Обґрунтування законності прийняття рішення про відключення індивідуальних споживачів від систем централізованого опалення
МІНІСТЕРСТВО БУДІВНИЦТВА, АРХІТЕКТУРИ ТА ЖИТЛОВО-КОМУНАЛЬНОГО ГОСПОДАРСТВА УКРАЇНИ видало Н А К А З від 22.11.2005 N 4 «Про затвердження Порядку відключення окремих житлових будинків від мереж централізованого опалення та постачання гарячої води при відмові споживачів від централізованого теплопостачання», далі наказ.
Пунктом 1.1 наказу визначено «Цей Порядок визначає процедуру відключення від мереж централізованого опалення та постачання гарячої води (далі – ЦО і ГВП) житлового будинку при відмові споживачів від послуг ЦО і ГВП».
Пунктом 2.2.3 наказу визначено наступне: «Підставою для відмови у наданні дозволу на відключення від мереж ЦО і ГВП є невиконання умов, визначених у пунктах 2.1 та 2.2 цього Порядку».Пунктами 2.1 та 2.2 наказу визначено наступне:
2.1 Для вирішення питання відключення житлового будинку (будинків) від мереж централізованого опалення його власник (власники) повинен (повинні) звернутися до Комісії з письмовою заявою про відключення від мереж ЦО і ГВП.
Тобто даним наказом затверджений порядок відключення окремих житлових будинків від мереж централізованого опалення та постачання гарячої води при відмові споживачів від централізованого теплопостачання та надання дозволу на таке відключення лише власникам житлових будинків.
При цьому наказ не визначає порядок відключення окремих приміщень від мереж централізованого опалення та постачання гарячої води при розірванні договору на централізоване теплопостачання між споживачем та виконавцем та надання дозволу на таке відключення виконавцю або постачальнику послуг.
ЗУ «Про теплопостачання» Статтею 24 визначено:
«Захист прав споживачів теплової енергії, а також механізм реалізації захисту цих прав регулюються цим Законом, Законом України «Про захист прав споживачів», іншими нормативно-правовими актами.
Право споживача на розірвання договору передбачено ЗУ «Про захист прав споживачів» в якому статтєю 10 пунктом 1 визначено:
«Споживач має право відмовитися від договору про виконання робіт (надання послуг) і вимагати відшкодування збитків, якщо виконавець своєчасно не приступив до виконання зобов’язань за договором або виконує роботу так повільно, що закінчити її у визначений строк стає неможливим».
Пунктом 2 визначено:
«Якщо під час виконання робіт (надання послуг) стане очевидним, що їх не буде виконано з вини виконавця згідно з умовами договору, споживач має право призначити виконавцю відповідний строк для усунення недоліків, а в разі невиконання цієї вимоги у визначений строк - розірвати договір і вимагати відшкодування збитків або доручити виправлення недоліків третій особі за рахунок виконавця».
Пунктом 4 визначено:
«За наявності у роботі (послузі) істотних недоліків споживач має право вимагати розірвання договору та відшкодування збитків».
Крім того, жодним законом або нормативно-правовим актом України не передбачено обов’язок споживача укладати договір на надання послуг з теплопостачання, примусово користуватися цими послугами та сплачувати за них. Це також суперечить Конституції України, Цивільному та Господарському кодексам України.
Тобто виходячи з вищевикладеного, споживач має право відмовитися від надання послуг теплопостачання, або взагалі не укладати договір на надання таких послуг.
У разі розірвання договору між споживачем та виконавцем, або не укладанням такого договору, споживач має право не сплачувати за надані послуги.
У цьому випадку ЗУ «Про теплопостачання» Статтею 25 передбачено:
Теплогенеруюча, тепло транспортна та теплопостачальна організації мають право:
«Обмежувати або припиняти постачання теплової енергії споживачам після письмового попередження, надісланого не пізніше ніж за три робочі дні, в разі заборгованості за спожиту теплову енергію в порядку, встановленому законодавством».
Також «Постановою КМУ від 21 липня 2005 р. N 630 пунктом 26 визначено основну засаду відключення від мереж централізованого опалення: « Відключення споживачів від мереж централізованого опалення та постачання гарячої води здійснюється у разі, коли технічна можливість такого відключення передбачена затвердженою органом місцевого самоврядування відповідно до Закону України «Про теплопостачання» схемою теплопостачання, за умови забезпечення безперебійної роботи інженерного обладнання будинку та вжиття заходів щодо дотримання в суміжних приміщеннях вимог будівельних норм і правил з питань проектування житлових будинків, опалення, вентиляції, кондиціонування, будівельної теплотехніки; державних будівельних норм з питань складу, порядку розроблення, погодження та затвердження проектної документації
Виходячи з вищевикладеного, відключення від систем централізованого опалення окремих приміщень споживача не заборонено виконавцю даних послуг, в данному випадку КП «Жовтоводськтепломережі» та можливе у разі прийняття відповідного рішення міською радою та після розроблення та затвердження схеми теплопостачання.
Тобто, при наявності відповідного рішення міської ради та при розробленій схемі теплопостачання міста, з перспективою переходу міста на автономне або індивідуальне опалення, індивідуальне відключення від мереж централізованого опалення «Жовтоводськтепломережою» можливе та необхідне і не суперечить законодавству України.
Депутат Жовтоводської міської ради 5-го скликання Більченко О.В.
-выходит что если 1 квартира в доме захочет отключится от центр. отопления, то такое возможно и это законно?
