Рассуждения о смысле слов молитвы христиан.
Бог есть Отец мира, мир есть отец всего, что в нем существует; и мир есть сын Божий, а все то, что есть в мире, подчинено Богу.
Гермес Трисмегист
Отче наш
Наставляет Иисус своих учеников словами: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему»
И далее произносит молитву, которая начинается обращением к Богу словами «Отче наш».
И в этом обращении кроется многое, что кажется странным для каждого уверовавшего в основополагающий догмат христианства. В котором отражается понимание триединости божественной природы и утверждается как неоспоримая истина, то что Бог един, но существует в трех лицах - Бог Отец, Бог Сын Иисус Христос и Бог Святой Дух. Эти три ипостаси в Боге равны между собой и единосущны. При этом понимается, что Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца.
И вот, имея такие представления о Божественной Троице, как о неоспоримой истине, христианин вдруг обращается к Богу словами Отче Наш, тем самым весьма самонадеянно и дерзко отводя, как и для самого себя, так и для других людей, роль чада Отцового или же сына божьего.
И это не святотатство, а прямое наставление, данное Иисусом в молитве, слова которой подтверждены в евангелиях и от Матвея, и от Луки.
Но ведь не только в одной лишь молитве, но и во многих иных сюжетах священных Евангелиев, находим слова Иисуса Христа, в которых он говорит о Боге не только как об отце своем, но и об отце вашем.
Таким образом можно ли говорить, что все люди есть чадами Божьими?
И тогда, в поисках ответа на этот вопрос, можно было бы сослаться на многочисленные христианские, и дохристианские тексты, в которых утверждается что Бог является творцом - димеургом мира в том числе и всех живых тварей. Например, этому сюжету посвящена первая глава ветхозаветной книги Бытие, и даже и сам великий классик древнегреческой философии Платон, утверждал, что вначале было создано, некое однополое живое существо. Именно от этих, особого вида однополых существ, способных к самовоспроизведению, впоследствии и произошли все животные виды, во всем их разнообразии. Но, еще до возникновения такого, первого, телесного существа, Бог, сотворил множество, столько же, сколько и звезд на небе, душ, которые, при своем первом воплощении, были поставлены в абсолютно равные условия существования.
Например, в своем диалоге Тимей, Платон пишет:
Возведя души… он явил им природу Вселенной и возвестил законы рока, а именно что первое рождение будет для всех душ установлено одно и то же, дабы ни одна из них не была им унижена, и что теперь им предстоит, рассеявшись, перенестись на подобающее каждой душе орудие времени и стать живыми существами…
И, далее мы с удивлением обнаруживаем Платоновскую концепцию эволюции животного мира, по которой духовный уровень развития предшествует изменениям телесных форм и видов. Так, в Тимее сказано:
все живые существа и поныне перерождаются друг в друга, меняя облик по мере убывания или возрастания своего ума или глупости.
Далее не будем приводить многочисленные тексты различных религиозных и философских доктрин, говорящих о Боге – Творце, но лишь зададимся вопросом, равнозначно ли для христианина понятие Создателя всего сущего и Отца. Может ли любая живая тварь считаться чадом Божьим, подобно Его Сыну Иисусу Христу, единому и со всевышним, и с Духом святым.
И тогда нам на помощь приходит апостол Иоанн, который выделяет среди всех животных тварей в том числе и среди людей, тех кто имеет право называться детьми Божьими – а именно только мудрецов, чей разум освещен светом истины. Вот как об этом сказано в Евангелии от Иоанна 1:9-13
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
И Апостол Павел вторит Иоанну говоря Рим 8:16 :
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства,
чтобы опять
жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
И древний мудрец Ориген, давая толкования на Евангелия от Иоанна утверждает: Если мы творим дела Божии и желаем творить Его волю, мы — сыны Божии; если же делаем дела диавольские, желая творить то, чего хочет он, мы и происходим от отца - дьявола.
Более того рассматривая человеческую природу Ориген ссылаясь на Псалмы утверждает, что
всякий человек лжец (
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
). Следовательно, обычный человек не стоит в истине, ибо, если тот кто уже не лжец, но стоит в истине, тот уже не человек. Вот почему Бог мог сказать о познавшем истину и подобных ему:
Я сказал: вы - боги и сыны Вышнего все (
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
).
А тех кто еще далек от Бога, ранние христиане называли сиротами, ибо не ведали они еще отца Своего.
Не будем далее углублять наши рассуждения, ведь сказанного вполне достаточно, чтобы согласиться с тем, что не каждый человек, вознося молитву к Господу, имеет право произносить слова Отче наш, а только праведник искренне желающий творить Его волю, и достойный в духе своем именоваться сыном Божиим.