого-то. (1) погазовать на нейтралке до 3500-4000 оборотов и посмотреть, нет ли дыма из выхлопной. 2) подложить бумажку к выхлопной на работающем двигателе и надо чтобы ее не засасывало во внутрь. 3. Достать щуп из двигателя и проверить уровень масла и наличие вкраплений в масле. Если масло на минимальной отметке на щупе, то это возможно что движок его поджирает и подходит к капиталке, если есть вкрапления, то это тоже не айс. 4. Крышка картера изнутри должна быть чистой, не должно быть нагара, эмульсии и т.д. Потом проехаться на ней, проверить КПП (попереключать передачи на ходу), почувствовать машину за рулём, чтобы ее не вело никуда и послушать, нет ли явных скрипов и шумов при движении.
Если все вышеперечисленное ок, то едем на СТО. Там ее ещё раз, уже более детально смотрят, меряют компрессию двигателя, поднимают на подъёмнике и смотрят ходовую, делают развал-схождение, чтобы проверить, не нарушена ли геометрия и все. Дальше уже принимаем решение, покупать или нет. Часто так получается, что машина в целом живая, но есть достаточно косяков по той же ходовой. Это устраняется легко и отличный повод для хорошего и аргументированного торга с продавцом!
И, если вы не перекуп и берете для себя, то не надо смотреть машины по низу рынка. Там в 98% случаев гавно. Только время и деньги на проезд тратить. Надо смотреть по середине рынка или чуть выше, а потом, после диагностики аргументированно торговаться, если машина, в целом, живая.
Девятку за 1,7 -2к реально найти живую, из 90-х годов выпуска. Из 2000-х уже чуть подороже будут.