- 🟡 14:30 Відбій тривоги в Харківська область.Зверніть увагу, тривога ще триває у:- Куп’янський район- Харківський район- Липецька територіальна громада- Вовчанська територіальна громада#Харківська_область
- #1
Как "москали" "оккупировали" Украину
...С конца XVI века подчинённость Речи Посполитой стала для украинского народа невыносимой. Дело было вовсе не национальных амбициях, которые движут, к примеру, баскскими сепаратистами в Испании. Эти живут припеваючи, а там была объективная невозможность продолжать своё существование так, как оно складывалось. Невозможность эта была и физическая, и нравственная. Телесные и душевные муки народа достигли того предела, за которым либо смерть, либо какой-то решительный отпор - третьего не дано. Польское крепостное право было самым бесчеловечным за всю историю феодальной Европы, тем более России. Английский лендлорд мог повесить крестьянина, поймавшего зайца в его лесу; русский помещик мог наказать плетьми мужика, рубившего деревья в его владениях, но это было наказанием за преступление. Польский же пан не нуждался в юридическом обосновании своих казней: у него убить хлопа было всё равно, что убить собаку. Но этим дело не ограничивалось: унижая народ до уровня рабочего скота, ляхи издевались и над его религией, выкорчёвывая Православие и заменяя его католицизмом и унией.
Проиллюстрируем трагичность тогдашней ситуации несколькими цитатами из Н.И. Костомарова - не только одного из образованнейших наших историков, но и исследователя, особенно специализировавшегося по Украине.
"Согласное свидетельство современных источников показывает, что в конце XVI и первой половине XVII века безусловное господство панов над хлопами привело последних к самому горькому быту. Иезуит Скарга, фанатический враг православия и русской народности, говорил, что на всём земном шаре не найдётся государства, где бы так обходились с земледельцами, как в Польше". Владелец или королевский староста не только отнимает у бедного хлопа всё, что он зарабатывает, но и убивает его самого, когда захочет и как захочет, и никто не скажет ему за это дурного слова.
Между панами в это время распространилась страсть к непомерной роскоши и мотовство, требующее больших издержек. Один француз, живший тогда в Польше, заметил, что повседневный обед польского пана стоит больше, чем званый во Франции.
Откуда черпались ресурсы для этой роскоши господ? Вот откуда: "Кроме обыкновенной панщины, зависевшей от произвола владельцев, холопы были обременены множеством разных мелких поборов. Каждый улей был обложен налогом под именем "очкового", за вола платил крестьянин роговое, за право ловить рыбу - ставщину за право пасти скот - спасное; за измол муки - сухомельщину. Крестьянам не дозволялось ни приготовлять себе напитки, ни покупать их иначе, как у жида, которому пан отдаёт корчму в аренду".
Зависимость от посредников - иудеев более всего оскорбляла народ. Костомаров пишет об этом следующее.
"Паны, ленясь управлять имениями сами, отдавали в аренду иудеям с полным правом панского господства над хлопами. И тут-то не было предела истязаниям над рабочею силою и духовною жизнью хлопа. Кроме всевозможнейших проявлений произвола, иудеи, пользуясь унижением православной религии, брали в аренды церкви, налагали пошлины за крещение младенцев ("дудки"), за венчание ("поемщина"), за погребение и, наконец, вообще за всякое богослужение; кроме того - и умышленно ругались над религией. Отдавать имения на аренды казалось так выгодно, что число иудеев-арендаторов увеличивалось всё более и более, и Южная Русь очутилась под их властью. Жалобы народа на иудейские насильства до сих пор раздаются в народных песнях"
Грабительское поведение панов на принадлежащих им украинских землях, попирающее всякие людские и Божии законы, во многом определялось объективными факторами, поэтому надеяться на какое-то улучшение своей участи крепостные не могли. В нормальном государстве такой беспредел был бы невозможен, но тогдашняя Польша не была нормальным государством. Номинально она считалась монархией, но фактически представляла собой дворянскую республику. Король, который не наследовал трон, а каждый раз избирался, служил отчасти декорацией, отчасти знаменем для собираемого перед выступлением в поход войска. Реальная же власть принадлежала Сейму - крикливому сборищу тщеславных шляхтичей, каждый из которых мог сорвать любое решение, пользуясь правом "вето". На эту публику ни король, ни епископы не имели никакой управы. Такое анархическое жизнеустроение и погубило Польшу, которая уже в следующем столетии потеряла свою независимость и подвергалась разделу, но в то время, о котором мы говорим, шляхетский произвол был в самом разгаре и самым жутким образом сказывался на судьбе украинского народа.
