- 🔴 02:28 Повітряна тривога в Харків.обл.
- #1
О флайбарлессах хороших и разных, или нужно ли это?
В последнее время некоторые начинающие пилоты начали меня частенько спрашивать - а не купить ли мне ФБЛ систему, и шо оно такое, и шо мне конкретно она даст. Приведу на мой взгляд лучшую статью о ФБЛ ну и свое резюме, а вы господа - думайте.
Статья Дениса Верхова:
Немного теории, или что нам дает FBL.
Денис Верхов (DorSeV ) 26.07.2010 в 15:06
Общеизвестно, что FBL вертолеты летают лучше, чем флайбарные. Они менее подвержены ветру, летают «как по рельсам», «как в симуляторе» и т.п. Но это видимые следствия, а мне захотелось разобраться, а в чем заключается именно физическая сущность таких перемен.
Сначала рассмотрим общие свойства пилотажного вертолета с точки зрения механики. Это неустойчивая система с шестью степенями свободы (для тех, кто в танке: линейные перемещения по трем осям и вращение вокруг этих же трех осей), причем при отсутстствии специальной электроники вертолет использует эти степени свободы как под действием управляющих воздействий с передатчика, так и под действием вредных возмущающий воздействий (ветер, турбулентность, люфты в механике, пятна на солнце и т.д.). Если первые исходят от пилота и являются «плановыми», то вторые действуют сами по себе, и, добавляясь к первым, непредсказуемо искажают поведение модели. Современный пилотажный вертолет не имеет каких-либо механических систем стабилизации (флайбар, если строго, является всего лишь «замедлителем» и никак не отрабатывает медленные вращения модели вокруг продольной и поперечной осей). Единственная система стабилизации на классическом вертолете – хвостовой гироскоп. И здесь сразу проявляются нюансы и типовые заблуждения. Если гироскоп без удержания или с удержанием, но дешевый и фигово работающий, он тоже не отрабатывает медленные вращения хвоста, а то и сам их добавляет, и вертолет под воздействием возмущающих воздействий использует все шесть своих степеней свободы, доставляя пилоту максимум неудобств. Когда же используется хорошая гира с удержанием – хвост полностью находится под контролем пилота и практически не подвержен возмущающим воздействиям. То есть получается, что для пилота вертолет сохраняет свои шесть степеней свободы, а для возмущающих воздействий остается только пять! Это, кстати, объясняет, почему новичок, перейдя с дешевой модели с плохой гирой на модель с хорошей, сразу замечает существенное улучшение поведения модели. Вот только обычно он не лезет в дебри, а уверенно утверждает, что изделия фирмы «Б» фигня, а вот фирма «А» делает настоящие качественные вертолеты, «с отсутствием люфтов» и т.п., хотя люфты, конечно, тоже сказываются на поведении модели, но далеко не всегда разница в люфтах так заметна.
Теперь рассмотрим модель с FBL. Здесь имеются уже три гироскопа с удержанием, и вертолет в принципе утрачивает способность вращаться при возмущающих воздействиях! Для пилота по-прежнему остаются шесть степеней свободы, а для помех остаются только три! Причем остаются только линейные перемещения, которые значительно лучше читаются визуально и легче компенсируются, чем небольшие неожиданные вращения. Именно благодаря отсутствию неожиданных «паразитных» вращений FBL вертолет и становится более послушным и предсказуемым. И хотя сама FBL система не может научить пилота летать или спасти модель при заруливании, она благодаря повышению предсказуемости поведения модели существенно облегчает пилотирование.
Нужно ли это новичку? Если хочется научиться виртуозно удерживать предмет в проруби, который живет своей жизнью – то, конечно, нет, а если цель научиться управлять именно моделью – то FBL позволяет сконцентрироваться на управлении полетом, отсекая изрядную часть мешающих воздействий. Это и является главным назначением такой системы, за этот результат мы и платим деньги. А нужно это кому-то лично или нет – каждый решает сам!
Ну и мои комментарии по этому вопросу:
Я вот кэк бы о себе расскажу, что дает этот самый ФБЛ нормальный и нормально настроенный.
Летаю я не так давно. Меньше года. Весь год интенсивно занимался тем, что "нарабатывал пролеты", гонял вертолет туды/сюды, учась "наблюдать с дальней дистанции". При этом боялся отпустить 450-ку дальше чем на 40 метров от себя и тихо завидовал "старшим товарищам". Из всех элементов 3Д летал судорожно только флип и ролл и то, на пол-минуты перед этим зависнув в воздухе.
Потом поставил ФБЛ и... сразу вдруг обнаружил, что мне нестрашно и на 100 метров вертолет отпустить. Потому что я ЗНАЮ, что он останется в том же положении к горизонту, в каком я его оставил, т.е. мне основное - увидеть куда направлен хвост. Все точно так же, как пишет Денис:
А, еще... стал вдруг мешать лесок, находящийся в 250-ти метрах
ЗЫ Ах да, готовлюсь к участию в соревнованиях через месяц, в национальном Ф3Ц комплексе (это тот комплекс, который был 2 года назад мировым), но это так уже детали.
В последнее время некоторые начинающие пилоты начали меня частенько спрашивать - а не купить ли мне ФБЛ систему, и шо оно такое, и шо мне конкретно она даст. Приведу на мой взгляд лучшую статью о ФБЛ ну и свое резюме, а вы господа - думайте.
Статья Дениса Верхова:
Немного теории, или что нам дает FBL.
Денис Верхов (DorSeV ) 26.07.2010 в 15:06
Общеизвестно, что FBL вертолеты летают лучше, чем флайбарные. Они менее подвержены ветру, летают «как по рельсам», «как в симуляторе» и т.п. Но это видимые следствия, а мне захотелось разобраться, а в чем заключается именно физическая сущность таких перемен.
