не нужно навязывать России чувство вины

Наконец нашел! Статья по ссылке ТС называется "С Россией хотят поступить как с Германией", да? Давно уже собирался подкинуть материальчик на тему: кто и как каялся в Германии, да ссылку не сохранил! Пришлось перерывать Гугл с помощью ключевых слов.

Вот оно: Посилання видалено

Итак: о молодежи, революции, морали, и, разумеется, о том, кто и как каялся в Германии.

<...>
В.М. Это было время студенческих волнений, самый разгар “революции 68-ого года”. Как относились тогдашние гейдельбергские студенты к своим профессорам?

М.Ф. Дитер Хенрих был единственным преподавателем, не считая Гадамера, которого студенты никогда не ставили под сомнение. Когда они донимали его вопросами на злобу дня (и вообще норовили подменить тему лекции), Хенрих не поддавался. Но и не уклонялся от ответа. Он требовал от вопрошавших умения аргументировать. “Позиция”, о которой вы меня спрашиваете, говорил он, не терпит суеты. Нельзя с бухты-барахты “занять позицию”. Такие серьезные вещи как мораль и политика, требуют продумывания.

И его за это уважали. А Гейдельберг, надо сказать, в отношении радикальности бунта, был одним из самых “жестких”. Такими жесткими были только Франкфурт и Берлин.

В.М. Ты тоже был в числе бунтарей?

М.Ф. Активистом SDS (Немецкий студенческий союз — В.М.) я не был. Но события 68-ого года в моем интеллектуальном становлении были самым что ни на есть продуктивным временем.

В.М. В интеллектуальном? Вместо лекций демонстрации и вместо семинаров политические дебаты?

М.Ф. Ну, начнем с того, что сами по себе дебаты — вещь не такая уж плохая. Если их серьезно вести, к ним надо готовиться, то есть читать и думать. Но это a propos. Вообще же мы занимались не одними только политическими дискуссиями. Когда в Берлинском университете больше чем на полгода практически были отменены занятия, мы устроили самообучение. Сами готовились и сами проводили семинары. Полтора семестра кряду. Это была настоящая школа для меня. Школа автономной мысли. Равнодушной к внешним авторитетам, открытой для дискуссии.

В.М. 68-ой год был, как известно, годом размежевания детей с отцами. Насколько я знаю, в Германии — в отличие от Франции, это размежевание выразилось не в борьбе с “истэблишментом”, а сведении счетов с нацистским прошлым.

М.Ф. Безусловно. Главным импульсом молодежного движения в нашем случае был шок от того, что мы — прямые потомки людей, двадцать лет назад совершивших отвратительные злодеяния. Если посчитать количество тех, кто сегодня утверждает, что в годы Третьего рейха был противником режима, то получится, что в Вермахте просто некому было служить. Все были скрытыми или явными антифашистами. Никто не сотрудничал с гестапо, не служил в СС, не доносил на евреев. Но это ложь. Денацификация, прошедшая в 50-е, носила самый поверхностный характер. Наш бунт против не покаявшихся отцов был бунтом против лицемерия.

В.М. Мои студенческие годы пришлись на середину-вторую половину 70-х. “Бунтарское поколение 60-х” — разумеется, не наше, а “ихнее”, (т.е. ваше) было любимой темой рефератов у первокурсников на гуманитарных факультетах. В аудитории нас учили, что прогрессивное человечество борется с “капитализмом”, “империализмом”, “колониализмом” и пр., а в коридоре мы кривили рот в ухмылке и понимающе переглядывались. На экзаменах мы браво чеканили все, чего ожидали экзаменаторы, но в глубине души были убеждены, что эти термины — скорее идеологические клише, чем отражение реальности.

