Госрегистрация физического лица – предпринимателя
Процесс госрегистрации физических лиц - предпринимателей как четкая административная процедура наряду с выдачей лицензий и получением разрешений является главным этапом легализации хозяйственной деятельности.
Как стать предпринимателем?
Для того чтобы физическое лицо зарегистрировалось в качестве субъекта предпринимательской деятельности, ему необходимо обратиться к госрегистратору.
В последнее время исполнительными комитетами городских советов городов областного значения или в районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администрациях создаются так называемые "единые окна", где и проводится регистрация как юридических, так и физических лиц. С 1 июля 2004 года регистрация осуществляется в соответствии с нормами Закона № 755 по местонахождению юридического лица или по местожительству физического лица.
Для регистрации гражданин может обратиться к госрегистратору лично либо через уполномоченное им лицо, либо направить необходимые документы по почте. Вместе с тем Госпредпринимательства в письме от 12.11.2004 г. № 7900 сообщает, что гражданин имеет право отправить документы для проведения государственной регистрации его в качестве предпринимателя через любую курьерскую службу почтовых доставок (а не только через "Укрпочту"). Однако документы обязательно должны быть отправлены заказным письмом с описью вложенного.
При этом если гражданин подает документы лично, он предъявляет паспорт. Если документы подает уполномоченное лицо, оно предъявляет свой паспорт и доверенность, оформленную у нотариуса с указанием полномочий. В случае же направления документов по почте необходимо нотариально удостоверить подпись на регистрационной карточке.
Какие документы нужны для госрегистрации?
Согласно ст. 42 Закона № 755 госрегистратору для регистрации в качестве физического лица – п редпринимателя представляются следующие документы:
– заполненная регистрационная карточка на проведение государственной регистрации физического лица – предпринимателя, которая заполняется с помощью пишущей машинки или же печатными буквами от руки;
– копия справки о включении заявителя в Госреестр физических лиц – плательщиков налогов и других обязательных платежей (идентификационный номер);
– документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора за проведение госрегистрации физического лица – предпринимателя (это может быть копия квитанции, выданной банком, или копия платежного поручения с отметкой банка). Сумма регистрационного сбора для физических лиц – предпринимателей составляет два ннмдг (34 грн.).
Если зарегистрироваться предпринимателем хочет физическое лицо, достигшее шестнадцати лет, то дополнительно необходимо представить еще нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей) или попечителей или органа опеки и попечительства.
Если физическое лицо по своим религиозным или другим убеждениям отказалось от получения идентификационного номера, официально известило об этом соответствующие государственные органы и имеет отметку в паспорте, то копию справки о включении в Госреестр физических лиц – плательщиков налогов и других обязательных платежей (идентификационный номер) при регистрации оно не представляет. В этом случае документы для регистрации в качестве физического лица – предпринимателя должны быть представлены исключительно этим лицом.
Все документы, представляемые госрегистратору, заполняются только на государственном языке (на украинском).
Госрегистратор не имеет права требовать другие документы, не предусмотренные ст. 42 Закона № 755.
Полученные документы госрегистратор принимает по описи, копия которой затем выдается заявителю с отметкой о дате поступления документов или же высылается заказным письмом по почте (если документы пришли по почте). Дата поступления документов заносится в регистрационный журнал.
В каких случаях могут отказать в госрегистрации?
В случае несоответствия документов предъявляемым требованиям или же их представления не в полном объеме, госрегистратор имеет право отказать в регистрации. При этом согласно ст. 44 Закона № 755 основаниями для отказа также могут быть:
– несоответствие сведений, отраженных в регистрационной карточке, сведениям, указанным в поданных заявителем документах для регистрации;
– наличие ограничений по осуществлению предпринимательской деятельности, установленных законом для физического лица, которое хочет стать предпринимателем;
– наличие записи в Едином госреестре о том, что данное лицо уже является предпринимателем.
В случае отказа заявителю не позднее следующего рабочего дня с даты получения документов выдается соответствующее уведомление с указанием обстоятельств, послуживших причиной для отказа. После устранения данных причин возможно повторное обращение с просьбой о регистрации. Необоснованный отказ или нарушение госрегистратором срока выдачи свидетельства заявитель может обжаловать в суде.
