Моя статья о новых тарифах на электроэнергию Украины вызвала немало интересных комментариев, которые заслуживают ответов. Поскольку эти комментарии являются частными и многие из людей на высоких должностях, я не буду упоминать их имена. Аргументы касаются ценообразования, владения, приватизации, инвестиций и налогообложения.
Естественный старт - это собственность. Никто не пользуется государственными предприятиями. Они порождают худшие результаты, чем частные, и связаны с большими коррупционными рисками. Государство владеет миноритарными акционерами во многих региональных распределительных компаниях. Поскольку каждая из этих компаний эффективно контролируется одним или двумя крупными бизнесменами, правительство должно просто продать свои миноритарные пакеты по минимальной цене, установленной государством единственному заинтересованному покупателю. Это было частично сделано в прошлом году, и правительство выставило десять миноритарных пакетов для продажи в своем недавнем законе о приватизации.
Эти ставки вряд ли будут расти в цене и не окажут никакого положительного эффекта. Корпоративное управление в Украине оставляет желать лучшего, и оно останется в течение некоторого времени. Стремясь улучшить его, концентрированное владение предприятиями является лучшим средством избежать бесплодных конфликтов с владельцами.
У Украины также есть проблема национальной безопасности в ее сети. Нет ничего удивительного в том, что одиннадцать из 24 региональных электрических дистрибьюторов Украины в значительной степени принадлежат российской группе во главе с российским националистом Александром Бабаковым, который санкционирован всеми соответствующими странами за его роль в оккупации росиии и аннексию Крыма в качестве вице-спикера Государственной Думы росиии. Бабков также фигурирует в Панамских газетах.
Согласно санкциям США и Европы, свойства Бабакова должны подвергаться замораживанию активов. Украинское правительство должно захватить свои активы как вопрос национальной безопасности. Здесь мы волнуемся о российских кибератаках в украинской сетке, когда большая часть ее принадлежит, контролируется и управляется врагом. Другой крупный владелец, Константин Григоришин, напротив, был гражданином росиии, но он получил украинское гражданство.
Некоторые утверждают, что государство должно ждать, пока оно будет продано, пока тарифы не повысятся, но это мало смысла. Единственный заинтересованный покупатель будет таким же, и он (потому что они все мужчины) не будет платить больше, только получат большую непредвиденную прибыль. Затем аргумент заключается в том, что правительство может налагать непредвиденные налоги, как это имело место в Соединенном Королевстве после приватизации, которая была слишком дешевой, а высокие тарифы возрастали, но это не имеет смысла.
Налоговые налоги обычно нежелательны, как произвольные единовременные налоги, а Украине требуется минимум произвола. Такие налоги также непредсказуемы, что подрывает деловую среду, которая уже бедна. Наконец, Украина уже дает половину наличных субсидий населению за более высокие тарифы. Таким образом, лучше поддерживать низкие тарифы в пользу населения, если они покрывают расходы и предлагают стимулы для инвестиций.
Тарифы на электроэнергию и газ устанавливаются и регулируются, но из-за длительного опыта украинцы убеждены, что все тарифы манипулируют. Простой ответ заключается в том, чтобы ввести рынки для газа и электричества. Украина уже приняла закон для газовых рынков, но он не был реализован. Это должно стать вопросом срочности.
Законопроект о рынках электроэнергии давно застопорился в Раде. Его следует принимать и внедрять быстро. Если бы Украина получила действующие рынки для газа и электричества, патентные проблемы этих двух секторов сократились бы. В частности, исчезнут развращающие расхождения между разными ценами за одно и то же добро.
Самая сложная проблема заключается в том, как создавать цены для сетевых сервисов. До сих пор это естественные монополии, которые требуют регулирования. Национальный регулятор хотел ввести новый тип тарифа, так называемый тариф RAB, на основе базы нормативных активов. Основной аргумент состоит в том, что это сложная система, широко используемая на Западе. Я был исправлен, что оценки были сделаны четырьмя крупными аудиторскими компаниями, а не Фондом государственного имущества, который только пересмотрел их.
Но Украине нужны простые и надежные системы, которые трудно манипулировать. Одна из идей тарифа RAB заключается в том, что половина прироста владельцев региональных дистрибьюторов должна быть посвящена модернизации и инвестициям, но думает ли кто-нибудь, что какое-либо украинское агентство может навязать это на таких людей, как Бабаков?
Тогда было бы разумнее сохранить старые, более низкие тарифы, хотя они должны покрывать расходы, на старых сетях, в то время как те владельцы, которые модернизируют свои части сетки, получат право взимать более высокий тариф.