М.Ф. А для нас это была самая настоящая реальность. В Гейдельберге в мою бытность студентом часто устраивались акции против войны во Вьетнаме. В городе стояло немало американских солдат, в массе своей предельно брутализированных войной. Время от времени кто-то из них не выдерживал “неуважительного” отношения студентов и бросался на них с кулаками. Студенты отвечали тем же, возникали жестокие потасовки. Так вот. Единственное, чем занималась наша полиция — она защищала “amis” от студентов. Никогда не наоборот! Никогда! И что касается Volk, так называемого “простого народа”, то я много раз слышал и в пивных, и на улице, что этих студентов надо бы передушить в газовых камерах.

В.М. Это ведь была еще и “сексуальная революция”. Твоего ближайшего окружения она как-то коснулась или вы знали о ней из статей Маркузе и из телерепортажей?

М.Ф. Настоящие “ахтундзехцигер” (люди 68-ого года) были очень радикальны в вопросах морали. Они или полностью отрицали буржуазный брак и жили коммунами или, если влюблялись, образовывали устойчивые пары. И здесь речи не могло идти об адюльтере. Искренность и простота, абсолютно чуждая старшему поколению. У тех, вернее, у большинства, всегда наготове были клише, позволявшие им практиковать двойной стандарт: на словах брак и верность, а на деле — визит в бордель был для них вполне толерируемой вещью. Аборты были запрещены, но послать свою любовницу его сделать для добропорядочного бюргера было в порядке вещей. Таким бюргером был и мой отец. Когда он узнал, что моя подруга беременна, он сказал мне, что если мы не хотим избавляться от ребенка варварским способом, всегда можно найти хороший приют где-нибудь в Голландии. Дудки, сказал я. У нас будет ребенок. И мы оформили брак.

В.М. С тех пор прошло ровно тридцать лет. Если оценивать тогдашние события в целом, как бы ты их подытожил?

М.Ф. Конечно, в “революции 68-ого” было много чистой деструктивности и откровенной чепухи. Но общая ее направленность была в высшей степени позитивной. Она не прошла без пользы. Общество вышло из 68-ого года более здоровым, чем было до него.
<...>

P.S. Путин и Ко панически боятся любых общественных движений (потому что их контролировать невозможно) из-за возможного обращения к вопросам передела собственности. И поэтому воспитывают нигилистов. И поэтому россия (страна-террорист) будет вечно беременна революциями...:-)
И чем дольше сохранится нынешний порядок вещей, - тем страшнее будут грядущие потрясения.
Голосуйте за Путина, короче. :клас:
 
ivanov вы действительно полагаете что пассионарность в России при поддержке более половины граждан существующего курса может что-то решить ? Боюсь там если и будет революция то скорее обратного толка, националистического. Сравнивать СССР и гитлеровскую Германию ИМХО не только не корректно но и глупо по факту. Это были очень разные страны. И закончили они по разному. Пытаться проводить люстрацию пусть и идеологическую это в 90% случаев обидеть не в чём не повинных людей. И к слову в СССР не мало чем можно гордится. Тем болие правоприемнице России.
И к слову врядли я буду голосовать за Путина. По техническим причинам :).
 
Ну, вот не знаю, кто тут больший идиот: Крупнов, Путин, или тот, кто цитирует KM.ru.

Если я правильно понял Вашу столь интеллигентно выраженную реакцию, Вы понимаете рекомендацию Путина преподавателям не культивировать «чувства вины за ее прежние ошибки», как отказ от исторического чувства или быть может даже считаете все это свидетельством того, что исторического чувства в России вообще нет, как нет способного исторически чувствовать органа, вроде того, как в Вашей подписи одемократии.


Мамаду, да будет тебе известно, что историческое чувство, это чувство того, что что-то происходит раз и навсегда. Если массовому сознанию какой-то нации свойственно желание историю "переиграть" - это свидетельство того, что историческое чувство там и не ночевало. Аналогично с личностями: если человек единожды поступил как подлец, пусть не тешит себя мыслью о том, что после он это "загладит" - он УЖЕ состоялся как подлец.

Некоторые в христианстве идут и дальше. Страдание делают средством оправдания жизни, как будто жизнь нуждается в оправдании.

