Re: Да будет свет!
МИКЕЛАНДЖЕЛО "ДАВИД"
Когда замыслит дивный ум создать
Невиданные облики, – сначала
Он лепит из простого материала,
Чтоб камню жизнь затем двойную дать…
Глубокая метафора в сонете, как размышление о благородном материале, вмещающем замысел, соответствующий духовным и физическим силам художника, – основополагающая мысль великого МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564 гг.).
Всё, к чему прикасалась рука, ум и неуёмная духовная энергия этого человека, – скульптора, художника, архитектора, поэта – великолепно!
Его скульптура «Давид», выполненная в молодые годы, восхитила флорентийцев и по сей день восхищает весь мир. Это одна из вершин искусства Возрождения и человеческого гения.
Микеланджело уже смолоду посвятил себя скульптуре и живописи, а также иным делам, причастным к искусству. Свои первоначальные шаги в искусстве он делал во Флоренции, в художественной школе, основанной Лоренцо Медичи. Уже здесь проявилась его тяга к монументальности, укрупнёности формы и яркой психологичности образов.
Его первый римский период, начавшийся в 1496 году, продолжает эту эстетическую линию. В это время им создана изумительная по своей красоте и трагичности группа «Пьета», Мария с Христом, находящаяся сейчас под сенью собора Святого Петра в Риме.
После возвращения во Флоренцию, Микеланджело создаёт знаменитого «Давида», а так же вместе с Леонардо да Винчи участвует в конкурсе росписи стены палаццо Веккьо. Пишет картон «Битва при Кашине». Уже здесь видна будущая динамика поз и жестов росписи Сикстинской капеллы, её плафона.
Папа Юлий II снова требует Микеланджело в Рим. Предстоит грандиозная работа: отдельно стоящий мавзолей с сорока статуями в человеческий рост. Но капризы папы и прекращение финансового обеспечения проекта, приводит к их ссоре, и Микеланджело уезжает снова во Флоренцию. Хотя папа послал за ним погоню, художник ослушался папу, что само по себе было неслыханной дерзостью. Таков уж был характер Микеланджело!
К счастью, позже примирение состоялось. Папа поручает Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы. Огромные шестисот квадратных метров, на высоте. На этот титанический труд многолетнего затворничества Микеланджело ушло более четырёх лет. Когда сняли леса, Юлий II был потрясён величием увиденного. Вот уже пятьсот лет потрясены и мы. То, что сотворил Микеланджело, было не похоже на безмятежное наслаждение фресками Рафаэля, здесь не было спокойного любования идиллией. Здесь царила мощь человеческих возможностей и безмерная вера в человека творца. Центральная тема – сотворение Адама. Фигура его ещё покорна, нерешительна, но уже чувствуется в ней скрытая сила, готовая проявиться при прикосновении Всевышнего. Те, кому посчастливилось быть в Сикстинской капелле, помнят то тревожное и одновременно сладчайшее состояние, властвовавшее в душе, когда покидалось это помещение, вместившее целый мир прекрасного, созданного гением этого бессмертного художника.
И снова Флоренция. Уже иной заказ иного папы – Климента VII, родом из Медичи. Капелла Медичи… Внутри, одну из стен украшает фигура Лоренцо, стоящая в нише, другую, противоположную – Джулиана. А внизу два саркофага с аллегорическими фигурами, символами уходящего времени: «Утро», «Вечер» у ног Лоренцо и «Ночь» и «День» у ног Джулиана. И здесь же, напротив алтаря – Мадонна с младенцем в окружении Козьмы и Домиана, лучшее воплощение образа Мадонны у Микеланджело. Вспоминаются строки Иосифа Бродского: «Солнечный луч, разбившийся о дворец, о купол собора, в котором лежит Лоренцо, проникает сквозь штору и согревает вены…».
Гениальное создание великого Микеланджело!
Новая эпоха. На папском престоле папа Павел III. И снова Микеланджело призван в Рим. Гений нужен папе. И снова Сикстинская капелла. Шесть лет каторжной работы над евангельским сюжетом «Страшный суд». Страшный суд по всем евангельским законам должен был выражать смирение. Но смирение было чуждо духу Микеланджело. Его «Страшный суд» задуман и исполнен как последний миг перед исчезновением всей Вселенной в жутком хаосе, как страшный сон богов. Микеланджело показал тщетность всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед стихией, перед слепой Судьбой.
Контрастом этого явились архитектурные труды Микеланджело. Его купол над Собором Святого Петра изумительное, воздушное создание, венчающее всю эту историческую площадь вечного Рима.
Бунтующая бессмертная душа великого художника осталась в его трудах. Тело же упокоилось в родной Флоренции, в церкви Санта Кроче, рядом с современником Макиавелли.
А. Землинский