Скажу сразу: я не претендую на объективность и выражаю исключительно свою точку зрения.
ММ Книга про неспособность "творческой интеллигенции" жить в реальном мире. Подумаешь, какой-то критик не оценил. Все бывает. И разгромные заметки тоже. Ищи, борись, находи пути. Ты же - Мастер. Но нету его. Пока что видим Нытика. Кстати, что интересно, книгу Мастера так и не издали. И тут нате вам - чертик из табакерки. Так эти олухи готовы идти на договор с Дьяволом, лишь бы не заниматься РЕАЛЬНОЙ жизнью. Воистину ЫнтЫлЫгЭнты.
Далее камрад Булгаков отыгрался на критиках. Одна сцена погрома (в книге) стоит многого. С чувством написана. Видать самому от критиков доставалось. Многих коллег изображает, как бездарей, которые, выучив десяток фраз "про темное прошлое и светлое будущее" считаются ультраррреволюционными поэтами и писателями. Невольно вспоминается Остап Бендер, и его "Торжественный комплект незаменимое пособие для сочинителей юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей" ("Золотой теленок"). ИМХО вот о чем Булгаков написал книгу, а вовсе не про дьявола и чертовщину. Думаю, подобной макулатуры в его времена было не меньше чем сейчас.
Так вот нету этой остро социальной темы в фильме, а есть жалкие попытки перенести текст книги на экран, причем дословно. Такого НИКОГДА и НИКОМУ не удавалось. На мой, зрительский, взгляд надо попытаться ухватить суть, отснять её. А затем облеплять её деталями из книжки. Придавать постановке законченную форму.
Если хотите аналогий, то это сродни скульптуре. Можно поставить несущий скелетный каркас, а затем на него навесить внешнюю оболочку (так сделана статуя Свободы в США), а можно несущей сделать именно внешнюю оболочку (как статуя Колосса Родосского). Так вот архитекторы говорят, что первый вариант гораздо надежнее. Кстати и дома строят именно по такой конструкции.
Вот так (или примерно так) можно было бы сделать эту работу.
Ну и по поводу сюжетной линии "про НКВД" хочется пару слов сказать. Во-первых, она напрочь отсутствует в книге. Во-вторых, интересно, это спорт такой среди современных режиссеров: кто страшнее изобразит "кровавое тоталитарное прошлое"? Налицо туева хуча художественных недостатков фильма, зачем их усугублять отсебятиной. Книга-то не про пресловутых "упырей в погонах" и про их исключительно невиновных и ангелоподобных жертв. Книга эта - про людей, про искоренение мещанской породы.
Лучше бы "режиссер" сделал бы основной упор на качестве воспроизведения, на подборе актеров, на музыке, да мало ли еще на чем. Было бы полезнее.
Таково мнение зрителя. Человека, для которого снимается фильм.