Словарь чрезвычайных ситуаций (
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
) определяет этот термин следующим образом: технологии, которые одновременно могут быть применены для производства вооружения и военной техники, а также в гражданских отраслях промышленности, для медицины, экологического обеспечения и решения социальных задач страны. Общее Дело предлагает немного поразмышлять о последнем пункте.
Как утверждает английская Википедия, "In politics and diplomacy, dual-use is technology that can be used for both peaceful and military aims" [в политике и дипломатии технология двойного назначения может быть использована и для мирных и для военных целей]. Будем считать, что с "двойным назначением" все ясно. Осталось понять, что означает "технология". Происходя от греческих слов умение и мысль, это слово означает, в том числе и "научное описание способов технического производства", а также "комплекс организационных мер, операций и приемов". Такими научными описаниями, которые затрагивают среди прочего и комплексы организационных мер, операций и приемов, являются, например, нормативно-правовые акты, действующие в рамках конкретной правовой системы. Другими словами – законы.
Общее Дело считает, что некоторые законы можно рассматривать именно в таком качестве – как описание способов, операций и приемов, которые могут решать социальные задачи страны в мирных целях, так и быть использованы в военных целях. Почитаем, например, Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Полный текст доступен всем желающим, мы же ограничимся выдержками, которые попробуем связать с текущей ситуацией в Украине.
"Терроризм – …практика воздействия на принятие решения органами государственной власти… связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий" (Статья 3). Изрядная часть населения Восточной Украины устрашена, и даже деморализована, тем, что происходит в Донбассе. К примеру, многие харьковчане признаются, что, в ожидании подобных событий у себя, боятся предстоящих майских праздников.
"Террористический акт – совершение … действий, связанных с устрашением населения … причинения … особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти … угроза совершения указанных действий в тех же целях" (Статья 3). Общеизвестно, какие именно решения "нелегитимной киевской власти" вызывают особое недовольство Кремля. На угрозы, вплоть до превращения кое-кого в "радиоактивный пепел", в Москве также не скупятся.
Продолжим. "Террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования…; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) … пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности…" (Статья 3). Особенно много сил российская пропаганда вкладывает именно в оправдания. Назвать беспредельщиков "народным ополчением"… Геббельс, как говорится, нервно курит в сторонке. Прочие пункты. Организация и вербовка незаконных вооруженных формирований – всякий найдет нужные группы ВКонтакте. Пособничество. Иной раз создается впечатление, что Лавров это министр иностранных дел Донбасса. Насчет финансирования. Кого там и в чем подозревают? СБУ и дела возбуждает. Как-то так выходит, что многие слова и действия Кремля и присных попадают под действие их же собственного закона N 35-ФЗ.
"Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло". Нам не удалось подобрать этой русской пословице английского эквивалента. Несмотря на это, ее смысл легко передать на любом языке. Двоедушие. Общее Дело советует воспринимать слова правителей, которые для достижения внешнеполитических целей используют методы, которые внутри страны считают преступными, через призму библейской фразы "Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его" (Притчи 26:25).