"Рождество Христово, один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря [в одних странах — по григорианскому календарю (по новому стилю), в других — по юлианскому календарю (по старому стилю, что соответствует 7 января нового стиля)]. Истоки праздника — в языческом культе "умирающих и воскресающих" богов, особенно распространённом у земледельческих народов, ежегодно праздновавших приуроченное обычно к дням зимнего солнцестояния (21—25 декабря) "рождение" бога-спасителя, пробуждающего природу к новой жизни. Раннее христианство не знало праздника Р. Х. Ещё во 2 в. христиане справляли лишь зимний январский праздник "явления и крещения Христа". С середины 4 в. христианская церковь, стремившаяся вытеснить культ Митры, видоизменила митраистское празднование "рождения непобедимого бога-Солнца" (проводилось 25 декабря), превратив его в праздник Р. Х. Первыми стали праздновать Р. Х. христианской общины Рима. Наиболее раннее известие об этом празднике относится к 354. Узаконен праздник был на Эфесском соборе 431. В 10 в. вместе с христианством праздник Р. Х. стал распространяться на Руси, где он слился с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (святками), пережитки которого сохранились в "святочных" обрядах (ряженые, гаданье), "
(Большая Советская Энциклопедия Рождество Христово, 2 изд., М., 1974.)
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
"Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 × 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова (ок. 320 или 353). Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января). Выбор даты, возможно, связан и с тем, что 25 декабря в Риме отмечался митраистский праздник бога-Солнца (natalis solis invicti) и в это время праздновались также сатурналии. Церковь таким образом использовала возможность отвлечь народ от соблюдения языческого праздника зимнего солнцестояния, превратив этот день в праздник поклонения Христу. Указания на это можно обнаружить и в сочинениях Киприана, и у Иоанна Златоуста.
(Энциклопедия «Кругосвет»
Рашковский Е.Б. С высоты Востока… Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995)
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі