ivanov
I
Ни для кого не секрет, что у украинских реформаторов аллергия на словосочетание "промышленная политика". Почему так, если промышленная политика - это всего лишь содействие государства развитию промышленности?
Аргументы у них такие: на это нет денег; таким образом плодится коррупция; и вообще незачем пытаться навязывать рынку стратегические приоритеты и вкладывать деньги в проекты, которые могут и не выстрелить.
Об авторе: Dani Rodrik is Professor of International Political Economy at Harvard University’s John F. Kennedy School of Government. He is the author of The Globalization Paradox: Democracy and the Future of the World Economy and, most recently, Economics Rules: The Rights and Wrongs of the Dismal Science.
Короче, - мы просто не умеем.
Аргументы у них такие: на это нет денег; таким образом плодится коррупция; и вообще незачем пытаться навязывать рынку стратегические приоритеты и вкладывать деньги в проекты, которые могут и не выстрелить.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Об авторе: Dani Rodrik is Professor of International Political Economy at Harvard University’s John F. Kennedy School of Government. He is the author of The Globalization Paradox: Democracy and the Future of the World Economy and, most recently, Economics Rules: The Rights and Wrongs of the Dismal Science.
...
Экономисты обычно отстаивают принцип «китайской стены» в отношениях между властью и бизнесом. Государственные лица должны изолировать себя от частных компаний, чтобы не подвергнуться коррупции и не заниматься фаворитизмом. В США это очень ценимый принцип, но он чаще нарушается, чем соблюдается. Очевидным примером этого является бесспорное влияние на политику американского правительства финансовых магнатов в течение трёх последних десятилетий.
Однако тесное взаимодействие бизнеса и правительства лежит и в основе многих американских успехов. История экономического развития США – это история прагматичного партнёрства и сотрудничества между государством и частным сектором, а не формальных отношений по строгим правилам. Исторически мыслящие экономисты и политологи, например, Майкл Линд, Стивен Коэн, Брэд Делонг, напоминают нам, что США являются наследником гамильтоновской традиции, согласно которой федеральное правительство обеспечивает инвестиции, инфраструктуру, финансы и другую поддержку, необходимую частным предприятиям.
Американские технологические инновации являются в такой же мере результатом специальных государственных программ (кредитная поддержка, госзакупки), как и результатом изобретательности американских предпринимателей и инноваторов. Как отмечает профессор Гарвардской бизнес-школы Джош Лернер, некоторые самые динамичные технологические компании США, в том числе Apple и Intel, получали финансовую поддержку государства перед тем, как выйти на биржу. Производитель электромобилей Tesla был участником той же госпрограммы гарантирования кредитов, что и производитель солнечных батарей Solyndra, который лопнул в 2011 году с большим публичным скандалом.
Как показывает пример Solyndra, многие государственные инициативы оказываются неудачными. Но в конечном итоге вопрос в том, является ли позитивной социальная отдача по всему портфелю в целом, с учётом как успехов, так и провалов. Подобные широкие оценки проводятся редко. Но по данным одного такого анализа, американские программы по повышению энергоэффективности принесли чистый позитивный результат. Интересно, что этот результат был достигнут в основном благодаря трём сравнительно скромным проектам.
Социологи Фред Блок и Мэттью Келлер провели, наверное, наилучший анализ американского «государства, содействующего развитию». Это реальность, которую, по их словам, доминирующая идеология рыночного фундаментализма затуманивает. Блок и Келлер описывают, как «децентрализованная сеть финансируемых государством лабораторий» и «алфавитный суп» финансовых инициатив (например, SBIR – аббревиатура проекта «Инновационные исследования в малом бизнесе») работают с частными фирмами и помогают им заниматься коммерциализацией продуктов. Вместе с коллегами авторы задокументировали большую роль федеральных властей и правительств штатов в поддержке сетей сотрудничества, на которые опирается инновационная деятельность в секторе биотехнологий, зелёных технологий, нанотехнологий.
Подобная промышленная политика, основанная на тесном сотрудничестве и координации между государством и частным сектором, является, конечно, фирменным знаком управления экономикой в странах Дальнего Востока. Трудно представить себе превращение Китая в промышленную мастерскую мира (и сопутствующий этому успех его экспортно-ориентированной модели) без помогающей и направляющей руки китайского правительства. Ирония в том, что те же самые люди, которые прославляют китайские выгоды от глобализации, обычно тревожатся, что администрация США может начать копировать китайский подход и открыто заняться промышленной политикой.
В отличие от Китая, конечно, США являются как бы демократией. А промышленная политика в демократической стране требует прозрачности, подотчётности и институционализации. Отношения между правительством и частными фирмами должны быть тщательно откалиброваны. Государственным агентствам надо быть достаточно близкими к частным предприятиям, чтобы получать необходимую информацию о технологических и рыночных реалиях на местах. Например, каковы фундаментальные причины исчезновения рабочих мест в промышленности (скажем, автомобильной) и чем правительство может тут помочь, если это вообще возможно? Но они не могут быть так близки к частным фирмам, что оказываются у них в кармане или – другая крайность – начинают им просто приказывать.
...
Короче, - мы просто не умеем.