-Скорее если власти захотят и примут соответствующее решение. А если квартира захочет, то отключиться нельзя, есть приказ минЖКХ. Просто если житель соблюдёт все условия, рассторгнет договор и не будет платиь, то Теплосети могут продолжать насчитывать. Возникнет задолженность. У Теплосети в этом случае два выхода. Или согласиться с рассторжением и отключить неплательщика или подать на него в суд. Но думаю, что в суде нетрудно будет доказать, что неплательщик не платит законно, так как закон позволяет рассторгнуть договор. А то, что его теплосеть всё равно отапливает, так это не проблема жильца, а проблема теплосети. Поэтому теплосети лучше самой отключить неплательщика, дабы не тратить на него лишние средства. А то, как будет отапливаться житель после отключения, это уже другой вопрос. Это уже головная боль неплательщика. Возможно электрикой, возможно инверторным кондиционером, возможно получит техусловия и поставит газовый котёл. Вот в этом конечно хотелось бы, чтоб власти помогали. Для этого и разрабатывается новая программа.
-Алексей спасибо! Жаль,что таких как Вы единицы.
Власти могут принять программу для виду, мол мы заботимся о народе, но при этом ничего не делать в лучшем случае, а в худшем только мешать ставить автономки. Я в 2008 ставила автономку, так каждый мелкий чиновник специально затягивал сроки выдачи справок и разрешений при этом намекая как процесс можно ускорить.
-Тех условия нужны для автономного отопления, но выдавать их должен собственник сетей, а именно балансодержатель. В данном случае внутридомовые сети (водоснабжение и канализация, отопление и горячее водоснабжение, эл. снабжение) принадлежат согласно Правилам эксплуатации жилищно эксплуатационному предприятию и в комплексе со всем домом находятся на его балансе. Отсюда и плановые затраты связанные с содержанием дома.
Правовые действия теплосети по подаче теплоносителя заканчиваются на границе раздела а именно на вводе в конкретный дом. См. СНиП 2.04.07-86, ДБН В.2.2…. – 2004, З А К О Н У К Р А Ї Н И Про теплопостачання, П О С Т А Н О В А від 3 жовтня 2007 р. N 1198 Про затвердження Правил користування тепловою енергією, и т.д.
То есть все, что происходит в доме может разрешить только ПЖРЭО, а Теплосеть вообще не имеет ни какого отношения к нашим квартирам!
-Так это повсюду так, я с этим сталкиваюсь постоянно, но с помощью адвоката и жалобами во все инстанции отстаиваю свои права. А если программу примут, то будем в зад толкать, чтоб исполняли.
-Вы абсолютно правы, поэтому в программе и предусмотрено, чтоб ВЖРЭО отключало, а не Теплосети. Теплосети обязаны просто сообщить в ВЖРЭО о рассторжении договора, а потом работа ВЖРЭО.
-Если завтра не будет принято такое решение, которое позволит законно отключаться от централизованного отопления в пользу автономного, то можно делать так:
Самовольное отключение от центрального отопления:
Опробовано в других городах! Правда есть некоторые «но», а именно:
1.самовольно отключаться нельзя, особенно если есть договор на теплоснабжение – запрещено правилами (пост. КМ № 630). Отключить должен балансодержатель дома (ЖЭК) по заявлению. Причиной может послужить выход со строя отопительных приборов (радиаторов)и их замена. По этому поводу должен быть составлен акт, который и передается в теплоснабжающую организацию. Это отключение носит временный характер – до устранения неисправности, но все временное может стать постоянным! Вряд ли ЖЭК изыщет средства на замену приборов. С момента составления акта тепловики обязаны прекратить насчитывать оплату. Можно отрезатся и самому, но «Теплосеть» будет насчитывать плату. (есть пример по Донецку корда человек через суд доказал, что плата, которую насчитывает Теплосеть, незаконна)
2.устанавливается самовольно отопление (при обязательном наличии приборов учета!)Параллельно подается заявление на комиссию к которому обязательно прилагается уже имеющийся акт и ждем результата.
Заставить Вас подключиться к ЦО никто не сможет!
Ну а далее по схеме:
газовики обнаружили самовольно установленный газовый прибор – составили по этому поводу акт и направили его на админ. комиссию при исполкоме. На заседании комиссии Вы приводите аргументы, ссылаясь на бездействия Теплосети (плохое качество услуг) и поданное Вами заявление. Заставить Вас вернуться в объятия ЦО комиссия не в праве, соответственно выноситься решение о наложении штрафа за нарушение ДБН «Газоснабжение» и в протоколе комиссии рекомендуется узаконить данную систему ИСО, что является документом для разработки проектной документации. Возможен еще и суд. Но ни один судья не возьмет на себя ответственность вынести решение о демонтаже системы – нет такого закона!
Волокита? Да! А что делать…
-Cогласно п.11 Правил пользования тепловой энергией утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.10.2007року №1198, предусматривает, что самовольное вмешательство в действующие системы теплоснабжения и теплопотребления запрещается, а потому считаю отказ Теплосети относительно отказа предоставления технических условий на отключение от сети централизованного отопления незакономерным.
Отказ Теплосетей не содержит ссылок на нормативные документы, которыми закреплено право теплопостачальной организации отказать потребителю в выдаче технических условий на отключение от централизованной сети теплоснабжения, а потому есть неправомерными.
Отказ является неправомерным еще и потому, что п. 39 Правил пользования тепловой энергией утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.10.2007року №1198 но п. 24 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению снабжения холодной и горячей воды и водоотвода и типичного договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу утвержденных, Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005р. закрепляют за потребителем право отказаться от получения услуг по централизованному отоплению, а отказ Теплосетей в выдаче технических условий фактически препятствует реализации прав человека , чем нарушает конституционные права предусмотренные в. 41 Конституции Украины