Родители каждого первоклассника очень тщательно выбирают школу для своего ребёнка.За год, а то и два просматриваются, обдумываются все варианты, взвешиваются все плюсы и минусы близлежащих школ, гимназий и лицеев.И вот выбор сделан.Первый раз в первый класс — цветы, поздравления, новые впечатления. Дальнейшая жизнь маленьких школьников складывается по-разному: кому-то повезло с учителем, замечательно сложились отношения с одноклассниками и учёба в радость, у кого-то не всё так хорошо.Но ,даже при удачном варианте развития событий, нередко обстоятельства складываются так, что встаёт вопрос о переходе в другую школу. Причины могут быть разные: это переезд, неудовлетворённость качеством образования, конфликт в старой школе, необходимость получения профильного образования.Но необходимо понимать, что смена школы — серьёзный стресс для ребёнка. Поскольку, покидая старую школу, он оставляет уже сложившийся коллектив, своих друзей, знакомых учителей с определённой системой требований уже знакомой и привычной ребёнку.
Попадая в новый, уже сложившийся коллектив, со своими лидерами и аутсайдерами, школьник вынужден заново выстраивать отношения с одноклассниками,завоёвывая себе место под солнцем, что куда сложнее сделать, чем это было в первом классе, где все первоклассники были в одинаковом положении при формировании нового коллектива. То же и с учителями: в процессе обучения учителя и ученики взаимно притираются друг к другу, каждый учитель уже знает , чего можно ожидать от конкретного ученика, знает его способности и возможности. Это придаёт детям уверенности и спокойствия. Смена же учителя, или учителей ставит школьника в положение экзамена, когда он не зная требований должен соответствовать их уровню.Что, конечно, повышает тревожность ребёнка, может вызывать страх или протест. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребёнок же переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, условиях и особенностях обучения в новой школе,о ценностях и нормах поведения в коллективе нового класса.Такое состояние может сопровождаться внутренней напряжённостью,что затрудняет принятие интеллектуальных и личностных решений, может сопровождаться снижением успеваемости , быстрой утомляемостью и раздражительностью.Все перечисленные признаки характерны для ребёнка находящегося в процессе адаптации к новым условиям, в норме это может длиться от 2 недель до 2 месяцев.Всё это необходимо учитывать родителям школьника, так как только их эмоциональное участие и внимательное отношение к ребёнку в этот сложный период позволит сделать процесс адаптации к новым условиям обучения менее болезненным.
Что конкретно можно сделать, чтобы помочь ребёнку? Основываясь на личном опыте и на знании возрастной психологии, могу выделить несколько направлений, на которые следует обратить внимание близким взрослым школьника.
Первое: ещё до принятия окончательного решения необходимо привлечь ребёнка к обсуждению вопроса о перемене школы, узнать и учитывать его мнение.Это поднимет значимость его в своих глазах, придаст уверенности в своих силах, укрепит доверие между Вами и ребёнком.Тогда как авторитарное решение, высказанное ребёнку в категоричной форме может игнорироваться, вызывать протест, что несомненно осложнит процесс принятия новых условий обучения.
Чем старше ребёнок, тем больше должна быть доля его участия в принятии решения.С младшим школьником полезно совместное с мамой посещение новой школы, знакомство с пришкольной территорией, помещением школы, класса, знакомство с учителем.
Следующее,что необходимо сделать ещё до перехода в новую школу, это оценить психофизическое состояние ребёнка.Так как здоровый, активный, общительный ребёнок справится с ситуацией быстрее и спокойнее.Тогда как физически ослабленный, эмоционально неустойчивый, либо просто замкнутый ребёнок адаптируется ко всему новому сложнее, ему потребуется больше времени и ,кроме поддержки близких, вероятно помощь профессионалов (учителя, врачей, психологов).
Первое время после начала обучения в новой школе постоянно разговаривайте с ребёнком, интересуясь его проблемами, узнайте, что его беспокоит, пугает. Постоянно вселяйте в него уверенность, постарайтесь дать ребёнку почувствовать, что Вы в него верите, у него всё получится.
Особое внимание нужно уделить взаимоотношениям с одноклассниками.Общительный, активный ребёнок сможет сам быстро и без особого труда наладить отношения с новыми одноклассниками.Замкнутому же, робкому школьнику понадобится помощь взрослого. Помочь ему можно, приняв личное участие в установлении контактов с ребятами, можно организовать небольшой праздник с участием одноклассников, или воспользоваться помощью учителя.Но чем старше ребёнок, тем деликатнее должно быть вмешательство взрослых.Так как в подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает исключительную значимость, нормативность в подростковых обществах формируется стихийно, в своём кругу они жёстко оценивают сверстников, которые в своём развитии не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.Помочь подростку в таком случае близкие взрослые могут только косвенно, не используя личное вмешательство.
