Еще по архиву Последнего Коша.
Так как цитата их российского источника, то отношение к Кошу и вообще Сечи понятно какое. Обычное российское презрительно-невежественное. ну то такое. было бы странно, если бы российский чиновник иначе относился к истории лимитрофа.
Вот цитата:
"Приведя в порядок присланные из Екатеринослава документы и разобравшись в их содержании, Скальковский написал книгу, названную им «Историей последнего Коша Запорожского». Это был далеко не совершенный и не беспристрастный труд. Чиновник генерал-губернаторской канцелярии, сын помещика и сам помещик, Скальковский использовал в этой работе только часть найденных документов и представил Сечь далеко не такой, какой она была в действительности.
Он изобразил ее каким-то военно-монашеским братством, в духе подвизавшихся в Западной Европе рыцарских орденов.
Дальше цитировать не имеет смысла, так как идет обычный для России словесный ряд про "казаков, стремившихся более всего в лоно матери-Империи". Ну то таке. Интересно вот шо.
Большинство найденных в Екатеринославе документов относилось к последнему периоду существования «вельможного Коша Запорожского», когда его атаманом был ставленник казачьей верхушки, один из самых богатых казаков, Петр Иванович Калнишевский. Само название "Вельможный Кош" - уже красноречиво. Но в материалах есть описание того, шо было утеряно Калнышевским в результате бунта козаков-сиромах против козаков-белоусых. А это:
"В доме кошевого, как видно из составленного им самим списка понесенных убытков, перебили все стекла, хрустальную и фарфоровую посуду и даже печные изразцы, переломали дорогую мебель (одних только стульев было больше полусотни — по этой цифре можно судить о размерах его «хаты»). Изрезали ковры и выбросили из шкафов и сундуков весь его роскошный гардероб и дорогое оружие: крытые красным бархатом волчьи и лисьи шубы, расшитые кафтаны, позолоченные пояса, двадцать три пары сапог и столько же пар пистолетов, а также сабли в драгоценной оправе."
Если отвлечься от классовой борьбы, то мы увидим, шо козацкая старшина жила оседло, имела свои имения, роскошное убранство, дорогую одежду, дорогое оружие. Причем все это было в регионе нынешнего Запорожья. Шо как бы противоречит известной еще с советских времен версии о том, шо Дикое поле было пустынно, а козаки - это "бежавшие от польского гнета крестьяне". Хороши крестьяне, если (снова цитата из текста):
Виднейшие военачальники граф Петр Панин, князь Прозоровский и знаменитый впоследствии фаворит Екатерины II, бывший в то время генерал-майором в первой армии, Г. А. Потемкин, в знак своего особого уважения к Войску Запорожскому,
просили записать их в любой из его куреней простыми казаками. Заявления эти особенно тщательно хранились в архиве. Кошевое начальство не рассчитывало на то, что эти «казаки» будут разделять все трудности похода вместе с сиромахами, но в столице они могли очень пригодиться."
Вот так, ребята, князь Потемкин просил записать его в Кош простым козаком. Понятно, шо это было политическим жестом, но сам факт говорит о том, насколько Сечь была важна и влиятельна. А простое описание убранства господской хаты кошевого - и богата! И насколько тщательно на Сечи велось документирование. если даже такие подробности хранились в архиве тока одного Коша!
Сечь действительно была устроена по образцу рыцарских орденов. Козаки вели активный "бизнес". Тот же Калнышевский , как и десятки кошевых до него, занимался разведением лошадей особо выносливой породы. И продавал лошадей его Кош в Европу десятками тысяч голов.
Кроме этого козаки делали селитру (для производства пороха). На промышленной основе. Места, где выпаливалась селитра назывались Майданом. майдан - это не площадь по украински. По украински Площадь - площа. Во Львове и в любом другом западноукраинском городе, вы не найдете Майдан Базар. Тока Площу Рынек. А майдан - это "кругла быта площа для выпалювання селитри". И наибольшее число таких Майданов на Запорожье и Слобожанщине - там, где козаки этим и занимались.
В общем, писать можно много, но вопрос - кому? россия (страна-террорист)не никогда это не будут читать и воспринимать. А нашим чаще всего тоже бессмысленно, ибо знают они о своей истории не больше россиян. И воспринимают почти также. Увы. И печально.