Сначала рассмотрим общие свойства пилотажного вертолета с точки зрения механики. Это неустойчивая система с шестью степенями свободы (для тех, кто в танке: линейные перемещения по трем осям и вращение вокруг этих же трех осей), причем при отсутстствии специальной электроники вертолет использует эти степени свободы как под действием управляющих воздействий с передатчика, так и под действием вредных возмущающий воздействий (ветер, турбулентность, люфты в механике, пятна на солнце и т.д.). Если первые исходят от пилота и являются «плановыми», то вторые действуют сами по себе, и, добавляясь к первым, непредсказуемо искажают поведение модели. Современный пилотажный вертолет не имеет каких-либо механических систем стабилизации (флайбар, если строго, является всего лишь «замедлителем» и никак не отрабатывает медленные вращения модели вокруг продольной и поперечной осей). Единственная система стабилизации на классическом вертолете – хвостовой гироскоп. И здесь сразу проявляются нюансы и типовые заблуждения. Если гироскоп без удержания или с удержанием, но дешевый и фигово работающий, он тоже не отрабатывает медленные вращения хвоста, а то и сам их добавляет, и вертолет под воздействием возмущающих воздействий использует все шесть своих степеней свободы, доставляя пилоту максимум неудобств. Когда же используется хорошая гира с удержанием – хвост полностью находится под контролем пилота и практически не подвержен возмущающим воздействиям. То есть получается, что для пилота вертолет сохраняет свои шесть степеней свободы, а для возмущающих воздействий остается только пять! Это, кстати, объясняет, почему новичок, перейдя с дешевой модели с плохой гирой на модель с хорошей, сразу замечает существенное улучшение поведения модели. Вот только обычно он не лезет в дебри, а уверенно утверждает, что изделия фирмы «Б» фигня, а вот фирма «А» делает настоящие качественные вертолеты, «с отсутствием люфтов» и т.п., хотя люфты, конечно, тоже сказываются на поведении модели, но далеко не всегда разница в люфтах так заметна.
Теперь рассмотрим модель с FBL. Здесь имеются уже три гироскопа с удержанием, и вертолет в принципе утрачивает способность вращаться при возмущающих воздействиях! Для пилота по-прежнему остаются шесть степеней свободы, а для помех остаются только три! Причем остаются только линейные перемещения, которые значительно лучше читаются визуально и легче компенсируются, чем небольшие неожиданные вращения. Именно благодаря отсутствию неожиданных «паразитных» вращений FBL вертолет и становится более послушным и предсказуемым. И хотя сама FBL система не может научить пилота летать или спасти модель при заруливании, она благодаря повышению предсказуемости поведения модели существенно облегчает пилотирование.
Нужно ли это новичку? Если хочется научиться виртуозно удерживать предмет в проруби, который живет своей жизнью – то, конечно, нет, а если цель научиться управлять именно моделью – то FBL позволяет сконцентрироваться на управлении полетом, отсекая изрядную часть мешающих воздействий. Это и является главным назначением такой системы, за этот результат мы и платим деньги. А нужно это кому-то лично или нет – каждый решает сам!
Ну и мои комментарии по этому вопросу:
Я вот кэк бы о себе расскажу, что дает этот самый ФБЛ нормальный и нормально настроенный.
Летаю я не так давно. Меньше года. Весь год интенсивно занимался тем, что "нарабатывал пролеты", гонял вертолет туды/сюды, учась "наблюдать с дальней дистанции". При этом боялся отпустить 450-ку дальше чем на 40 метров от себя и тихо завидовал "старшим товарищам". Из всех элементов 3Д летал судорожно только флип и ролл и то, на пол-минуты перед этим зависнув в воздухе.
Потом поставил ФБЛ и... сразу вдруг обнаружил, что мне нестрашно и на 100 метров вертолет отпустить. Потому что я ЗНАЮ, что он останется в том же положении к горизонту, в каком я его оставил, т.е. мне основное - увидеть куда направлен хвост. Все точно так же, как пишет Денис:
произошло именно это. Перестал издалека удерживать вертолет, и сосредоточился на том, что можно на нем сделать. В результате за 2 недели весны - мертвая петля в пол-неба, двойная петля, бочка, реверсивная бочка, имельман, горка с разворотом на 560 градусов, отстрел с обратной бочкой. И это все - без какого либо напряга, и В ПОЛНОЙ УВЕРЕННОСТИ, что вертолет от меня никуда не денется.Для пилота по-прежнему остаются шесть степеней свободы, а для помех остаются только три! Причем остаются только линейные перемещения, которые значительно лучше читаются визуально и легче компенсируются, чем небольшие неожиданные вращения. Именно благодаря отсутствию неожиданных «паразитных» вращений FBL вертолет и становится более послушным и предсказуемым. И хотя сама FBL система не может научить пилота летать или спасти модель при заруливании, она благодаря повышению предсказуемости поведения модели существенно облегчает пилотирование.
Нужно ли это новичку? Если хочется научиться виртуозно удерживать предмет в проруби, который живет своей жизнью – то, конечно, нет, а если цель научиться управлять именно моделью – то FBL позволяет сконцентрироваться на управлении полетом, отсекая изрядную часть мешающих воздействий. Это и является главным назначением такой системы, за этот результат мы и платим деньги.
А, еще... стал вдруг мешать лесок, находящийся в 250-ти метрах
ЗЫ Ах да, готовлюсь к участию в соревнованиях через месяц, в национальном Ф3Ц комплексе (это тот комплекс, который был 2 года назад мировым), но это так уже детали.