Недавно А.Сафронов выложил в сеть свою лекцию об определениях йоги (посмотреть можно на YouTube). Лекция по сути состоит из цитат из древних текстов с неуверенными и сбивчивыми попытками Сафронова читать оригинальный санскритский текст. Но примечательны некоторые моменты.
Сафронов упоминает об экспериментах, в которых было установлено, что наш мозг принимает решение якобы за несколько минут (!) до того, как примем его мы. Это, конечно, он хватил лишку. На само деле речь идёт о долях секунды, но действительно мозг "принимает решение" чуть раньше, чем мы это решение осознаём. И выводы из этих данных нейробиологи делают совершенно противоположные тем, которые сделал Сафронов. Он говорит что-то невнятное о следовании своему истинному Я, своей природе, тогда как учёные говорят, что наше Я и свобода воли, вероятно, является лишь иллюзией, моделированной нашим мозгом. Эта модель возникла в процессе эволюции для удобства выполнения некоторых задач. И этот момент скорее ближе к буддизму с его концепцией анатмана, отсутствия индивидуальной души, самости, собственного Я.
Ещё Сафронов почему-то удивляется, что многие считают йогу в том числе и религиозной практикой. При этом он умалчивает о следующих моментах: йога возникла и развивалась в определённом историческом, культурном и, несомненно, религиозном контексте; йога, в отличие от санкхьи, именно теистическая даршана (школа), некоторые исследователи даже говорят о санкхье с Богом и санкхье без Бога, под первой имея ввиду йогу; Бог (Ишвара) был добавлен к разработанным до этого элементам санкхьи; одна из частей классической йоги (нияма) содержит такой элемент как Ишвара-пранидхана (или, в другом варианте, Ишварапуджана) - принятие Бога (Ишвары) в качестве своей цели и идеала в жизни, поклонение ему; один из основных видов йоги (бхакти-йога) направлен на культивацию любви к Богу, служение ему с любовью и преданностью, и считается самым лёгким и действенным видом йоги, превосходящим остальные; в Бхагават-Гите йогу Арджуне излагает Кришна, который является никем иным, как Богом.
Но при этом всём, по мнению Сафронова, йога не имеет никакого отношения к религии! Воистину, сильны защитные механизмы психики, как, например, отрицание!
И ещё понравилось определение йоги авторства самого Сафронова с использованием слова "эзотерический". При этом он сам же признаёт, что в наш информационный век существование истинно закрытых учений для узкого круга достойных и посвящённых по сути невозможно, так как все тексты и суть учения при желании можно найти в открытом доступе. И действительно, о какой эзотерике может идти речь, если вся инфа открыта, а в йоги записывают любого желающего, лишь бы ходил на занятия, посещал семинары и, конечно же, платил деньги. Но Сафронов "ловко" аргументирует использование слова "эзотерический" - чистая казуистика. Видимо, ему просто нравится это слово и нравится называть себя "эзотериком". Типа, он такой весь приобщённый к тайному знанию.
В общем, следует признать, что УФЙ - не йога, а просто авторский сафроновский кружок по интересах.
Всем добра!
