Все ливийцам было разрешено принимать прямое участие в местных собраниях комитетов и, время от времени, полковник Каддафи подвергался критике. В самом деле, было много случаев, когда его предложения были отклонены путем всенародного голосования, а противоположные были одобрены и выдвинуты для разработки законодательства.
Например, во многих случаях г-н Каддафи предлагал отмену смертной казни, и он настаивал на домашнем обучении, по сравнению с традиционными школами. Тем не менее, народные съезды хотели сохранить смертную казнь и классические школы, и, в конечном счете, воля народных съездов брала верх. Кроме того, в 2009 году, полковник Каддафи выдвинул предложение, по существу, отменить центральное правительство в целом и дать всем долю поступлений от продажи нефти непосредственно в каждую семью. Народные съезды отказались и от этой идеи.
Следующий шаг от народных съездов - исполнительный революционный совет. Эти революционные Советы были избраны народными съездами и отвечали за осуществление политики, выдвинутой народом. Революционные Советы были подотчетны только рядовым гражданам и могли быть изменены или отозваны в любое время. Следовательно, решения, принятые народными съездами и осуществлявшиеся Исполнительным революционным советом, отражают суверенную волю всего народа, а не только того или иного класса, фракции, племени или отдельного лица.
Ливийская система прямой демократии использовала 'возвышение' слова, иные чем «выборы», и избегала «политических кампаний», что является характерной чертой традиционных политических партий и выгодно только буржуазии -богатым и хорошо обеспеченным.
В отличие от Запада, ливийцы не голосовали раз в четыре года за президента и местных парламентариев, которые будут затем принимать все решения за них. Обыкновенные ливийцы принимали решения о внешней, внутренней и экономической политике сами для себя.
Некоторые западные комментаторы справедливо отметили, что уникальная система Джамахирии имела определенные недостатки, в частности, по отношению к посещаемости, инициативе, чтобы говорить о достаточном контроле. Тем не менее, ясно, что Ливийская концепция суверенитета и демократии стала особенны и прогрессивным способом управления.
Демократия основана не только на выборах и политических партиях. Истинная демократия является также и осуществлением прав человека. Во время бомбардировок НАТО в Ливии, западные СМИ «удобно забыли» упомянуть, что Организация Объединенных Наций буквально накануне нападения подготовила досье о длительном мониторинге по правам человека, в котором хвалит г-на Каддафи за достижения в гуманитарной сфере и правах человека. В докладе ООН оценила Ливию за улучшение «правовой защиты» граждан, за установление права человека в качестве приоритета, за улучшение прав женщин, за возможности получения образования и доступ к жилью. В эпоху г-на Каддафи достойное жилье считалось одним из основных прав человека. Следовательно, практически не было бездомных или ливийцев, живущих под мостами. Сколько ливийских домов и мостов НАТО удалось уничтожить?
Одной из областей, где Совет ООН по правам человека обильно хвалил г-на Каддафи - это права женщин. В отличие от многих других стран в арабском мире, женщины в Ливии имели право на образование, занимать должности, разводиться, владеть собственностью и иметь доходы. Когда полковник Каддафи захватил власть в 1969 году, несколько женщин поступили в университет. Сегодня более половины Ливийских студентов университетов составляют женщины. Одним из первых законов, проведенных г-ном Каддафи в 1970 году, был закон о равной оплате за равный труд, и только через несколько лет после Ливии аналогичный закон был принят в США. На самом деле, ливийские работающие матери пользовались целым рядом преимуществ, включая денежные выплаты на детей, бесплатные детские сады, бесплатные медицинские центры и выход на пенсию в 55 лет.
Демократия означает не просто «проведение выборов», не просто возможность выбрать, какие именно из представителей «элиты» должны господствовать над массами. Истинная демократия заключается в демократизации экономики и предоставлении экономической власти большинству населения.
Дело в том, что Запад показал, как неограниченный «свободный рынок» и по-настоящему свободные выборы просто не могут сосуществовать. Организованная олигархия всегда побеждает неорганизованную демократию. Как могут сосуществовать капитализм и демократия, если концентрация богатства и власти в руках у немногих, а другие стремятся распространить власть и богатство среди многих? Г-н Каддафи в Джамахирии, однако, стремился распространить экономическую мощь среди многих угнетенных, а не только среди «избранных».
До полковника Каддафи, король Идрис допустил «Standard Oil», по существу, писать законы для Ливии и её нефти. Г-н Каддафи положил конец всему этому. Деньги нефтяных доходов заносились непосредственно на банковский счет каждого ливийского гражданина. Интересно, будут ли «Exxon» «Mobil» и «British Petroleum» продолжать эту практику в «новой» «демократической» Ливии?
Демократия означает не просто выборы и политические партии. Истинная демократия проявляется также и в равных возможностях в области образования, и в праве на жизнь путем обеспечения доступа к медицинской помощи. Таким образом, не так уж нелепо предположение, что Америка бомбила Ливию за распространение демократии, но все чаще образование в Америке становится привилегией, а не правом, и, в конечном итоге, долговой кабалой. Если яркий и талантливый ребенок в самой богатой нации на Земле не может позволить себе пойти в лучшие школы, общество не смогло дать права этому ребенку. В самом деле, для молодых людей во всем мире образование является залогом свободы. Любая нация, которое заставляет платить за документ об образовании, на самом деле предоставляет образование бесплатно только для богатых, но не для бедных.
При г-не Каддафи, образование было одним из прав человека, и оно было бесплатно для всех ливийцев. Если ливиец не смог найти работу после окончания учебного заведения, государство будет платить этому человеку среднюю зарплату по его профессии.
Для миллионов американцев забота о здоровье также становится все более дорогостоящей привилегией, а не правом. Недавнее исследование Гарвардской медицинской школы показывает, что из-за отсутствия медицинской страховки происходят 44789 случаев смерти в год в Америке. При г-не Каддафи здравоохранение было одним из прав человека, и оно было бесплатным для всех ливийцев. Таким образом, что касается здравоохранения, образования и экономической справедливости, Америка в её положении должна была «экспортировать демократию» в Ливию или Америка должна была взять учебник из Ливии и сама учиться?
Муаммар Каддафи унаследовал одну из самых бедных стран в Африке. Однако, к тому времени, когда он «был убит», Ливия, несомненно стала самой процветающей нацией в Африке. В Ливии был самый высокий ВВП на душу населения и ожидаемая продолжительности жизни в Африке, и меньше всего людей жили за чертой бедности, чем в Нидерландах. Ливийцы не только наслаждались бесплатной медицинской помощью и бесплатным образованием, они также пользовались бесплатным электричеством и беспроцентными кредитами. Цена на бензин составляла около $ 0,14 за литр и 40 буханок хлеба стоили всего $ 0,15. Поэтому ООН назначила Ливию на 53-е место в мире по развитию человека.
Фундаментальное различие между западной «демократической системой» и прямой демократией Джамахирии в том, что в Ливии гражданам была предоставлена возможность внести непосредственный вклад в процесс принятия решений, а не только через избранных представителей. Таким образом, всем ливийцам было позволено высказать свое мнение непосредственно - не в одном лишь парламенте для несколько сотен элитных политиков - но в сотнях комитетов приняли участие десятки тысяч рядовых граждан. Далекая от военной диктатуры, Ливии при Каддафи была в Африке более процветающей, чем у нас (в Америке –пер.) демократией.