Нет возможности в одной книге рассказать обо всех отдельных массовых убийствах поляков и украинцев, совершенных ОУН-УПА, поэтому ограничусь лишь некоторыми.
Очень близкий мне человек М. С. рассказал: «24 марта 1944 года в морозную ночь бандеровцы напали на наши хаты, подпалили все строения. Жили мы в селе Поляновице Зборовского уезда Тернопольской области. Отец мой, поляк, женился на украинке. С украинцами из соседних сел мы жили в мире. Мы слышали об убийствах на Волыни, но сначала не думали, что и нас могут убивать. Где-то в феврале 1944 года бандеровцы поставили перед нашим селом требование о выкупе. Крестьяне деньги собрали и отдали бандеровцам. Но это не помогло. Ночью все мужчины, то есть отец, младший брат и я, как и в другие ночи, спали в убежище под хозяйственными постройками. Мать (украинка) с двумя моими сестрами и сестрой отца, которая вышла замуж за украинца из-под Харькова, ночевали в хате. Сразу же после полуночи мы почувствовали запах дыма и догадались, что УПА подожгла дома. Я выскочил из погреба, подняв ляду. По мне, убегающему, стреляли, но не попали. Отец тоже пытался выбраться из погреба, но не смог — сгорел. От дыма задохнулся мой младший брат. Мать, убегающую из горящего дома, ранили, но она спаслась. Убежала также семилетняя сестра, хотя и получила ранение в колено. Убежала также сестра отца, которую ранили выстрелом в руку, вследствие чего руку пришлось ампутировать. Вторая 13-летняя сестра, убегая, попалась на глаза бандеровцу, который проколол ей грудь штыком, и она погибла на месте. Этой же ночью бандеровцы сожгли и убили наших соседей — Белоскурского, Барановского и других из нашего небольшого села»...
Т. Г. из Глухолазов (Польша) пишет: «Мы жили в селе Чайков, уезд Сарны. В июне или июле 1943 года приехали перед обедом бандеровцы на конях. Окружали дома, поджигали их, а тех, кто убегал, убивали топорами, штыками... УПА не боролась с немцами».
3.Х. из Польши, город Валч: «В селе Николаевка на Волыни нападение бандеровцев произошло 24.04.1943 года на рассвете. Они вошли в нашу хату и начали пытать, коля штыками. Принесли солому и подожгли. Меня также пробили штыком, и я потерял сознание, упав на тетку. Когда пламя добралось до меня, я пришел в себя и выскочил в окно. Бандеровцев уже не было. Вследствие нападения погибли 14 человек, среди них была беременная женщина»...
Г. К. из США: «14 июля 1943 года в Колодне бандеровцы замучили 300 человек. Согнав их, приказали лечь, мол, будут делать обыск. В лежачих начали стрелять. К убийству призывал поп, который говорил: «Будем святить ножи, чтобы кукель из пшеницы вырезать».
Я. Д. из Канады: «На наше село Лозов Тернопольской области, что над речкой Гнездечной, бандеровцы напали в ночь на 28 декабря 1944 года. Замучили около 800 человек. Первая группа бандеровцев после сигнала ракеты била окна и выламывала двери, вторая группа убивала, а третья грабила, после чего поджигали дома...».
В. М. из Канады: «Село Грабина, Владимир-Волынская область. 29 августа 1943 года в воскресенье пришла весть, что бандеровцы убивают: Отец приказал мне спрятаться. Когда вошли в наш двор, там была моя мать, которую сразу же застрелили из пистолета. Отец это увидел и, выйдя, сказал: «Что вам нужно, ведь я вам ничего плохого не сделал?». Бандеровец в ответ ударил его топором в голову. Отец упал, тогда бандит в него еще и выстрелил. Сестру убили на третий день».
Под зиму 1942 года был в Млинове погром евреев. Оккупанты и украинская полиция угрожали смертью тем, кто прятал евреев, устраивали на них по лесам и селам охоту. В усадьбе Владимира Вострого из Франкова поймали 14-летнего еврейского мальчика, гнали аж до Каролинки и застрелили. В лесу недалеко от Франкова застрелили 14 евреев, которые скрывались в бункере... В лесу застрелили четырех мальчиков в возрасте 12-14 лет. Начальник млиновских полицаев Дмитрий Новосад стал бунчужным — прапорщиком. Он похвалялся: «Всю интеллигенцию в Млинове я уничтожил. Собственноручно застрелил 869 евреев. Я дал себе слово, что застрелю тысячу»...
И так далее, и так далее... Повторяю: нет возможности опубликовать все факты.
