В далеком 1947 году канадские дети небольшого городка Ледисмит вдруг обнаружили, что владельцы кондитерской фабрики вероломно, без объявления войны повысили цены на их любимые конфеты аж на 60%! С 5 центов до 8. «Вот это подлость!» — сказали дети и в тот же день объявили забастовку кондитерской фабрике.
“We want a 5 cent chocolate bar” — заявили бастующие у забаррикадированного входа в магазин с конфетами и отказались возвращаться в школы, пока не будут выполнены все их требования. И призвали вместо конфет покупать мороженное, которое по-прежнему стоило 5 центов. На следующий день к ним присоединились школьники близлежащих городов и продажи жадных фабрикантов упали на 80%.
Но забастовочный комитет и не думал останавливаться и, чтобы развить успех, организовал марш в столице штата — Виктории, который закончился штурмом местного парламента. Больше 200 детей в течение дня блокировали здание легислатуры.
Марши прошли по всей стране и привлекли к забастовке/бойкоту тысячи детей.
Нужно отметить, что большинство школьников были детьми шахтеров и хорошо разбирались в тактиках профсоюзной борьбы, отсюда и успех. Но то, что произошло дальше можно включать в учебники по анти-рабочему заговору.
Оправившись от первого удара, фабриканты перешли в контр-наступление. А что в первую очередь делают капиталисты в таких случаях? Правильно, с помощью карманных газетчиков включают анти-профсоюзную пропаганду. Газета Toronto Evening Telegram обвинила бастующих детей в том, что они работают на коммунистов и мировую революцию:
“Chocolate bars and a world revolution may seem poles apart, but to the devious, Communist mind, there is a close relationship. They don’t realize it, but the indignant students parading with their placards demanding a 5 cent candy bar have become another instrument in the Communist grand strategy of the creation of chaos.”
Так и написали: требуешь честной цены на конфеты — сеешь хаос во имя коммунизма!
Торонтская газета Financial Post вышла с заголовком на первой полосе “Communists run candy bar strike, recruit young children for parade." Во всех газетах и радио станциях Канады представители кондитерских фабрик вещали, что цена на конфеты для детей неизбежно должна быть повышена. Главным образом потому, что выросла цена на какао ( но цены на какао в то время наоборот упали).
Разумеется, школьники не могли долго противостоять этой запущенной машине пропаганды и лжи. Они проиграли.
Эта забастовка вошла в историю как “Chocolate candy bar strike” или “5 cent chocolate war”.