Каковы сроки госрегистрации?
Если же причин для отказа нет, то госрегистратор на основании данных регистрационной карточки вносит запись о проведении регистрации в Единый госреестр, после чего заводит на предпринимателя отдельное регистрационное дело.
Дата внесения в Единый госреестр записи о проведении госрегистрации физического лица – предпринимателя и является датой его государственной регистрации.
Срок госрегистрации не может превышать двух рабочих дней с даты поступления документов для регистрации.
Свидетельство о госрегистрации должно быть оформлено госрегистратором и выдано (отправлено заказным письмом) заявителю не позднее следующего рабочего дня с даты госрегистрации физического лица – предпринимателя.
Порядок оформления бланка свидетельства о госрегистрации физического лица – предпринимателя утвержден приказом Госпредпринимательства от 06.04.2004 г. № 39. Согласно данному Порядку оформление всех выдаваемых свидетельств осуществляется с помощью автоматизированной системы Единого госреестра, сведения из которого заносятся в соответствующие поля свидетельства.
Как отмечается в приказе Госпредпринимательства от 02.04.2004 г. № 37, Свидетельства о госрегистрации физическим лицам – предпринимателям и юридическим лицам оформляются на бланках одинакового дизайна, но разной цветовой гаммы. Каждый бланк имеет несколько степеней защиты. Так, в частности, свидетельства для физических лиц – предпринимателей имеют две антисканерные сетки, в которых по центру выполнено контурное изображение территории Украины и слово "Україна". Одна из сеток выполнена с использованием технологии радужной печати, которая под действием ультрафиолетового света приобретает красный цвет. Каждый бланк имеет свой шестизначный номер, нанесенный краской черного цвета, проникающей на другую сторону бланка красным цветом, и серию.
В Свидетельстве о госрегистрации указываются: фамилия, имя и отчество предпринимателя, его идентификационный номер, адрес местожительства, дата и место регистрации, а также фамилия и инициалы госрегистратора. Свидетельство о госрегистрации подписывается госрегистратором и заверяется его печатью. У физического лица, которое в установленном порядке отказалось от идентификационного номера, вместо него в Едином госреестре и Свидетельстве о госрегистрации указываются серия и номер его паспорта.
Согласно ст. 43 Закона № 755 госрегистратор не позднее следующего рабочего дня с даты госрегистрации физического лица – предпринимателя обязан передать органам статистики, налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондам социального страхования уведомление о проведении госрегистрации и сведения из регистрационной карточки для взятия физического лица – предпринимателя на учет.
Взятие на учет в органах налоговой службы
После госрегистрации предприниматель подлежит обязательному взятию на учет в органах налоговой службы. В большинстве случаев процедура взятия на учет предпринимателей в качестве налогоплательщиков в органах ГНИ происходит без их участия "автоматически".
Как стать налогоплательщиком?
Согласно п. 5 Порядка № 80 взятие на учет предпринимателя осуществляется по месту его проживания соответствующим органом налоговой службы на основании сведений из регистрационной карточки на проведение госрегистрации не позднее следующего рабочего дня с даты получения сведений от госрегистратора или заявления предпринимателя.
Физические лица – предприниматели, которые в установленном порядке отказались от получения идентификационного номера по своим религиозным или иным убеждениям и имеют об этом соответствующую отметку в паспорте о праве осуществлять платежи без идентификационного номера, учитываются в органах ГНИ по серии и номеру паспорта.
Возможны случаи, когда органы ГНИ по каким-либо причинам не получили необходимой информации от госрегистратора о регистрации физического лица – предпринимателя. В этом случае, согласно пп. 5.3 п. 5 Порядка № 80, предприниматель будет взят на учет, если он подаст следующие документы:
– заявление по форме № 5-ОПП (приложение 5 к Порядку № 80);
– копию Свидетельства о госрегистрации. Одновременно с заявлением предприниматель подает оригинал такого свидетельства.
В этом случае представитель органа ГНИ должен установить, что данные о таком предпринимателе действительно включены в госреестр и его предпринимательская деятельность не приостановлена.
В какие сроки органы ГНИ берут на учет?