На фоне всего этого поражает многолетняя кампания, которую проводила украинская диаспора на Западе, направленная на защиту Ивана Демьянюка (садиста-надзирателя в одном из гитлеровских концлагерей, процесс над которым проходил в Израиле — ред.). На эту акцию было истрачено много миллионов долларов. Так как якобы этот процесс направлен против всех украинцев, то почему украинская националистическая диаспора, располагающая такими политическими и финансовыми возможностями... не привлечет к судебной ответственности Александра Кормана (автора книги о преступлениях бандеровцев, изданной в Лондоне — ред.) за его, как она полагает, фальшивые утверждения о злодеяниях украинских националистов, почему не привлечет священника Вацлава Шетельницкого, епископа Винцента Урбана за их утверждения, что ОУН-УПА зверски замучила десятки тысяч мирных польских жителей. Теперь существуют все возможности такого привлечения к ответственности перед судом в Польше, в которой много адвокатов-украинцев. Заодно можно и издательства привлечь к ответственности, добиваться решения суда о прекращении распространения книжек... Но ничего не делают украинские националисты в этом направлении. А авторы книжек, думаю, были бы рады предстать перед судом, привести доказательства правды того, что написали. И суд, установив факты убийства поляков, признал бы одновременно вину ОУН-УПА. Этого и боятся украинские националисты. А названные авторы никак не обесславливали украинский народ, не пятнали его честь. Все они говорят: убивали, истязали украинские националисты, ОУН-УПА, «Нахтигаль» (батальон, сформированный гитлеровцами из националистов под командованием Романа Шухевича — ред.), дивизия СС «Галичина» и другие.
Вот почему они молчат. В народе говорят: «Знает кошка, чье сало съела». Националисты не сделают ничего для того, чтобы дело дошло до судебного процесса...
Лондонское польское издательство публикует обработанные Енджеем Гертрихом воспоминания свидетелей бандеровских убийств. На сорок одной странице мелким шрифтом подано около ста свидетельств, читая которые невозможно не плакать. Автор публикует также письма украинцев. В одном из них написано: «Хочу объяснить, что 10.10.1944 года бандеровцы уничтожили 55 православных, за исключением нескольких римо-католиков. Убивали тех, кто выходил на работу в колхозах, так как бандеровцы хотели голодом выморить большевиков. Беда в том, что дети сельских богачей были в лесу, как бандеровцы, а сельская беднота работала в колхозах. Это была борьба бандеровцев за потерянные в пользу колхоза земли, а не за Украину».
Будет оправданным, если я приведу также хотя бы некоторые свидетельства, которые происходят с другой стороны. Мне попал в руки бандеровский журнал «До зброї» № 6 за август-сентябрь 1950 года. В нем много интересного в рубрике «Из боевых действий УПА и вооруженного подполья под московско-большевистской оккупацией». Вот некоторые факты: в селе Дорогив, Галичского района, уничтожили первого секретаря райкома партии, в селе Борщи — сельраду, под командованием сотника С. уничтожили в селе Крылос четырех милиционеров, в селе Угринов уничтожили трех милиционеров, в селе Дороговище ликвидировали председателя сельсовета, пытавшегося организовать колхоз; 02.04.48 года сожгли мост узкоколейки между селами Спас — Луги; в лесу возле города Болехов застрелили двух партийцев, уничтожили помещение клуба, подожгли колхоз... уничтожили телефонную линию... застрелили организатора колхоза... ликвидировали механика Долинской автобазы... уничтожили кинопередвижку... убили заведующего торфозаводом... наказали смертью через повешение секретаря первичной комсомольской организации...».
И так далее, и так далее — на восьми страницах журнала. Из приведенных фактов видно, чем занималась УПА после войны. И это продолжалось до 1950 года. А теперь шумят, что во всем виноваты большевики.
Деятельность националистов была преступлением против мирного населения Западной Украины.
Я хочу также обратиться к произведениям известных сегодня украинских писателей, многие из которых изменили свои взгляды на прямо противоположные. Вот нашел я стихотворение Дмитра Павлычко из его сборника «Бистрина», Киев, 1959 г., стр. 138, в котором есть такие строки: «Будеш, Україно, Довго пам'ятати... Виколені очі, Очі-зоряниці. Будеш пам'ятати Дерманські криниці!».
Что же это за «Дерманські криниці»? Пишет об этом Юрий Мельничук в книге «Вирване серце», Киев, 1966 г., стр. 147-157:
«Бандеровская банда «Держача» в районе Острога зверски расправилась с семьей Ивана Раевского. Ему самому связали руки, на шею надели петлю из телефонного кабеля, ударили прикладом по голове, повесили, а для верности решили ножом пронзить сердце...
Бандеровцы в декабре 1943 года в селе Даниловцы Острожского района расстреляли семью Гончаровых, трупы выбросили в колодец... В селе Бокиймы в одну из сентябрьских ночей 1944 года замучили и кинули в колодец 12 местных жителей. В селе Рокитное бандеровцы повесили Татьяну Корж, а мужа и детей задушили... Чтобы замести следы своего преступления, они бросили трупы в реку Горынь... В селе Малая Мидска убили старую мать и сына, в семье Алексея Романцева замучили жену и четырех детей. Отрубили им руки и ноги, распороли животы».
Таких описаний — с названиями сел, с фамилиями, датами совершенных преступлений — в украинской литературе очень много...