проблема у нас со звуком Р. ребенку, мальчику, 5 лет и 4 месяца.
понятно, что для выработки этого звука (если сам никак не появляется), надо делать спец.упражнения. только вот никак не могу сына заставить. ясное дело, что в игровой форме и все дела.. просто действительно от всех этих упражнений устают мышцы, даже у меня (я же с ним вместе всё делаю). так что больше 2-3 пражнений уже не выдерживает... а через несколько дней мучений уже вообще не заставить.
в поликлинику к логопеду ходили, она показала нам те же упражения, что я в книжке вычитала.
в общем, не знаю, как ребенка мотивировать.
хуже всего, что еще бабушки поют ему, мол, давай скорее букву р говори, а то все дети уже умеют (!!!)
Добрый день!
Если Вы заинтересованы сами заниматься с ребенком в постановке звука "Р", предлагаю обратить Ваше внимание на то, что в процессе произношения этого звука язык должен принимать положение в верхней части ротовой полости, то есть необходимо тренировать мышцы языка на подъем . Это упражнения: " Лошадка" , "Грибочек", "Гармошка", "Горка", "Индюк", "Вкусное варенье", "Чьи зубы чище?", "Маляр", "Барабанщики".
«Лошадка». Пощелкать передней и средней частью спинки языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.
«Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.
"Горка" спрятать кончик языка за верхними зубами. Зафиксировать язык в таком положение на счет до 10. Повторить 3-5 раз.
Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Р».
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Чьи зубы чище?
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Маляр
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Барабанщики.
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
По мимо тренировки мышц на подъем языка необходимо выработать правильную воздушную струю, направленную на кончик языка, которая создает необходимую вибрацию в процессе произношения звука "Р". Для тренировки и работки правильного дыхания существует так же ряд специальных упражнений: " Загнать мяч в ворота", "Фокус"
Кто дальше загонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
"Фокус".
Положить маленький кусочек ватки на кончик носа. Вытянуть язык и поднять его к верхней губе. Не подворачивать верхнюю губу. Вдох носом, на выдохе произносим звук "Ф" и дуем вверх. Упражнение считается выполненным, если ватка взлетает вверх.
Попробуйте все упражнения преподнести ребенку в игровой форме, помогите. Поддерживайте его,если у него не получается.
Когда у ребенка все упражнения будут выполняться с легкостью, а звука так и не будет, предлагаю обратиться к логопеду, чтобы помог поставить звук.
Ни в коем случае, не ругайте ребенка и не стыдите его, что он не может произнести звук "Р". Он бы с радостью, но это ни в его силах.