Датой взятия на учет в органах ГНИ является дата внесения данных о таком предпринимателе в Реестр физических лиц под номером, который соответствует порядковому номеру регистрации соответствующего уведомления госрегистратора или заявления предпринимателя в соответствующем журнале по форме № 7-ОПП.
После взятия на учет предпринимателя в качестве плательщика налогов орган налоговой службы оформляет справку о взятии на учет плательщика налогов по форме № 4-ОПП (приложение 4 к Порядку № 80).
Справка по форме № 4-ОПП выдается работником налоговой инспекции в "едином регистрационном офисе" одновременно с получением предпринимателем Свидетельства о госрегистрации. Если выдать справку предпринимателю таким образом нет возможности, то не позднее следующего рабочего дня после взятия его на учет справка передается налоговой инспекцией госрегистратору для выдачи ее одновременно с выдачей Свидетельства о госрегистрации. Справка направляется плательщику налогов на следующий рабочий день после взятия его на учет в том случае, если не возможны первые два способа передачи документа. Второй экземпляр или копия этой справки хранится в регистрационной части учетного дела плательщика с отметкой "Копия для учетного дела" ("Копiя до облiкової справи").
О выдаче справки по ф. № 4-ОПП делается соответствующая запись в журнале регистрации справок о взятии на учет плательщиков налогов по ф. № 14-ОПП. Такая справка не подлежит дополнительной регистрации в общем отделе или канцелярии органа ГНИ.
Справка о взятии на учет плательщика налогов по ф. № 4-ОПП является единственным документом, подтверждающим взятие плательщика налогов на учет в органе ГНИ.
В день взятия предпринимателя на учет орган ГНИ передает соответствующему госрегистратору данные о дате взятия на учет для внесения этих сведений в Единый госреестр.
В справке о взятии на учет физического лица – предпринимателя перед фамилией, именем и отчеством такого лица обязательно указывается "Физическое лицо – предприниматель".
Если предприниматель осуществляет деятельность не только по месту взятия его на учет (месту проживания), но и на территории другой территориальной громады, у него возникают налоговые обязательства на данной территории (например, приобретение торгового патента по местонахождению торговой точки). В этом случае для налоговой инспекции, расположенной на территории этой громады, предприниматель считается плательщиком отдельных налогов. При этом такой налоговой инспекцией предпринимателю может быть выдано Уведомление о включении налогоплательщика в категорию плательщиков отдельных налогов по ф. № 16-ОПП (приложение 15 к Порядку № 80). Уведомление выдается по заявлению плательщика в течение двух рабочих дней, и срок его действия ограничен бюджетным годом.
Взятие на учет в Пенсионном фонде
Факт госрегистрации еще не дает физическому лицу права на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку необходимо стать на учет не только в органах государственной налоговой службы, но и в Пенсионном фонде.
Именно уведомление госрегистратором соответствующих фондов о том, что зарегистрировано новое физическое лицо – предприниматель, и является по своей сути регистрация по принципу "единого окна". Информации, полученной от госрегистратора, достаточно для взятия на учет предпринимателя в фондах. Но в некоторых случаях есть свои особенности, которые и будут рассмотрены ниже.
Следует заметить, что в отличие от других социальных фондов при взятии на учет в Пенсионном фонде физическое лицо – предприниматель сразу приобретает статус страхователя по отношению к себе и при определенных обстоятельствах – страхователя по отношению к другим лицам.
Необходимость обязательной постановки на учет предпринимателей в Пенсионном фонде обусловлена тем, что начиная с 01.01.2004 г. изменился порядок определения страхового стажа для начисления пенсии по возрасту. С этой даты в страховой стаж для начисления пенсии по возрасту засчитывается только тот период, в котором предприниматель был зарегистрирован в Пенсионном фонде и уплачивал страховые взносы.
Каков порядок взятия на учет в Пенсионном фонде?
Механизм взятия на учет предпринимателей в органах Пенсионного фонда регулируется нормами Порядка № 14-4.
В соответствии с п. 3 данного Порядка взятие на учет физических лиц – предпринимателей в качестве плательщиков страховых взносов осуществляется органами Пенсионного фонда по месту проживания лица на основании сведений из регистрационной карточки на проведение госрегистрации, представленных госрегистратором не позднее следующего рабочего дня с даты получения этих данных органами Пенсионного фонда.
