Владимир Школьник
"Бизнес — всего лишь следствие устройства мира"
Владимир Школьник
Владимир Школьник родился в простой семье: мама — учительница, папа — инженер. Еще при Советском Союзе, когда занятие бизнесом не приветствовалось, ему удалось стать миллионером. Сегодня предприниматель владеет крупнейшими офисными центрами страны, торговой и торгово-развлекательной недвижимостью, логистической базой. В сферу его интересов входят также дистрибуция продуктов питания, сельскохозяйственный бизнес.
В институте валютой торговал. Тогда за это сажали надолго, но мне как-то повезло. По тем временам я смог таким образом заработать безумные деньги — несколько тысяч долларов. Тогда тысяча долларов воспринималась больше, чем сейчас миллион.
При Союзе вообще не было какого-либо структурированного легального бизнеса. Любой бизнес был по определению нелегальным. Даже если бы вы захотели кому-то отремонтировать ботинки, за это посадили бы в тюрьму. Но в перестройку вышел закон о трудовой деятельности, о кооперации. Когда еще никто этими законами не пользовался, но законодательно уже не было запрещено, я и начал заниматься бизнесом. Тогда конкуренция отсутствовала.
Позже я производил упаковку для цветов, наладил производство и дистрибуцию. Ниш было сколько угодно, можно было выбирать любую. Но нужно было хорошо понимать, что нужно было делать, оглядываясь назад. По тем временам это была очень большая сумма, много миллионов рублей. Мы деньги носили домой, складывали в шкаф. С ними нечего было тогда делать. Позже, в период с 1987 по 1989 годы, заработал, перестройка сделала несколько шагов назад, опять стали говорить, что миллионеры — это плохо. И хотя я всегда был абсолютно законопослушным человеком, платил все налоги, меня начали таскать по прокуратурам.
Первые деньги для начала серьёзного бизнеса заработал на Севере в Тюменской области начальником антикоррозионной защиты газопровода. В мои задачи входило обслуживание газовой трубы, которая идет через тайгу, лес, болото. Там неплохо платили. Когда же я прочитал закон о кооперации, сразу приехал в Киев.
Когда распался Союз - переехал в Израиль, работал на стройке, ранее заработаные деньги раздал. Теще отдал, родителям отдал. А бизнес разорвали на части. Милиция, прокуратура доказывали что миллионер — это плохо. Ничего не смогли доказать, я продавал все по безналичному расчету, исправно платил налоги. Все, что оставалось после налогов, в мешках держали…
Я вернулся в другую страну, без денег... Стал осматриваться, расспрашивать друзей и знакомых, — что делать? Некоторые из приятелей сильно разбогатели. Они отвечали: тяжело заработать только первый миллион. А дальше — быстро, купил корабль нефти, продал корабль нефти. Я не понимал, о чем они говорят. После возвращения из Израиля увидел момент очень дешевых квартир в Киеве, и я решил приобрести жилплощадь. Потом продал одну, купил другую. Стоимость квартир росла очень быстро, их рентабельность достигала сотни тысяч процентов в год. Сложно посчитать сколько я так заработал, но деньги тогда зарабатывались легко и хорошо.
У меня был израильский паспорт, мне было достаточно просто отправлять деньги из Москвы на свой счет. На мой счет приходили немецкие марки, итальянские лиры, а обратно уходили доллары. С оборота заработок составлял от 11 до 23%, за несколько часов. Так был создан стартовый капитал. Мы ведь вернулись с моим компаньоном из Израиля нищими, у нас было много рублей, которые к тому времени уже не стоили ничего. Ах да, были еще 15000 долларов, которые моя жена перед отъездом убедила купить. Я все никак не мог понять — как можно за доллар платить 10 рублей. А вот потом мы стали самыми крупными в стране экспортерами молочных продуктов — казеина, самым крупным импортером изделий из золота. Мы еще не понимали, что такое дистрибуция, мы просто привозили изделия и продавали. Потом занялись импортом и дистрибуцией продуктов питания, бытовой химии. Сегодня мы генеральные дистрибьюторы крупнейших мировых фирм. Для обслуживания этих фирм была создана логистическая компания. Небольшой бизнес в недвижимости вырос в инвестирование в недвижимость. Еще полгода назад я бы всего этого вам не сказал, но сейчас надеюсь, что новая власть будет прозрачной, можно будет платить налоги и спать спокойно.
Мы до сих пор являемся эксклюзивным дистрибутором жевательных резинок на Украину. Практически вся розница жевательных резинок прошла через нашу компанию. Кроме того, чай, кофе — это было очень прибыльно. Нужно было только организовать систему. Если ты ее организовал, то она уже работает. Она работает и по сей день.
Сейчас основной бизнес — это офисная недвижимость, но так получилось случайно. Для одной компании нужно было купить офис. Я вообще не понимал, какие цены на этом рынке, потом увидел, что они очень низкие. Стало понятно, что можно купить, сдать в аренду, и деньги вернутся за 2-3 года. Мы стали покупать большие офисы, переоборудовать. Этим бизнесом мы занимались примерно с 2000 года.
Сельскохозяйственный бизнес заключается в том, что наша группа компаний обрабатывает 65 тыс. га земли, расположенной в трех областях. Мы занимаемся дистрибуцией, импортом, владеем торговыми марками, производим средства защиты растений, гербициды-пестициды, также мы занимаемся дистрибуцией сельскохозяйственной техники, нам принадлежит журнал «Зерно».
Партнеров очень много, но среди стратегических могу назвать только «Фуршет». У нас очень большая совместная деятельность. Мы иногда покупаем недвижимость для «Фуршета», владеем небольшой частью их недвижимости.
Самое сложное в бизнесе - это вечное столкновение с властью. Это не конкуренция, это не рынок, это просто когда власть влазит в бизнес. Для меня это самое тяжелое. Любой предприниматель с этим постоянно сталкивается. Это может быть все что угодно, но это всегда очень грязно, нагло и противно.
Существует очень много определений коммерческого успеха. Вопрос — как считать. Если это прибыль на вложенные деньги, на единицу времени, это — один счет. Если абсолютная прибыль — это другой счет. Если счет находится в числителе, а в знаменателе — личное затраченное время, это — третий счет.
Да я не прочитал за всю жизнь ни одной книги по бизнесу. Несколько начинал — Фишера что-то. Совсем недавно просмотрел «Чем отличаются хорошие компании от великих компаний».
Буржуи учат. Мы начинали сотрудничество с мультинациональными корпорациями, они нас возили, показывали, как они работают. Меня поразила системность процессов. Оказывается, может быть минимальное личное участие при максимальном результате. Но я считаю, что это — вопрос личной лени. Я ленив, а хочется жить хорошо.
"Предприниматель в чистом виде - это человек, способный предпринимать действия в любой ситуации."
Владимир Школьник