Постарайтесь не активизировать внимание своё и ребёнка на оценках, помните, что в период адаптации успеваемость может снизиться, и в этом нет вины школьника. Поговорите с ним об этом, если видите, что его это угнетает. Это особенно актуально при переходе в школу с более сильной програмой обучения, в этом случае имеет смысл помочь ребёнку в устранении пробелов в знаниях.
Важно также обеспечить щадящий режим в период адаптации, особенно младшим школьникам. Распределить учебную нагрузку, ограничить компьютерные игры и просмотр телевизора, выделить время для дневного сна или хотя бы пассивного отдыха, прогулки.Если ребёнок до перехода в новую школу посещал какие-то кружки или спортивные секции, имеет смыслих на время их оставить, по согласованию с самим ребёнком.Но в ряде случаев ,наоборот, посещение знакомых, привычных общественных мест только снизит ситуативную тревожность ребёнка, что будет лишним подспорьем ему и родителям в этот трудный момент.
Следите за состоянием здоровья ребёнка, его эмоциональным состоянием.Если ребёнок меньше стал говорить о старой школе, реже вспоминает свою первую учительницу, старых друзей, весел, бодр, легко засыпает, с удовольствием идёт в школу, рассказывает о своих новых товарищах, значит адаптация прошла успешно. Если же по истечении 2 месяцев после начала посещения нового образовательного учреждения у ребёнка наблюдается: нарушение сна ( с трудом и долго засыпает, беспокойно спит); снижение аппетита; пониженное настроение; эмоциональная неустойчивость (вспышки гнева, слезливость, страхи, резкая смена настроения).В этом случае необходимо проконсультироваться со специалистами: педиатром, психологом, неврологом.
Отдельного рассмотрения требует ситуация перехода в новое учебное заведение из-за конфликта в старом. Это может быть конфликт ребёнка с коллективом одноклассников или напряжённые отношения с учителем.В первом случае необходимо сначала проанализировать сложившиеся взаимоотношения и выявить причину конфликта, чтобы исключить повтор ситуции в новой школе. Причиной трудностей во взаимоотношениях со сверстниками могут быть особенности характера или развития самого ребёнка, такие как: проблемы эмоционального развития (замкнутость, инфантильность, излишняя агрессивность, конфликтность), недостаточное развитие коммуникативных навыков.При этом самим родителям бывает достаточно трудно выявить истинную причину проблемы, помочь в этом может психолог, он же предложит пути исправления ситуации. Второй вариант — переход в другую школу из-за конфликта с учителем.Здесь также необходимо выявить причину. Нередко сами родители вносят свой вклад в создавшееся положение, так как чаще проблемы во взаимоотношениях с педагогами имеют дети конфликтных родителей.Если же Вы уверены, что ни вашей вины , ни вины вашего ребёнка в конфликте нет, а от этого учителя страдают и другие дети, можно попробовать решить проблему через администрацию школы и сменить учителя, а не школу. Только в случае невозможности решения конфликта на прежнем месте имеет смысл смена школы для избавления ребёнка от ненужного стресса.
Безусловно, переход в новое учебное заведение и последующий за ним процесс социально-психологической адаптации — серьёзное испытание для ребёнка любого возраста и его близких взрослых. Но ситуации, требующие приспособления личности к новым условиям, сопровождают каждого из нас всю нашу жизнь. Это — поступление в детский сад, переход из детского дошкольного учреждения в школу, из младшей школы в среднюю, из 9-го класса в 10-ый, от школьной системы обучения к вузовской. Все эти этапы требуют от личности определённых усилий, но, в конечном итоге, позволяют перейти на новый уровень развития.Поскольку, при правильно спланированном, грамотном сопровождении близкими взрослыми людьми, в результате прохождения данных сложных жизненных этапов ребёнок получает опыт конструктивного решения проблем. Происходит формирование новых способов поведения, позволяющих справляться с трудностями, выработка новых навыков, привычек, качеств, развивается мышление, воля, коммуникативные способности. Всё это ведёт к развитию адаптационного потенциала личности, что будет благотворно влиять на дальнейшую адаптацию в профессии, приспособлении к трудовому коллективу, к особенностям и условиям взрослой жизни.
Авторы: Шапошникова Анна - руководитель центра Институт семьи, психолог, тренер
Черноситова Татьяна - детский психолог центра Институт семьи.