Госрегистратор направляет в органы Пенсионного фонда по местожительству предпринимателя уведомление о проведении государственной регистрации такого предпринимателя. В уведомлении указывается номер и дата внесения соответствующей записи в Единый госреестр, а также сведения из регистрационной карточки предпринимателя.
Уведомление о взятии на учет оформляется на бланке установленной формы согласно приложению 2 к Порядку № 14-4 и отправляется предпринимателю по почте с уведомлением о вручении на следующий рабочий день после дня взятия на учет в органах Пенсионного фонда.
Уведомление должно содержать данные о регистрационном номере плательщика, который необходимо указывать на платежных документах при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом; о сроках перечисления сбора и дате представления отчетности; а также номер счета, на который перечисляются денежные средства.
Днем взятия физического лица – предпринимателя на учет в органах Пенсионного фонда считается день получения сведений от госрегистратора о госрегистрации физического лица в качестве предпринимателя.
С этой даты предприниматель обязан начислять и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд за себя в порядке, определенном Законом № 1058, в зависимости от избранной системы налогообложения.
Таким образом, постановка на учет в органах Пенсионного фонда осуществляется автоматически и предпринимателю не нужно лично для этого представлять дополнительно документы.
Взятие на учет в социальных фондах
Несмотря на то, что госрегистратор информирует о госрегистрации предпринимателя не только органы налоговой службы, Пенсионного фонда, но и другие социальные фонды, страхователями или застрахованными лицами эти предприниматели становятся не всегда. Рассмотрим ниже, в каких случаях предприниматели являются плательщиками взносов в Фонд занятости, Фонд по временной нетрудоспособности, Фонд от несчастных случаев.
Каков порядок взятия на учет в Фонде занятости?
Согласно Закону № 755 госрегистратор уведомляет Фонд занятости о регистрации предпринимателя, а Фонд, в свою очередь, берет этого предпринимателя на учет. Порядок взятия на учет в Фонде занятости изложен в Инструкции № 339.
Согласно п. 3 Инструкции № 339 взятие на учет физических лиц – предпринимателей осуществляется на основании уведомления госрегистратора о проведении государственной регистрации и сведений из регистрационной карточки не позднее следующего рабочего дня с даты его получения.
После получения такого уведомления центры занятости, на которых возложены функции исполнительных дирекций Фонда занятости, вносят соответствующую запись в журнал учета плательщиков взносов. Взятие на учет еще не значит, что предприниматель становится плательщиком страховых взносов в Фонд занятости.
Плательщиком страховых взносов предприниматель становится с того момента, когда он приобретает статус работодателя.
Статус работодателя предприниматель приобретает со дня заключения трудового договора с первым наемным работником. При этом в недельный срок со дня заключения договора такой договор нужно зарегистрировать в центре занятости по месту проживания (госрегистрации) предпринимателя. Порядок регистрации трудового договора между предпринимателем и наемным работником регулируется нормами Приказа № 260. После регистрации первого трудового договора с наемным работником центр занятости информирует об этом социальные фонды.
Следует заметить, что в данном случае предприниматель выступает страхователем только по отношению к своим наемным работникам.
Если же предприниматель хочет застраховать себя, то ему также необходимо стать на учет. Такая постановка на учет осуществляется в добровольном порядке. Для этого он должен обратиться в центр занятости по месту регистрации с заявлением по форме 2 к Инструкции № 339 и представить копию идентификационного номера, заверенную ответственным лицом центра занятости. С даты, указанной в заявлении, предприниматель приобретает статус плательщика страховых взносов за себя.
Предпринимателю на следующий день после взятия его на учет в качестве плательщика страховых взносов по почте направляется извещение о постановке на учет по форме приложения 4 к Инструкции № 399 с уведомлением о вручении. В извещении указывается регистрационный номер предпринимателя, который необходимо проставлять на платежных документах о перечислении взносов.
Если предприниматель прекращает использовать труд наемных работников, он может быть снят с учета как плательщик страховых взносов – работодатель только после снятия с регистрации в центре занятости последнего трудового договора с наемным работником. При этом дата снятия предпринимателя с учета в центре занятости соответствует дате расторжения последнего договора.
