Что касается деятельности подпольного крыла ОУН, у нас есть очень интересный документ. Это донесение наркома госбезопасности УССР Сергея Савченко от 24 мая 1943 года. «Ряд источников, — говорится в нем, — и захваченных нами документов свидетельствуют о том, что, несмотря на массовые репрессии немцев среди ОУНовцев, в частности, среди приверженцев Бандеры, последние не только не свернули своей работы, а наоборот, перейдя в подполье, значительно усилили её. Установлено, что ОУН распространила свою деятельность на всю оккупированную территорию Украины. Во все области УССР ОУН направляет своих эмиссаров, создает подпольные организации, центры и легионы, закладывает склады оружия, боеприпасов и типографии, готовит кадры для вооруженной борьбы. О деятельности ОУН в восточных областях Украины известно, что в ряде областей ОУНовцы создали свои подпольные организации, управляемые националистами-нелегалами, которые прибыли из западных областей Украины».
«Свобода без Советов и без немцев!» — это был новый лозунг, утвержденный III Конференцией ОУН в феврале 1943 года. В глазах ОУНовцев противостояние Советской россии и Германии было борьбой двух империалистических держав за сферы влияния, а Украина — камнем преткновения этой борьбы. Из-за своего географического положения и природных ресурсов она является основным плацдармом, с которого можно вести войну за Западную и Восточную Европу. Поэтому битва за Украину будет особенно жестока. В этих условиях надо ждать, когда две сверхдержавы полностью измотают себя и на Украине образуется вакуум власти. Тогда надо начинать национальную революцию. А пока — бей и тех, и этих!
Вот в таких условиях в феврале 1943 года наконец была сформирована Украинская Повстанческая армия (УПА) — мечта и надежда Степана Бандеры. Солдат УПА сразу окрестили «бандеровцами» — все помнили заслуги сидящего в концлагере лидера Независимой Украины. Костяк армии составляли батальоны «Легиона украинских националистов». Пополнялась УПА за счет сбежавших полицаев и пленных РККА, задействованных во вспомогательных частях Вермахта. И таких было немало. В конце 1943 года УПА насчитывала 10 тысяч бойцов, а в начале лета 1944 — уже 30 тысяч.
Первой операцией УПА было нападение в феврале на немецкий гарнизон в городке Володимирец и освобождение заключенных. Позже было проведено ещё несколько подобных рейдов. В течение весны 1943 года бандеровцы устраивали диверсии на дорогах, ликвидировали лигеншафты (имения с немецкой администрацией и работниками-украинцами), отбивали «остарбайтеров», которых собирались вывезти в Германию. К концу апреля 1943 года УПА контролировала почти всю сельскую местность Волыни и Подолья (Кременец — Ковель — Костополь — Ровно). 2 мая бандеровцами был убит генерал Виктор Лютце (Viktor Lutze, 1890–1943) — командующий немецких штурмовых отделов СА.
В мае немцы начали масштабные наступательные операции против УПА. Против повстанцев была брошена мотопехота, артиллерия и танки. Однако активность УПА только возросла: 295 атак на немецкие опорные пункты в июле 1943-го, 391 — в августе. На Волыни УПА была разбита карательная бригада Вермахта: потери немцев — 3 000 убитыми, потери повстанцев — 1200 убитых. В Галиции дела шли хуже: осенью 1943 там было казнено 1500 членов ОУН и УПА. За голову лидера ОУН Миколы Лебедя (1910–1998) гестапо назначило награду в полмиллиона немецких марок.