Если быть последовательным в таких взглядах, нравственное историческое чувство является первичным по отношению к исторической реальности, более того, оно только и может оправдать эту реальность. И тогда невозможно использовать исторический опыт, чтобы избежать прошлых ошибок в будущем. Действительно, как можно «переиграть историю», если реально ее нет. Все ошибки уже сделаны и они роковые. Остается только каяться.
Попробуйте такие взгляды выразить в политической платформе. Подозреваю, что будет очень смахивать на кликушество.

«Нет лучше спасителя, нежели тот, который был бы одновременно палачом, жертвой и утешителем – св. Троицей, чудесной грезой нечистой совести.» Сказано еще до написания Набоковым «Приглашение на казнь».
 
Дорогой Дионис, было бы хорошо, чтобы вы до конца отдавали себе отчет в том, что я не сижу у вас в голове.

Пассионарность - насколько я помню, это надуманный гумилевский термин, для обозначения прирожденной (на генетическом уровне?) склонности русских к революционным потрясениям. Я пытался говорить о другом. Чем больше моральных уродов вырастит Путин, тем вернее, рано или поздно, они сметут все, потому как для них любые правила игры - пустая формальность.
Это где я сравнивал СССР и гитлеровскую Германию?
Националистическую? Ну нэхай будэ грэчка! :-)
Русские националисты (ну, хотя бы те, что с АПН) сами себя загнали в тупик. Идею империи они разрекламировали (ну-ну), а потом оказалось, что без идеи демократии им тоже не обойтись. Нужна же им демократия для русских в русской империи? Нужна! Уже хотя бы потому, что ничего другого для взаимоотношений между избранными они придумать не могут, и не смогут. А вот болт на восемнадцать с левой резьбой - засрана уже безнадежно эта идея в России. Я теперь (не без злорадства) предвкушаю как они будут тужиться ее реанимировать.
Это очень долгая работа, и у них точно терпения не хватит. Так что если и будет националистическая - она все равно будет антирусской или антинародной. Потому что не удержатся они, чтобы не выместить народу его темность. С чем Россию (спасибо Путину) и поздравляю!
 
Если я правильно понял Вашу столь интеллигентно выраженную реакцию, Вы понимаете рекомендацию Путина преподавателям не культивировать «чувства вины за ее прежние ошибки», как отказ от исторического чувства или быть может даже считаете все это свидетельством того, что исторического чувства в России вообще нет, как нет способного исторически чувствовать органа, вроде того, как в Вашей подписи одемократии.

Некоторые в христианстве идут и дальше. Страдание делают средством оправдания жизни, как будто жизнь нуждается в оправдании.

Если быть последовательным в таких взглядах, нравственное историческое чувство является первичным по отношению к исторической реальности, более того, оно только и может оправдать эту реальность. И тогда невозможно использовать исторический опыт, чтобы избежать прошлых ошибок в будущем. Действительно, как можно «переиграть историю», если реально ее нет. Все ошибки уже сделаны и они роковые. Остается только каяться.
Попробуйте такие взгляды выразить в политической платформе. Подозреваю, что будет очень смахивать на кликушество.

«Нет лучше спасителя, нежели тот, который был бы одновременно палачом, жертвой и утешителем – св. Троицей, чудесной грезой нечистой совести.» Сказано еще до написания Набоковым «Приглашение на казнь».

Можете считать меня фанатиком - нравственное историческое чувство и есть реальность как таковая. И исторический опыт, действительно, использовать практически невозможно, или крайне затруднительно. И это, кстати, вполне современный феноменологический взгляд на историю. Разумеется, имхо.
 
Наконец нашел! Статья по ссылке ТС называется "С Россией хотят поступить как с Германией", да? Давно уже собирался подкинуть материальчик на тему: кто и как каялся в Германии, да ссылку не сохранил! Пришлось перерывать Гугл с помощью ключевых слов.
Не понял, что доказывает эта беседа представителей двух кастрированных философских школ. Впрочем, в России философия и не успела когда-либо состояться. А вот то, что немец перестал философствовать, причем похоже навсегда, так это действительно катастрофа для "немецкого духа". Взять в кавычки последнее нематериальное понятие меня побудили мотивы нигилизма, насаждаемые в нашем обществе лично Путиным.
 