Таким образом, предприниматель-работодатель приобретает статус плательщика взносов в Фонд занятости с даты регистрации договора с наемным работником, а плательщика взносов за себя – с даты добровольной регистрации.
Как зарегистрироваться в Фонде по временной нетрудоспособности?
Предприниматели в общем порядке берутся на учет в исполнительных дирекциях Фонда по временной нетрудоспособности по месту проживания на основании сведений из регистрационной карточки, представленной госрегистратором не позднее следующего рабочего дня с даты получения указанных сведений органами Фонда.
Учет полученных сведений осуществляется органами Фонда по временной нетрудоспособности в Едином реестре страхователей Фонда.
В момент взятия на учет предприниматели еще не являются страхователями. Таковыми по отношению к наемным работникам они становятся с момента появления последних, а по отношению к себе – с момента добровольного обращения для взятия на учет, если уплачивают налоги по общей системе налогообложения или фиксированный налог, или с момента обязательного взятия на учет при уплате единого налога.
Предприниматели приобретают статус работодателей с момента заключения трудового договора с первым из наемных работников. В день получения органом Фонда по временной нетрудоспособности сведений в установленном порядке от центра занятости о регистрации трудового договора, предприниматель приобретает статус работодателя-страхователя по отношению к своим наемным работникам. Именно с этой даты он должен начислять и удерживать взносы в Фонд по временной нетрудоспособности и перечислять их в порядке, определенном Инструкцией № 16.
Если по каким-либо причинам Фонд по временной нетрудоспособности не получил сведений о том, что предприниматель приобрел статус работодателя, то предприниматель должен сам обратиться в рабочие органы Фонда с заявлением по форме приложения № 1 к Инструкции № 16, а также представить копии следующих документов, удостоверенных работником Фонда:
– Свидетельства о госрегистрации;
– справки о включении заявителя в Госреестр физических лиц – плательщиков налогов и других обязательных платежей (идентификационный номер).
В зависимости от способа взаимодействия Фонда по временной нетрудоспособности и госрегистратора или в зависимости от категории страхователя уведомление о взятии на учет на следующий день со дня взятия на учет с указанием персонального номера:
– передается органом Фонда по временной нетрудоспособности госрегистратору для выдачи его вместе со свидетельством о госрегистрации;
– направляется страхователю по почте с уведомлением о вручении;
– выдается страхователю сотрудником соответствующего рабочего органа Фонда.
Для предпринимателей, которые обязательно должны быть взяты на учет, оформляется уведомление по форме приложения № 3 к Инструкции № 16.
Предприниматели, утратившие статус страхователя-работодателя (при условии приостановления использования труда наемных работников), снимаются с учета как страхователи на основании заявления после проведения расчетов с Фондом по временной нетрудоспособности.
В случае если предприниматель, утративший статус предпринимателя-работодателя в связи с приостановлением использования труда наемных работников, снова заключает трудовой договор с наемным работником, то такой предприниматель опять приобретает статус страхователя и ему может быть предоставлен предыдущий регистрационный номер.
В Инструкции № 16 закреплено, что предприниматели – плательщики единого налога приобретают статус страхователя "за себя" (лично) в день подачи соответствующего заявления по форме приложения № 2 к данной Инструкции и предоставления копии Свидетельства ЕН, или информации из органов налоговой службы по месту регистрации предпринимателя или из Госказначейства об уплате единого налога.
Предприниматели-единщики, состоящие на учете как страхователи (лично), снимаются с учета на основании информации о переходе на общую систему налогообложения, предоставленной страхователем (т. е. самим предпринимателем) или налоговой инспекцией. Если предприниматель, утративший статус страхователя в связи с переходом с единого налога на общую систему налогообложения, снова начинает использовать упрощенную систему налогообложения, то такой предприниматель снова приобретает статус страхователя и ему может быть предоставлен предыдущий регистрационный номер.
Таким образом, единщику для приобретения статуса страхователя "за себя" необходимо подать заявление по установленной форме.
Предприниматели, избравшие общую систему налогообложения или упрощенную с уплатой фиксированного налога, имеют право зарегистрироваться в данном Фонде добровольно. Порядок регистрации в этом случае осуществляется в соответствии с постановлением правления Фонда по временной нетрудоспособности от 02.06.2005 г. № 62.