Однако этот народ не превратился в бессмысленных рабов...
Полностью статью можно прочитать здесь:
Посилання видалено
...С конца XVI века подчинённость Речи Посполитой стала для украинского народа невыносимой. Дело было вовсе не национальных амбициях, которые движут, к примеру, баскскими сепаратистами в Испании. Эти живут припеваючи, а там была объективная невозможность продолжать своё существование так, как оно складывалось. Невозможность эта была и физическая, и нравственная. Телесные и душевные муки народа достигли того предела, за которым либо смерть, либо какой-то решительный отпор - третьего не дано. Польское крепостное право было самым бесчеловечным за всю историю феодальной Европы, тем более России. Английский лендлорд мог повесить крестьянина, поймавшего зайца в его лесу; русский помещик мог наказать плетьми мужика, рубившего деревья в его владениях, но это было наказанием за преступление. Польский же пан не нуждался в юридическом обосновании своих казней: у него убить хлопа было всё равно, что убить собаку. Но этим дело не ограничивалось: унижая народ до уровня рабочего скота, ляхи издевались и над его религией, выкорчёвывая Православие и заменяя его католицизмом и унией.
Проиллюстрируем трагичность тогдашней ситуации несколькими цитатами из Н.И. Костомарова - не только одного из образованнейших наших историков, но и исследователя, особенно специализировавшегося по Украине.
"Согласное свидетельство современных источников показывает, что в конце XVI и первой половине XVII века безусловное господство панов над хлопами привело последних к самому горькому быту. Иезуит Скарга, фанатический враг православия и русской народности, говорил, что на всём земном шаре не найдётся государства, где бы так обходились с земледельцами, как в Польше". Владелец или королевский староста не только отнимает у бедного хлопа всё, что он зарабатывает, но и убивает его самого, когда захочет и как захочет, и никто не скажет ему за это дурного слова.
Между панами в это время распространилась страсть к непомерной роскоши и мотовство, требующее больших издержек. Один француз, живший тогда в Польше, заметил, что повседневный обед польского пана стоит больше, чем званый во Франции.
Откуда черпались ресурсы для этой роскоши господ? Вот откуда: "Кроме обыкновенной панщины, зависевшей от произвола владельцев, холопы были обременены множеством разных мелких поборов. Каждый улей был обложен налогом под именем "очкового", за вола платил крестьянин роговое, за право ловить рыбу - ставщину за право пасти скот - спасное; за измол муки - сухомельщину. Крестьянам не дозволялось ни приготовлять себе напитки, ни покупать их иначе, как у жида, которому пан отдаёт корчму в аренду".
Зависимость от посредников - иудеев более всего оскорбляла народ. Костомаров пишет об этом следующее.
"Паны, ленясь управлять имениями сами, отдавали в аренду иудеям с полным правом панского господства над хлопами. И тут-то не было предела истязаниям над рабочею силою и духовною жизнью хлопа. Кроме всевозможнейших проявлений произвола, иудеи, пользуясь унижением православной религии, брали в аренды церкви, налагали пошлины за крещение младенцев ("дудки"), за венчание ("поемщина"), за погребение и, наконец, вообще за всякое богослужение; кроме того - и умышленно ругались над религией. Отдавать имения на аренды казалось так выгодно, что число иудеев-арендаторов увеличивалось всё более и более, и Южная Русь очутилась под их властью. Жалобы народа на иудейские насильства до сих пор раздаются в народных песнях"
Грабительское поведение панов на принадлежащих им украинских землях, попирающее всякие людские и Божии законы, во многом определялось объективными факторами, поэтому надеяться на какое-то улучшение своей участи крепостные не могли. В нормальном государстве такой беспредел был бы невозможен, но тогдашняя Польша не была нормальным государством. Номинально она считалась монархией, но фактически представляла собой дворянскую республику. Король, который не наследовал трон, а каждый раз избирался, служил отчасти декорацией, отчасти знаменем для собираемого перед выступлением в поход войска. Реальная же власть принадлежала Сейму - крикливому сборищу тщеславных шляхтичей, каждый из которых мог сорвать любое решение, пользуясь правом "вето". На эту публику ни король, ни епископы не имели никакой управы. Такое анархическое жизнеустроение и погубило Польшу, которая уже в следующем столетии потеряла свою независимость и подвергалась разделу, но в то время, о котором мы говорим, шляхетский произвол был в самом разгаре и самым жутким образом сказывался на судьбе украинского народа.
Однако этот народ не превратился в бессмысленных рабов...
Полностью статью можно прочитать здесь:
Посилання видалено