И исторический опыт, действительно, использовать практически невозможно, или крайне затруднительно. И это, кстати, вполне современный феноменологический взгляд на историю. Разумеется, имхо.

А вот тут я пожалуй соглашусь. Собственно в этом меня почти убедил Карл Поппер своей книжкой "Открытое общество и его враги".
Меня кстати удивляет невнимание русской читающей публики к этой книге. На мой взгляд стоит почитать, особенно любителям политических тяжб по историческим мотивам.
 
Не понял, что доказывает эта беседа представителей двух кастрированных философских школ. Впрочем, в России философия и не успела когда-либо состояться. А вот то, что немец перестал философствовать, причем похоже навсегда, так это действительно катастрофа для "немецкого духа". Взять в кавычки последнее нематериальное понятие меня побудили мотивы нигилизма, насаждаемые в нашем обществе лично Путиным.

Ничего не доказывает. Иллюстрация и не более. Или доказывает вредность "управляемой демократии" - если хотите. Оценил Ваше чувство юмора. Пройдитесь по форумам, и навязчивый реваншистский мотив "мы русские, мы лучшие" его существенно поубавит. Вот кроме шуток: кто такой Путин, чтобы раздавать рекомендации профессионалам?
 
Уважаемый визави ivanov свами интересно спорить, во всяком случае вы ищете доказательную аргументацию. И не в коем случае вы в моей голове не сидите. Там уже давно всё занято другими личностями :) . А вше утверждение об уродах запоздало на 20 лет он эти уроды уже выросли и даже в некотором смысле пришли в политику. Они могут абсолютно не задумываясь об содержании шествия прийти на него и за деньги ходить под флагами ничего для них не значащими. Они очень твёрдо знают что их родина это их кошелёк. Описание можно продолжать. Я пологаю что в России делается попытка вырастить людей не безразличных к своей стране. Что вообще говоря очень позитивно для любой страны. Если вы идейный враг России тогда я понимаю почему декларируемая гордость за неё вас раздражает. А то что первое лицо государство занимается "встречами с трудящимися" так это помоему болие чем нормальная практика во всём мире.ИМХО.
 
Пассионарность - насколько я помню, это надуманный гумилевский термин, для обозначения прирожденной (на генетическом уровне?) склонности русских к революционным потрясениям.
Вспоминается Совок :):) "Не читал, но осуждаю" :іржач: Гумилева вы не читали, судя по всему :) Термин этот не надуманный, а весьма неплохо аргументированный на уровне гипотезы (в истории и естественных науках иначе "надуманным" можно назвать все что угодно). Пассионарная теория - это график развития любого общества (а не только России). Причем график этот ведется от древнего Рима и далее по всем народам... Т.е. в эту теорию вкладывается практически вся история развития всех народов. Пассионарность с генами не связана, т.к. Гумилев рассматривает чаще не этносы, а суперэтносы, т.е. наднациональные, с точки зрения генов, образования.

Я теперь (не без злорадства) предвкушаю как они будут тужиться ее реанимировать...
А нафиг? Там средняя зарплата в 2 раза выше чем у нас... пока местные русофобчики мелко льют бессильную злобу на форумах - россия (страна-террорист) развивается и видно это невооруженным глазом - если съездить туда. И тужиться и реанимировать им нах не надо. Они могут просто жить и наслаждаться жизнью.
 
Посилання видалено = Посилання видалено
Микелька, вы можете быть до конца честными и выкинуть такие же фотки Фравусов (ка там их организация... поползень? или как то так..) или амерских скаутов. Молодежь с флагами везде выглядит одинаково. Можете еще и футбольных английских фанатов выставить фоточку... так что ставить эти фотки рядом - чистой воды манипуляции методами пустейшей демагогии ;) Не тратьте время, уважайте собеседников ;)
 
Назад
Зверху Знизу